Убит по-человечески

Владимир Рощин
            Р а с с к а з


         Убит  по-человечески
______________________________________

               
                1

Жизнь, - наша  человеческая  жизнь,
Проходя  во  времени,
И  толи  имеющая  его  в  себе,
Толи  наоборот  отдающая  себя  ему,
Идёт  пока  у  неё  есть  связь,
С  этим  временем  и  окружающим  её  миром.

И  вот  эта  связь  производит  в  нашей  жизни
То,  что  мы  называем  эпизодом,  случаем,
Происшествием,  а  в  итоге  событием  и  историей.

Всё  разнообразие  человеческого  бытия,
Имеет  своё  внутреннее  построение.
Есть  события  заранее  подготовленные,
Есть  причинные,  но  не  умышленные,
Возможно,  есть  и  случайные.

Но  я  думаю  у  случайных  событий,
Как  бы  они  не  были  малообъяснимы,
Непонятны  и  невероятны,
Не  бывает  грани  между  жизнью  и  смертью.

Там,  где  соприкасаются  добро  и  зло,
Гармония  и  хаос,  правда  и  ложь,
Там,  где  проходит  и  определяется
Грань  к  жизни  или  к  смерти;
Там  всегда  есть  действие  воли,
Или  человека  или  Бога.

         ______________________



Однажды  в  моей  жизни  произошла
Очень  печальная  и  трагическая,
В  своём  окончании,  история.
Погиб  мой  любимый  пёс,  Скиф.
И  как  мне  ни  больно  это  осознавать,
Но  во  всём,  что  произошло,
Именно  я  принимал  более  всего  участие.

Говорит  ли  это,  что  на  мне  лежит
Вся  или  основная  часть  вины,
За  смерть  доброго  и  послушного  пса,
Или  вины  на  мне  нет  совсем,  я  не  знаю,
И  судить  об  этом  ни  мне.
Но  в  любом  определении  у  меня  навсегда
Останется  тяжёлое  чувство  его  потери.

Всё  началось  с  того,  что  хорошим
Весенним  вечером  я  принёс  в  дом  коробку;
В  ней  был  маленький  и  ушастый  щенок.
Это  и  был  Скиф.

Правда,  Скифом  он  стал  много  позже,
Потому,  что  долго  не  находили  ему  имя.
А  мой  сын,  потом  так  и  звал  его, - Ушастый
Конечно  же,  это  маленькое  существо
Стало  центром  всего  нашего  жития.
Кормёжка,  игры,  ухаживания  и  прогулки,
А  ещё  и  обучение  командам,
Всё  было  интересно,  но  и  как-то  суетливо.

Помнится  мне,  как  первый  раз,
Он  съел  кусочек  сырого  мяса,
А  после  не  ел  целые  сутки,
Да  ещё  ни  как  не  мог  оправиться,
Чем  и  напугал  всех  нас.

Рос  он  быстро,  как  и  все  щенки;
Сообразительный,  игривый,  необидчивый,
Но  самое  главное  его  качество,
Было  терпение,  доходившее  до  полного
Безразличия  к  своей  персоне.

Иногда  я  наблюдал  какой-то,
Странный  и  бесформенный  комок,
Состоящий  из  моего  сына  и  племянника,
Да  где-то  внутри  запутанного  Скифа.
Но  при  этом  он  стоически  молчал
И  переносил  все  изгибы  не  только
Своей  плоти,  но  и  своей  участи  в  этот  момент.

Скоро  Скиф  вырос  и  стал  великолепным,
Стройным,  с  красивыми  шоколадными  очёсами,
Внушительного  вида,  кабелём.
Показывая  себя  настоящим  ирландским  сеттером,
Он  при  всём  этом  оставался  таким  же,
Добрым  и  игривым,  как  малый  щенок.

Уже  давно  пришла  пора  натаски
И  вывода  его  в  поле  на  охоту.
Однако  так  сложилось  по  жизни,
Что  к  этому  времени  я  очень  часто
Уезжал  в  долгосрочные  поездки.
               
Скиф  оставался  на  попечении
Моего  сына  Сергея  и  жены,
Ну  и  конечно  жил,  как  барин
Прибывая  в  тепле  сытости  и  довольстве.
Не  раз  я  заставал  его  в  пастели,
Свернувшимся  калачом,  в  ногах 
У  моего  сына  Сергея.

