Другая сторона медали

Яся Кузьменко
В верхнем ящике старого комода Антонина Михайловна хранила старый фотоальбом с пожелтевшими от времени снимками. На них она была ещё беззаботной и улыбающейся девушкой, с россыпью золотых веснушек и хитрым прищуром в глазах. В молодости Антонина носила пышные платья из крепдешина и шифоновые шарфы. В далёкие послевоенные годы она слыла настоящей модницей и по праву считалась красавицей. Муж Антонины, к удивлению всей её родни и подруг, внешне был неказист. Чем он взял её сердце-уму непостижимо. Характер же у Ивана Николаевича был сложный, но самой главной чертой, которой гордилась Тонечка, была честность и преданность слову. Уходя на фронт он обещал вернуться и жениться на Антонине, что собственно и сделал. На войне Иван потерял ногу и остаток жизни ходил с палочкой, но не терял духа и был вполне весёлым и лёгким в общении мужчиной. Никогда при своей тонкой и звонкой Тонечке он не вспоминал ужасов войны и разговоров на эту тему старался избегать. Лишь раз в год тайком от жены и детей Иван Николаевич доставал свои медали и гладил огрубевшими натруженными пальцами. Мудрая Антонина делала вид, что не знает об этой слабости мужа и позволяла ему побыть со своей памятью наедине. После смерти Ванечки Антонина Михайловна хранила его медали в том же ящике комода и любовалась ими намного чаще своего покойного супруга. Для неё это была особая дань памяти Ивану: протирать их от пыли и греть в своих морщинистых руках. Антонина плакала,не стыдясь своих слёз и вспоминала, как Ванечка пришёл с войны: исхудавший и на костылях.

В очередной осенний вечер Антонина Михайловна медалей покойного мужа на месте не обнаружила, и по этому поводу пришла в жуткое отчаяние. Выходит медали украл кто-то из своих. Украл и снёс в ломбард. Черной кошкой на сердце Антонины Михайловны легло подозрение: это её непутевый и взбалмошный внук. Недоглядели. Антонина ни на минуту не сомневалась, что это Саша. Кто же еще? Ведь это он разбил соседке камнем окно, подрался с одноклассником Петькой и курит, не стесняясь, во дворе. Наверняка ему понадобились деньги, чтоб сводить свою избалованную и невоспитанную Ленку в кино или кафе. «Вот почему этот глупый мальчик не смотрит на хороших девочек? Ему б такую, как наша Настенька.»-думала, сокрушаясь Антонина Михайловна.

Настенька-вторая внучка Антонины, родная сестра Сашки и примерная отличница местной элитной гимназии. Она тонкая и воздушная: словом, вся в бабку. У неё длинные музыкальные пальцы и отличный слух. Настя ходит в музыкальную школу по классу скрипки и каждый вечер терзает смычком свой старый инструмент. Особенно виртуозно ей удаются «Времена года» Вивальди и «Дьявольские трели» Тартини. Антонина Михайловна очень любит слушать, как играет Настенька. Каждый вечер после занятий внучка заходит поиграть для неё свои вступительные произведения: Настя грезит о Гнессинке. Из-за плотных занятий и подготовки к поступлению у неё нет времени на прогулки с подружками и свидания с парнями. Сашка же прогульщик и дебошир. Вечно с кем-то дерётся и приходит домой, пропахший табаком и алкоголем. У бабки бывает крайне редко и с большой неохотой: «Опять слушать про голод и войну. А потом еще смотреть на плачущую старушку».

Как раз накануне Сашка неожиданно приходил. Принёс коробку конфет и просил показать старые фотографии. Плёл что-то про какой-то доклад по истории и исправление четвертной оценки. Антонина Михайловна уж было обрадовалась, что внук взялся за ум. «Нет, маленький стервец выведывал про дедовы медали»-сокрушалась Антонина. Будучи мудрой бабушкой, она вызвала Сашку на разговор. Внук наотрез отказывался признаваться в воровстве медалей. Ни лаской, ни угрозами написать заявление цели Антонина Михайловна не добилась. В пух и прах разругавшись с внуком, Антонина Михайловна схватилась за сердце. Вызвали скорую. Бесцеремонные врачи наследили грязными ботинками по ковру и ушли, оставив в квартире запах корвалола и несчастную Антонину. Она твёрдо решила вычеркнуть бессовестного внука из завещания, как только поправится. Надо только позвать Настеньку прибрать в квартире и попросить принести продуктов. Жутко разболелась голова и Антонина легла спать.

На следующее утро Антонина Михайловна позвонила внучке и позвала её на разговор: может хоть ей удастся образумить брата и уговорить вернуть медали. Старушка твёрдо решила выкупить их обратно за свои сбережения, главное пусть скажет в какую скупку именно он их снёс! Настенька сказалась занятой, но с братом обещала поговорить после подготовительных курсов, на которые она усиленно ходила с конца прошлой недели. Гнессинка не ждёт. Разговор естественно результатов не дал. Ни через день, ни через неделю Сашка не признавал своей вины. Несчастная Антона решила обойти все скупки в ближайших районах, но ничего не приносило результат.

И вот, когда вдова уже практически отчаялась найти медали мужа, в одном из ломбардов молодой продавец сказал, что примерно неделю назад к нему принесли медали и он с удовольствием продаст их обратно, но только уже за большую цену, иначе зачем же он их покупал? Продавцом указал молодую девушку, в которой Антонина сразу заподозрила Сашкину Ленку. Видимо прислал, чтоб запутать следы. «Вот паршивец!»-вздыхала Антонина, расплачиваясь со скупщиком. «Надо срочно отписать квартиру на Настю»-решила она.

Ехать к любимой внучке Антонина Михайловна решила незамедлительно. Еще надо успеть к нотариусу, а то не ровен час помру и квартиру придётся делить с бессовестным Сашкой. А он её может и промотать. Заходя в широкий двор-колодец в котором жила её дочь и внуки, Антонина увидела совершенно неожиданную картину: её милая Настенька прятала в большой рюкзак свое твидовое пальто и, озираясь по сторонам, одевала красивую пушистую шубу. Это ж на какие шиши? И страшная догадка пришла к Антонине Михайловне: вот кто украл медали Ванечки. Вот тебе и вечная занятость, и подготовительные курсы и шуба. Настя подняла глаза и встретилась глазами с уставшей и разочарованной Антониной. Она сразу поняла, что бабушка обо всём догадалась. Из испуганных глаз они медленно превратились в цепкие и злые: её тайну раскрыли. Настенька выпрямила спину, закинула на плечо ненавистный рюкзак с пальто и двинулась к выходу со двора. Поравнявшись с бабкой, она вскинула подбородок и прошла молча, даже не повернув головы.

«Да…Недоглядели. Видимо эту сторону медали нашей Настеньки не знал никто. Интересно, Сашка дома? Надо бы успеть к нотариусу.»-подумала Антонина Михайловна.