О предопределении

Андрей Климов
                «Иуда предал Христа не потому, что Христос предвидел его предательство, а наоборот, Христос предвидел предательство Иуды потому, что он намерен был предать Христа». (епископ Илия Минятий)

                В попытке оправдать иудино предательство Христа сегодняшние иудействующие «богословы» прибегают к аргументу, что, мол, предательство Иуды было попущено божественным промыслом, превращая, таким образом, Иуду в орудие божественного провидения и снимая, фактически, с предателя Богочеловека лежащую на нём вину. Предательсто Иуды, якобы,  было предопределено свыше, а потому и вины на нём, по сути дела, и нет. Подобные новоявленные измышления о «предопределённости» иудиного предательства пускают корни в человеческих душах исключительно всилу нашей богословской неграмотности и неосведомлённости  в плане догматического учения Православной Церкви. Послушаем, что говорит по этому поводу греческий богослов и проповедник, епископ Илия Минятий (1669-1714) в своём поучении «О предопределении».

                (Из поучений епископа Илии Минятия):

                Учение о предопределении есть догмат веры, основанный на Свящ. Писании, и никто из православных в нем не сомневается. «Их же предуведе, – ясно говорит Павел, – тех и предустали сообразных быти образу Сына Своего. А ихже предустави, тех и призва, а ихже призва, сих и оправда; а ихже оправда, сих и прослави». (Рим.8:29–30). В превышающей разумение книге таинственного божественного предведения, кого возлюбил, Бог вписал к жизни, а кого возненавидел – к смерти: «Иакова возлюбих, Исава же возненавидех» (2, 13), – говорит Сам Бог. Как горшечник готовит из одной и той же глины один сосуд в честь, а другой – не в честь, так и всемогущий Бог одних из своих тварей прославляет, как ценные, а других отвергает, как ненужные. «Егоже хощет, милует, а егоже хощет, ожесточает» (9, 18). Бог действует по Своей воле, и кто может Ему прекословить? Воли Его кто противитися может? Но нет ли поэтому какой-либо неправды у Бога? – Да не будет! – Вот все учение Ап. Павла, учение прикровенное и возвышенное, в которое чем больше мы углубляемся, тем меньше его понимаем. Что же с того? В вопросе о предопределении пусть будет для нас непонятно все, что говорит Свящ. Писание, ибо оно непостижимо, – толкования святых отцов, ибо они трудны, – мнения ученых богословов, ибо они туманны. Пусть это будет поставлено в вину нашему разуму, слабому и слепому, который не может взойти на высоту или рассмотреть невидимое. Этого не понимал и сам Павел, восходивший до третьего неба. На этой высоте божественных откровений он видел только неисследимую глубину Божественной премудрости, превышающей разум. Поэтому он в удивлении воскликнул: «О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия!» (Рим.11:33). Златоуст продолжает, что «если бы даже было возможно разрешить это, однако, беззаконно было бы желать этого». Достаточно знать эти два ясные, легкие и прочные положения: первое – что Бог хочет, чтобы мы спаслись, ибо Он – человеколюбив; второе – что мы можем спастись, ибо мы свободны. Воля Божия и произволение человеческое образуют предопределение. Бог хочет; если хочет и человек, то он уже предопределен.

                Бог всем человекам хочет спастись. Этого хотения, называемого богословами «предваряющим», самого по себе ещё недостаточно для спасения. Это благодать Божия предваряющая, но необходимо со стороны человека произволение следовать ей. Бог призывает, но необходимо, чтобы человек внимал. Чтобы взлететь на небеса, нужна ещё и наша воля. Воля Божия и воля человеческая образуют предопределение. «Благодать, - говорит божественный Златоуст, - хотя она и благодать, но спасает лишь желающих».

                Всемогущь Господь в Своей власти, всемогущь и человек в своей свободе. Всё различие заключается в том, что Бог творит всё, что хочет, и никакая сила не может Ему в этом вопрепятствовать, а человек не делает, чего не хочет, и никакая сила не может его принудить к тому. Невозможно, чтобы Бог не совершил Им желаемого; невозможно также, чтобы человек совершил ему нежелательное. Поэтому, как человек не может спастись без благодати Божией, так и Бог не может спасти человека без свободной воли человека. Дождь падает на землю, но земля не принесёт плода, если земледелец не потрудится.

                Бог дарует Свою благодать и помощь, но этой благодати и помощи должна сопутствовать и содействовать воля человека. Хочет Бог спасти Ноя во время потопа, но требует, чтобы Ной своими руками построил ковчег. Хочет отверсти очи слепорожденному, но требует, чтобы сам слепорожденный пошёл и умылся в купели силоамской. Бог хочет спасти всех людей, но требует, чтобы каждый содействовал своему спасению.