С  охотой  не  получалось  и  я
Уже  основательно  махнул  на  это  рукой.
Но  в  достатке  было  другое,
И  лес  и  поле  он  видел  вволю,
Сопровождая    нас  во  всех  походах  и  поездках.

Это  было  не  редко  так,  как  я
Увлекался  ориентированием  по  карте
И  всегда  брал  его  с  собой.
Ну  и  конечно  отпускные  поездки,
Хождение  за  грибами,  лыжные  прогулки.

Интересно  ещё,  что  он  проявлял
Способности  ездовой  собаки,
Что  совершенно  не  соответствовало  его  природе.
Однако  страстно  таская  меня  на  лыжах,
С  силой  и  мощно  тянул  по  лыжне.

Было  у  него  и  ещё  одно  качество,
Правда,  не  совсем  украшающее,  но  наверно,
Определяющее  его,  как  говорят,  конституцию.
Уж  очень  он  был  прожорлив.

Как-то  в  отпускной  поездке  к  пойме  Оки,
С  нами  ездили  наши  друзья.
С  ними  была  молодая  овчарка  Альма.
Так  вот,  кормить  Скифа  и  Альму  вместе
Не  было  ни  какой  возможности  так,  как
Скиф  мгновенно  съедал  своё  и  тут  же,
Отгоняя  Альму,  уплетал  её  миску.


Но  что  интересно,  еду  из-под  носа,
Можно  было  у  него  забрать,
Без  всякого  возмущения  с  его  стороны.

Ну  и  последнее,  был  он  очень  торопливым,
Поэтому  часто  попадал  в  необычную  ситуацию.
То  влетит  в  какую-нибудь  яму  или  канаву,
То  с  разгона  прыгнет  в  воду  и  зальёт  уши,
Или  так  залезет  в  репей,  что  с  великим  трудом,
Удавалось  его  очистить  от  колючек.
Не  раз  драл  хозяйских  кур,
За  что  приходилось  не  только  извиняться.

Но,  не  смотря  на  все  его  выходки,
Достоинства  и  недостатки, - Скиф  стал  у  нас
Какой-то  необходимостью,  без  которой  мы,
Уже  не  представляли  своих  путешествий.

Особенно  к  нему  был  привязан  Сергей,
И  с  определённого  времени  я  заметил,
Что  Скиф  стал  его  собакой.
Хотя  право  старшинства  не  нарушалось.

Вот  как  видно  и  всё,  что  можно  было
Сказать  о  самом  Скифе;  о  том,  какой
Он  был  сам  по  себе,  а  как  сложилась
Его  судьба  рассказ  пойдёт  дальше.

         
            ________________


               
                2

      
Есть  такое  выражение – «Начало  конца»,
Кто  и  когда  соединил  эти  два  понятия,
Я  не  знаю,  но  сделано  это  очень  мудро.
И  если  внимательно  смотреть  на  жизнь,
То не редко можно замечать, как происходят,
Эти  начала,  явно  ведущие  к  концу.
И  диапазон  этих  начал  не  ограничен.

Когда  грянул  гром  над  головой  Скифа,
Ему  шёл  уже  четвёртый  год.
Пёс  был  давно  взрослый  и  как  видно,
По-собачьи  строил  свои  планы  на  жизнь.
Но,  вот  тут-то  и  разродилось  это  начало.

К  сожалению,  из-за  давности  событий
Так,  как  со  времени  гибели  Скифа
Прошло  уже  более  двадцати  пяти  лет,
Я  не  могу  точно  вспомнить,
Что  послужило  импульсом  этого  начала.
А  конкретней,  что  заставило  мою  тёщу,
Так  грубо  и  вызывающе  ответить
На  просьбу,  обращённую  к  ней.

Возможно,  это  было  возражение  жены
На  мою  поездку  в  город  Раменское,
А  тёща,  как  её  мать,  категорично  встала
На  сторону  своей  дочери.

Вообще  так  это  или  нет,  не  столь  важно,
Без  сомнения  и  фактом  остаётся
Какое-то  серьёзное  несогласие;
И  убеждает  меня  в  этом  то,  что
Таких  несогласий  у  нас  в  семье
Было  всегда  достаточно  много.


