Когда бабушке принесли похоронку...

Мила Верба
К 75-ой годовщине окончания Великой Отечественной войны


   Когда моей бабушке принесли похоронку, мама моя помнит хорошо.
Бабушка охнула и осела на пол, оказалось потеряла сознание. Это была похоронка, на маминого старшего брата, Костю. Мама рассказывала, что она, и три её младших братишки, бегали вокруг бабушки, со слезами и кричали. Соседки, которые вошли в дом вместе с почтальоншей, тут же засуетились и поднесли к носу что-то понюхать. Нашатырный спирт привёл бабушку в чувство.
   Его забрали буквально несколько месяцев назад, не больше полугода, ему едва исполнилось восемнадцать лет, это был 1944 год. Насколько известно их войска сразу же послали в Литву, так как территория России уже была освобождена.
   Это был январь месяц, а через несколько недель опять похоронка. Это уже на маминого  отца, бабушкиного мужа.

   Как бабушка пережила это, я, честно говоря, даже не могу представить.

   Летом я приезжала к бабуше в деревню, а в избе, в большой комнате, на стене, висели портреты. Тогда так было принято. Маленькая я не интересовалась кто на них, знала что бабушка и дед, но очень молодые, а кто ещё не знала и разговор не заходил или мне не рассказывали.
 И вот уже подросла и как-то очередное лето, сидим пьём чай из самовара. А бабушка, я давно заметила, нет-нет да и бросит взгляд на портрет молодого человека в раме. Я у неё и спрашиваю, - ба, а кто это? Я до сих пор помню слова и как бабушка это сказала, - Костенька мой...погиб, на войне, осьмнадцать было...И с такой любовью она на портрет посмотрела...как будто по голове погладила.

   Мама говорила, что бабушка его очень любила и гордилась им, потому что он был очень хороший. Потом я часто подмечала, когда бабушка вдруг раз и вскинет глаза...на Костеньку, и лицо у неё сразу такое задумчивое, слегка полуулыбка, а на глазах слёзы наворачиваются, но она никогда не плакала, а если видела что я на неё смотрю, то отворачивалась и начинала чем-то заниматься.

   А недавно мой зять, на каком-то сайте, где собрана вся информация о захоронениях, нужно только знать хотя бы год рождения, нашёл такие сведения, которые повергли нас в шок, а затем в великую грусть. Оказалось, что мамин брат и отец, погибли практически недалеко друг от друга, и с разницей в десять дней. Оба в Литве, не зная что их воинские части в каких-то нескольких колометрах. Отец не знал что сын погиб и сам погиб вскоре.

  Мама не часто, но вспоминает своё военное, голодное и холодное детство и плачет, о том, что им пришлось пережить, и особенно бабушке. Ведь когда началась война маме с братом двойняшкой было по 7 лет, брату постарше 10, ещё брат 5ти лет, и ещё один, который родился в 1940 году и ему исполнился только годик.
   Вот такая история.