                Бог наблюдает за всем и Своим всевидящим оком видит все, до мельчайшего и сокровеннейшего. Бог праведен и судит каждого по достоинству. Он не смотрит на лица, не взирает на дары: «Не зрит на лице, ниже емлет дар»  (Втор.10:17). Бог всемудр и не обманывается хитростью, не побеждается страстью, не изменяет по слабости. Итак, всемудрый, правосудный и всевидящий Бог возлюбил Иакова, ибо предуведел богоугодное настроение Иакова, а Исава возненавидел, ибо наперед знал злой характер его. Он кого хочет – милует, ибо предвидит, что он будет человеком хорошей и послушной воли; а кого хочет – ожесточает, ибо предвидит, что он будет человеком злого и нераскаянного сердца. Одного Он делает сосудом благословения, как Павла, а другого сосудом бесчестия, как фараона, ибо предвидит, что он (действительно) есть сосуд гнева, обреченный на погибель. Так должно понимать вышеприведенный текст, так его объясняют все святые отцы, особенно Златоуст в своем 16 слове на 9-ю главу послания к Римлянам. Итак, упомянутый текст не доказывает того, будто Бог не имеет  желания спасти тебя, или будто ты не имеешь полной свободы спасаться. Всегда зовет тебя человеколюбец Бог, желай и ты, и будешь всегда предопределен. Мы исповедуем, что Бог делает, что хочет, ибо всемогущ. Но знаем (также), что Бог творить только должное, ибо Он правосуден. И хотя мы не знаем судеб Господних, ибо это бездна глубокая, – во всяком случае, веруем, что в Боге нет лицеприятия.

                Так что же такое Божественное предведение и что оно совершает? Так выслушай. Оно действительно есть камень претыкания, о который многие споткнулись и упали. Но кто думает о нем так (как ты) – сильно ошибается и очень далек от истины. Если ты нездоров, не правда ли, Бог предвидит, выздоровеешь ли ты или умрешь? Но разве из-за этого должно не приглашать врача, не принимать лекарств, а сидеть сложа руки и ждать выздоровления или смерти? В таком случае ты был бы очень неразумным и глупым. Одно, если Бог предвидит твое исцеление или смерть (и это совершенно истинно), и совершенно иное – будто Божие предведение дарует тебе здравие или смерть, (а это совершенно ложно); ведь если ты будешь смотреть за собою, то выздоровеешь, а в противном случае умрешь. Бог предвидит и то, и другое, но ни первого, ни второго Божие предведение не приводит в исполнение. Ты или выздоровеешь, или умрешь, верно одно из двух, но не определено точно. Пойми это получше. Бог действительно предвидит, будешь ли ты в раю или аду, но узнай, что из этого следует. В зеркале мы оказываемся такими, какими есть на самом деле, красивые – красивыми и наоборот. Точно так же и в чистейшем предведении Божием мы являемся такими, каковы и в действительности: – или записанными светлыми буквами в книгу живота, или помеченными в роковой книге смерти; если мы праведны, – то в лике спасенных праведников, а если грешны, – в списке осужденных грешников. Зеркало отражает наш вид, а предведение Божие – наше произволение. Это – мысль Григория Нисского. «Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением. Каково наше внутреннее (чувство), то же и Он воздает нам от Себя». И как зеркало, отражающее красивого и безобразного, не делает их такими, так и Божие предведение, в котором один является предопределенным в рай, а другой – осужденным на муки, (на самом деле) ни первого не влечет к спасению, ни второго на муки. «Предведение Божие, – говорят богословы, – только созерцательно, а не деятельно». Это значит, что ты спасаешься или осуждаешься не потому, что Бог предвидит твое спасение или осуждение, а потому, – что добрыми своими делами содействуя благодати Божией, ты должен спастись, и Бог предвидит твое спасение; или потому, что злыми своими делами избегая благодати Божией, ты должен быть наказан, и Бог предвидит твои муки. Таким образом, Иуда предал Христа не потому, что Христос предвидел его предательство, а наоборот, Христос предвидел предательство Иуды потому, что он намерен был предать Христа. Так об этом говорит мудрый Иустин, философ и мученик. «Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина предведения. Не из предведения вытекает будущее, а из будущего – предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего предведения». Если ты будешь жить богоугодно, спасешься, а если развращенно – погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух несомненно, но не определено наперед.

                Посмотри еще раз в зеркало, прошу тебя. Сегодня ты здоров и зеркало показывает хороший вид, завтра ты болен, и зеркало покажет худой вид, а когда выздоровеешь, – опять прежний. Как лицо твое изменяет свой вид, так и зеркало изменяет твой образ. Так теперь, когда ты живешь богоугодно, Бог предопределяет тебя в рай. Завтра ты согрешишь, и Бог определит тебя на мучения. Опять раскаешься, опять предопределен (на спасение). Как ты изменяешь свою жизнь, так и Бог – решение. Божий суд сообразуется с нашим произволением, – «и сообразуется с нашим расположением».

                Чтобы тебя не смущало какое-нибудь недоумение, твердо помни две (мысли): что Бог всегда хочет твоего спасения, ибо Он человеколюбив; и что ты всегда можешь спастись, ибо ты свободен. Его благодать и твоя воля образуют предопределение. Бог хочет: желай и ты, и будешь предопределен.
               
                Однажды какой-то нехороший человек пришел к Аполлону Дельфийскому с воробьем в руках, покрытым одеждою, и просил, чтобы ему ответили: жив ли воробей или бездыханен? Этот человек был очень хитер и, если бы прорицатель сказал ему, что бездыханен, он намерен был показать живого воробья, а если скажет, что он жив, задушить его и показать, что он мёртв; так он хотел обмануть оракула. Но его хитрость была узнана, и он получил такой ответ: «от тебя зависит это решить: то, что ты держишь, показать мертвым или живым». Ты, о христианин, спрашиваешь: твоей душе предстоит вечная жизнь или вечная смерть? «От тебя зависит это решить». Предопределение о тебе зависит от воли Божией и от твоей. Воля Божия всегда готова. Значит дело стоит только за твоей. Бог хочет: если хочешь и ты, то ты предопределен для вечной жизни.