Здесь  надо  сказать,  что  эти  события,
Вспоминать  тяжело,  а  описывать  тем  более.
Ещё  видно  потому,  что  в  них  есть
Некая  странность  и  определённая  мистичность.

Судьба  собаки  настолько  глубоко  вошла
В  нравственно  уродливые  отношения  людей,
Что  была  доведена  до  её  смерти.
А  самое  тяжкое  и  страшное  воспоминание
Это  то,  что  Скиф  погиб  у  ворот  кладбища.

Однако  вся  цепь  событий,  притом,  действительно
Если  их  брать  в  отдельности  малозначимых,
Но  все,  же  была  выстроена  на  наших  отношениях.
И  именно  они  привели  к  такой  ситуации,
Которая   дала  этот  ужасный  конец.

С  давних  пор  у  меня  было  заведено
Посещать  могилки  отца,  мамы  и  бабушки
Весной,  где-нибудь  в  начале  мая.
Чтобы  это  сделать  нужно  ехать  из  Троицка,
Где  мы  жили  в  Раменское  так,  как  они
Захоронены  были  там.

Но  в  том году  я  протянул  посещение
До  конца  лета  и  уже  шёл  август,
Когда  я  решил  поехать  и  навести  там  порядок.
Меня  подгоняло  ещё  то,  что  в  сентябре,
Я  собирался  уезжать  на  неопределённое
Время  в  Красноярский  край.

Помимо  обычной  работы  нужно   было,
Покрасить  ограду,  что  требовало  не  малое  время,
А  к  этому  прибавлялось  время  на  дорогу;
Туда  и  обратно  составляло  около  четырёх  часов.
Поэтому  выезжать  надо  было  с  утра
И  фактически  потратить  весь  день.

               
Если  я  не  ошибаюсь,  в  это  время,
Моя  жена  была  занята  работой,
Сергей  был  в  отъезде  и  находился  в  Крыму
С  детской  археологической  экспедицией;
А  я,  работая  в  системе  Академии  наук,
Имел  свободный  график  занятости,
Поэтому  была  возможность  осуществить
Поездку,  в  любое  удобное  мне  время.

Когда  я  окончательно  решил  ехать,
Выявилось  всего  одно  препятствие,
Необходимо  было  один  раз  к  вечеру
Вывести  Скифа  на  прогулку;
Если  конечно  не  считать  препятствием,
Предполагаемое  несогласие  на  поездку
У  жены  и  тёщи.

Однако  его  я  уверенно  считал  бы
Странным  капризом  и  недоброжелательностью.
Тем  более  по  такому  серьёзному  семейному
Делу,  в  чём  был  совершенно  убеждён.
Поэтому  мне  и  в  голову  не  приходило,
Что  такая  просьба,  как  прогулка  Скифа
Может  стать  проблемой.

В  тот  день,  когда  я  собирался  ехать,
И  с  утра  пошёл  выгулять  собаку,
Возвращаясь  со  Скифом  назад,
У  самого  подъезда  дома  мне  встретилась
Наталья  Александровна,  моя  тёща.

Я  ей  сказал,  что  сейчас  соберусь,
И  где-нибудь  через  полчаса  поеду  в  Раменское.
Зачем,- она  конечно  хорошо  знала.
И  объяснив  ситуацию  по  времени,
Попросил  её  к  вечеру  выгулять  Скифа
Так,  как  брать  собаку  с  собой
В  такую  поездку,  было  бы  неправильно.

Вот  здесь  и  оказался,  образно  говоря,  вбит,
Самый  главный  гвоздь  в  судьбу  Скифа.
И  вбили  мы  его  вместе,  и  она  и  я  обоюдно.
Когда  я  высказал  свою  просьбу,
То  в  ответ  услышал  спокойный,
Но  издевательски  безразличный  тон  отказа.

Я  был  настолько  этим  поражён,
Что  вначале  не  знал,  как  ответить
И  как  себя  повести  в  этот  момент.
Ну  и  конечно,  так  бывает  в  жизни
Тут  же  проявила  себя  проблема,
А  не  препятствие,  о  котором  говорят
Стара,  как  сама  жизнь.
И  в  памяти  сразу  вспыхнула  вся сила обид,
Причинённых  мне  тёщей  за  долгие  годы.

