Особый Взгляд, день третий

Ирина Красильникова 2
ДЕНЬ ТРЕТИЙ, 30 октября.

1. «ОДИССЕЯ 2К19»
(Новое Пространство Театра Наций, «Социально-Художественный Театр», Санкт-Петербург)
Режиссёр: Дмитрий Крестьянкин.
Спектакль сопровождается тифлокомментарием.

Сегодня мы смотрели непростой спектакль. И не только потому, что в нем имеется явная отсылка к поэме Гомера (бесконечные странствия Одиссея, если честно, всегда внушали мне тихий ужас. И не думаю, что я в этом одинока.) Скорее потому, что авторы идеи и текста постановки - воспитанники детских домов. И то, что мы сегодня слышали на сцене - не придумано,  а пережито, прочувствованно...

— Иногда мы голодали трое суток...
— Куда угодно, только не домой и не в детдом!
— С раннего детства меня все время с кем то сравнивали. Это было очень обидно:  ведь это я, а не они!
— Одноклассники караулят меня после уроков. Почему? Потому, что я им всем не нравлюсь? И тогда я пошла заниматься самбо...

Воспоминания молодых людей звучат волнующе, и ты ловишь себя на том, что облегченно вздыхаешь, когда милая девушка заканчивает свой рассказ так: «Сейчас я получаю хорошие оценки. Потому что я сама этого захотела, а не они!»
И это - правильно!

Всего несколько минут передышки дают нам артисты, делясь своими мечтами:
— Я хотел бы стать Бэтменом!
— А я - птичкой!
— Я - звёздочкой, потерянной в космосе!
— Хочу, чтобы у меня были разноцветные глаза!...
В каждой шутке есть доля шутки... А над остальным следует задуматься.

Жизнь - она учит, и не только в школе за партами...
«Тема сегодняшнего урока: «Дружба»», - говорит Жизнь-Учительница. И мы слышим такие разные, но явно «пережитые» ответы юношей и девушек:
— Дружба - это когда можно позвонить в час ночи и пригласить на чашечку чая!
— Дружба - это то, что у тебя в душе. Особенно когда друг делится с тобой маленьким кусочком шавермы.
— Я не могу  никому полностью довериться. Я знаю, что через некоторое время все мои друзья улетучатся...»
Вот так...
«Тема следующего урока: «Предательство»», - объявляет Учительница-Жизнь...

В спектакле этом много движения. Молодые артисты все время бегут: от себя; от родителей, живущих своей жизнью и не желающих вникать в их проблемы... От одноклассников, из-за проблем в семье сделавших их изгоями... И пусть на сцене это - всего лишь бег на месте, но в жизни он дает пищу и сердцу, и уму.
Не могу не отметить и прекрасно подобранную музыку. Она самая разнообразная, но в основном, конечно, любимая самими «Одиссеями». Горькие строчки из песни группы «Грязь»:
«Успех-это не кожа и мех, это внутри и хочет наружу.
Когда я в себе его обнаружу, то буду носить оружие.
Потому что такие как ты захотят у меня его отобрать.
Когда я увижу тебя на пороге поверь я буду стрелять» -  обрываются нежными девичьим голосами... И кажется, что это мама вдруг вспомнила о своём ребёнке и поёт, поёт ему колыбельную...

Но где же вы, близкие и родные люди? Вместе с нашими Одиссеями мы спускаемся в царство Аида, где они встречают тех, кто ушёл в мир иной...
Письма молодых артистов к своим умершим родственникам и друзьям нельзя слушать без слез. «Останься!» - просят родные. Но оставаться нельзя: ещё слишком много дел там, наверху.

И вот, преодолев все препятствия, наш Одиссей (нет, много самых разных Одиссеев!) возвращается домой. А они, домА, бывают очень даже разные! Они как люди: сегодня - добренькие, а завтра, глядишь - и обманет тебя сказочная старушка из сладкого сна... Подсунет синий домик, о котором ты  всю жизнь мечтал, а в нем - псы прячутся бешеные!  Или зеркало висит какое-то кривое: глядишься в него, а ты - уже и не ты...

Нет, нет, наш милый Одиссей, мы верим, что все твоё долгое и опасное  путешествие было не напрасным. Ты многое претерпел, преодолел; стал крепче, увереннее в себе, умнее, милосерднее... И понял, что самое главное в жизни - это...

... Дом, где всегда тепло...
Дом куда можно вернуться...
Дом, где тебя понимают...
Дом, где тебя всегда ждут...

***

2. «КОРОЛЬ ЛИР»
 (Новое Пространство Театра Наций, Театральная школа «Инклюзион», Екатеринбург)
Режиссёр: Наталья Гаранина.
 Спектакль сопровождается тифлокомментарием.

 Шекспировского «Короля Лира» ставили в театрах столько раз, что, кажется, удивить зрителя уже ничем невозможно. И правда: что мы ещё об этом самом короле и трёх его дочерях не слышали?
Театральная студия «Инклюзион.Школа.Екатеринбург»  осуществила, казалось бы, невозможное. И не только потому, что в ее постановке шекспировскую историю рассказывают придворные Лира - так, как они ее понимают.  Спектакль режиссера Натальи Гараниной уникален тем, что большинство ролей в нем исполняют особенные артисты. И играют они настолько мастерски, что не понимаешь, где на сцене они, а где студенты и выпускники Екатеринбургского театрального института. И в этом - громадная заслуга всех, причастных к созданию спектакля.

Динамика, динамика, динамика... В этой постановке движется  все: громадные стрелки часов; суетящиеся придворные...  Две когда-то ровные колонны подданных, возглавляемые  Гонерильей и Реганой, неожиданно изгибаются как змеи и начинают извиваться, шипя друг на друга. Блестящая сцена! 
Создателям спектакля удалось донести до зрителей основную мысль: очень многие его персонажи слепы в нравственном смысле. И началось все с духовной слепоты самогО старенького Короля Лира, не сумевшего распознать за сладкими речами двух старших своих дочерей обман и предательство.

Борьба за власть сплела в один огромный змеиный клубок двух алчных сестёр, их мужей, слуг и подданных. «И была битва великая и сеча злая...» И страшен был итог сечи той: нет в ней ни победителей, ни побеждённых...
Напрасно чудом уцелевший придворный (его роль исполняет необыкновенно талантливый юноша Арсений Бельницкий) обходит поле боя: никто не уцелел в этой жуткой схватке.

А нам с вами только и остаётся, что смотреть на сцену, усеянную бездыханными персонажами трагедии, которые ещё недавно были такими живыми и полнокровными - и задавать  себе вопросы: «Зачем? Ради каких таких «златых гор» они погибли? И неужели нельзя было решить все мирным путём?»

Очень сильный спектакль получился у Екатеринбургской школы «Инклюзион».