Моё  сознание    пронизывала  тяжкая  мысль,
Ведь  обращение  к  ней  было  не  праздное,
А  по  делу  памяти  о  моих  родных
И  близких  мне  людях.
Но  вдруг  я  испытываю  холодный  плевок,
В  самую  душу  и  унижение  этой  памяти.

Да,  остаться  к  этому  равнодушным  я  не  смог,
Правда,  не  взорвался,  не  стал  говорить
Упрёков,  нравоучений  и  объяснений.
Не  стал  ничего  более  просить,
Но  свою  гордыню  я  проявил  в  полной  мере,
А  этим  и  загнал  тот  гвоздь  ещё  глубже.

Свою  вину  я  вижу  в  том,
Что  когда  она,  толи  поняла  своё  зло,
Толи  почувствовала  упрёк  своей  совести,
И  всё  же  согласилась  присмотреть  за  собакой;
Я  резко  возразил  и  сказал,  что  Скифа
Возьму  с  собой  в  поездку.

               
И  вот,  что  казалось  бы  в  этом  необычного,
Или  тем  более  страшного,  для  собаки
Да  и  для  меня,  её  хозяина?
А  ведь  нет, - вон  оно,  как  вышло.
Поневоле  задумаешься    и  о  судьбе,
И  о  нравственности.

Правда,  в  ту пору  я  был  далёк  от  веры,
Больше  жил  эмоциями  и  стремлением
К  справедливости,  а  не  терпением
И  стремлением  к  любви.
Не  знаю,  каков  я  сейчас,  но  думается
Научился  видеть  свои  ошибки
И  в  прошлом  и  в  настоящем.
А  ведь  главное  не  научиться  их  видеть,
А  научиться  их  не  допускать.

Закончилась  эта  сцена  тем,  что
Больше  она  ничего  не  сказала
И  не  стала  ничего  далее  выжидать.
Но  спокойно  пошла  по  своим  делам.

        ______________________



                3


Несколько  успокоившись  после  разговора,
Но  всё,  же  явно  находясь  под  впечатлением,
Я  быстро  собрал  необходимое  в  дорогу,
И  взяв  Скифа,  выехал  ещё  раньше,  чем  хотел.
Было  очень  солнечно  и  тепло,  день  обещал
Быть  жарким  и  это  уже  чувствовалось.

В  те  времена,  окружная  дорога  вокруг  Москвы,
Была  ещё  старая,  и  ехать  было  сложно.
В  пути  Скиф  постоянно  волновался  и  скулил,
И  у  него  было  сильное  слюнотечение.
Тыкаясь  мне  носом  в  спину,
Он  вымочил  мне  всю  рубаху.
Да,  ехать  было  действительно  жарко.
Я  начинал  нервничать  и  даже  покрикивал  на  него
Не  понимая,  что  с  ним  происходит;
Ведь  в  машине  он  ездил  часто
И  никогда  таких   затруднений  не  было,
А  тут,  вдруг,  выдаёт  такой  концерт.

Доехав  до  местечка  под  названием  Битца,
Где  было   довольно  чистое  и  большое  поле,
Я  остановился  и,  съехав  с  шоссе,
Выпустил  его,  дав  время  побегать.

Надо  сказать,  что  у  Скифа  с  некоторых  пор,
Замечалось  какое-то  неукротимое  желание,
Влезть  в  любую,  даже  очень  маленькую  лужу,
Лишь  бы  только  изваляться  во  влаге.
Возможно,  было  некое  отклонение
В  термоустойчивости  организма,
Что  вызывало  такую  потребность.
После  прогулки  всё   пошло  нормально.
Доехав  до  г. Жуковский,   зашел  в  магазин,
Чтобы  купить  банку  краски  и  кисти.
Скиф  оставался  в  машине  минут  тридцать.
Когда  я  вернулся,  он  был  совершенно  спокоен.

Выехал  я  с  утра,  но  все,  же  не  рано
И  уже  шла  вторая  половина  дня.
От  Жуковского  к  Раменскому  пошли
Знакомые  мне  по  детству  места,
И  ехать  оставалось  не  долго.
Я  успокоился,  и  Скиф  вёл  себя  нормально.
               

Где-то  около  часа  дня  я  подъехал
К  небольшой  площадке  у  ворот  кладбища.
Увидев,  что  она  более  чем  наполовину,
Занята  трайлером  с  плитами  и  краном,
Который  занимался  их  разгрузкой;
Стал  смотреть,  куда  поставить  машину.

На  территорию  кладбища  въезд  был  закрыт,
Оставлять  у  забора,  где  почти нет  обочины,
Неудобно  и  довольно  опасно.
Отъехать  куда-нибудь  дальше  не  хотелось,
И  я  подсмотрел  в  другой  стороне  площадки,
Как  мне  показалось,  укромное  местечко,
Под  небольшой  берёзкой,  где  даже  была  тень.
Туда  я  и  поставил  машину.

Скифа  я  решил  с  собой  не  брать.
Это  мне  диктовало  не  суеверие,  скорее,
Некоторая  этика  отношения  к  такому  месту,
Да  ещё  неудобство  держать  его  при  себе.

Скорее  всего,  к  сожалению,  можно  упомянуть,
Что  тогда  противоугонных  устройств  не  было.
По  крайней  мере,  его  не  было  у  меня.
Поэтому,  что  бы  ни  происходило  в  машине,
Никакого  сигнала  я  слышать  не  мог.

Забрав  из  багажника  всё,  что  надо  было  взять,
Я  приоткрыл  передние  стёкла  и  обе  форточки.
С  надеждой  на  то, что  к такой  крупной  собаке,
Пальцами  и  руками  никто  не  полезет.
Двери  закрыл  на  ключ  и  пошёл
Заниматься  тем,  что  было  мною  намечено.


            ____________________



                4


Работал  я  долго,  часа  четыре  не  менее.
День  подходил  к  концу,  когда  уставший,  но
Довольный  тем, что сделал  всё, я  пошёл  назад,
Усталость   взяла  своё,  и  ещё  мучил  голод
Так,  как  кроме  воды  с  собой  ничего  не  брал.

Удовлетворённость  работой  была,
Но  настроение  стало  какое-то  нехорошее,
Возможно  от  впечатлений  дня,
А  может  быть  от  утреннего разговора.

Когда  я  подошёл  к  машине,
Был  уже  пятый  или  шестой  час  вечера.
Строительная  техника  ушла
И  площадка  освободилась  полностью.
На  ней  стояла  только  моя  машина
И  больше  не  было  никого  и  ничего.

Не  предчувствуя  что-либо  страшное,
Я  был  просто  крайне  утомлён.
Хотелось  одного,  скорее  доехать
До  магазина  и  взять  бутылку  воды.

Подойдя  к  машине  и  взглянув  на  Скифа,
Увидел,  что  он  спит  лёжа  между  сиденьями.
Меня  это  даже  как-то  задело,  подумалось,
Что  его  леность – это  не  моё  счастье.

Я  открыл  двери  и  был  удивлён,
Он  даже  не  шевельнулся,  встречая  меня.
На  всю  жизнь  мне  запомнились  слова
Которые  тогда  произнёс  в  его  сторону:
«Хозяин  работает,  а  ты  всё  спишь».

И  только  здесь  появилось  какое-то,
Очень  резкое  и  непонятное  беспокойство.
Я  обратил  внимание  на  его  неестественное,
Положение  тела  и  очень  неудобное,
Место  для  лёжки.

Тут  же  положив  руку  на  Скифа,
Я  понял  сразу  всё.  Его  уже  не  было.
Правда  лихорадочно  вспыхнула  надежда,
Я  чувствовал,  что  он  неестественно  горячий.
«Так  может,  что-то  другое, - ведь  так  не  бывает»
-Мелькнуло  у  меня  в  сознании.  Но  пытаясь
Его  поднять,  почувствовал  окоченелость.

И  только  теперь  я  обратил  внимание,
На  салон  внутри,  он  был  весь  измазан
Шерстью  и  остатками  пены  слюны.
Но  более  всего  меня  поразило,
Что  ничего  не  было  сломано  или  порвано,
Кроме  ручки  правой  передней  двери
Через  которую  он  чаще  всего  выходил;
Вот  она  была  вся  изгрызена.

Это  меня  резануло  ещё  сильней,
Сразу  представилась  вся  агония,
Которая  здесь  происходила.
Ведь  понимал,  если  грыз  только  её.
Когда  всё  прошло  через  сознание,
Скажу  просто,  мне  стало  дурно.
Не  смотря  на  мои  молодые  годы
И  хорошее  здоровье,  меня  явно  шатнуло,
И  я  стал,  как  бы  уплывать  куда-то.

Схватившись  за  багажник  на  крыше,
Я  держался  за  него  и  может  быть,
Лишь  поэтому  смог  устоять.
Тут  же  нахлынула  сильная  волна  тошноты.

Сколько  всё  это  длилось,  не  знаю,
Скорей  всего  не  долго.
И  все  ощущения  перешли  в  другое,
Я  вошёл  в  полнейшую  растерянность,
Сейчас  это  принято  называть  стрессом.
Я  абсолютно  не  знал,  что  мне  делать.

Некоторое  время,  превозмогая  своё  состояние,
Я,  как  видно,  не  соображал  ничего.
Но  очень  скоро  мысли  стали  мелькать
И  перебивать  одна  другую.
Главная  из  них,  правда,  ничего  не  решающая,
С  болью  пронизывала  сознание:
«Скиф  погиб  и  убил  его  я!»

Я  не  мог  сесть  в  машину, 
Не  мог  ничего  придумать,
Не  мог  обратиться  к  кому-либо  с  вопросом.
Я  был  один  у  ворот  кладбища,
Со  смертью  Скифа  и  моей  виной  перед  ним.

Прошло  ещё  какое-то  время.
Выкурив  несколько  сигарет  подряд,
И,  наверное,  притупив  ими  остроту,
Этого  страшного  момента -
Я,  наконец,  начал  соображать,
Что  отсюда  нужно  уехать,
И  как  можно  быстрей.
Выехав  за  пределы  города, я  не останавливался
И  всё  ехал  дальше  и  дальше.
Так  было  легче,  успокаивало  движение.
Мой  друг  лежал  рядом  тихо,  молча,
И  уже  ни  как  не  беспокоил.

Я  ощущал  какое-то  двойственное  чувство.
Мне одновременно  не хотелось  расстаться  с ним,
То есть  я  понимал,  что  его  нужно  захоронить;
               

И в то же время  его присутствие  было тягостно.
Но  наконец,  принял  решение  и  свернул
С  дороги  в  ближайший  от  неё  лес.

Места  вокруг  города  я  знал  неплохо,
Это было  в  той  стороне,  как  ехать
В  Донино  в  сторону  Гжели.
Потом  съехал  и  с  лесной  дороги.

На  небольшой  поляне  окружённой  елями,
Редко,  но  рос  орешник.
Вот  между  двумя  кустами  орешника,
Я  и  похоронил  Скифа.

Положил  его  на  лапник  и  покрыл
Цветами,  которые  собрал  с  поляны.
Это  не  сентиментальность,  я  похоронил
Друга,  который  был  мне  очень  предан,
И  всегда  мне  верил,  всегда.

         _____________________



                5
               

Как  выяснилось  после  разговора  с  ветврачом,
Которому  я  рассказал  со  всеми  подробностями,
О  гибели  Скифа  и  всех  обстоятельствах
На  месте,  где  это  случилось;
Заключение  было  дано  о  том,
Что  он  отравился  выхлопными  газами.
Вероятнее  всего,  одна  из  грузовых  машин,
Или  находившийся  там  автокран,
Передвигаясь  по  площадке,  подошла  близко
И  встала  рядом,  с  работающим  двигателем.


Но  поскольку  форточки  и  оконные  стёкла
Были  достаточно  хорошо  приоткрыты,
То  загазованность  в  машине  со  Скифом,
Превысила  всякую  допустимую  норму.
Это  и  привело  к  тому,  что  произошло.

Были  и  другие  версии  и  предположения,
Но  описывать  и  перечислять  их  не  нужно.

Не  важно,  как  погиб  Скиф,
Сколько,  кто  и  как  из  людей
Принимал  в  этом  участие.
Важно,  почему  он  погиб?

А  этот  вопрос  имеет  только  один  ответ.
И  звучит  он  в  названии  рассказа,
       Убит  по-человечески.

Все  мы  искали  справедливости, 
А  убили  Скифа.
Господи, - сколько  же  и  кого,
Можно  так  убить!?