Чай с лимоном

Галина Алинина
Говорят, что чай с ним тонизирует и даже концентрирует внимание настолько, что (как утверждают японцы) наполовину снижает количество ошибок при работе с компьютером.

Это я – о лимоне!

Давно канули в Лету времена, когда он бывал редким гостем на столе. Особенно на нашем, деревенском. Расходовался экономно, тонкими пластинками, и приберегался к приходу гостей. Теперь же его буднично и привычно выкладывают, всякий раз возвращаясь из магазина, рядом с сыром, ветчиной и прочими закусками к чаю.

Вот и сегодня он необычайно крупный, с глянцевой твёрдой кожей – истинное произведение щедрого южного солнца. Сейчас закипит чайник. Начнут резать лимон, и память снова неумолимо вернёт меня в тот далёкий день.

Случалось ли вам переживать подобное?
Откуда, из каких укромных уголков сознания возникает вдруг это видение?

Зимний день февраля, большое окно городской детской больницы, с широким, как скамья, подоконником. На нём большая тарелка, выданная из столовой, чтобы положить «передачу» от мамы: несколько красных яблок, мандаринов, гроздь винограда и жёлтый,пока неведомый для меня лимон.

Словно наяву вижу я голубенький скромный узор на больничной тарелке. Мне восемь лет, но я всем детским сердчишком понимаю, как дорога была маме моей эта поездка в областной город и эти гостинцы. Как волнуясь она собиралась, боясь опоздать на ранний поезд, ползущий несколько часов и, словно в насмешку, названный «Стрелой». Как несмело наверняка упрашивала она грубую санитарку позволить «хоть глазком» взглянуть на ребёнка.
Но в больнице карантин, и маму не пустили. Лишь передачу приняли.

От горя я даже не плачу, а только смотрю в окно на чугунную решётку забора, за которым видно угол сквера и огибающую его трамвайную линию. Вот появляется неповоротливый лязгающий трамвай, к которому на ходу цепляются двое мальчишек. Они в ответ погрозившему через стекло старику корчат рожи и спрыгивают в снег на обочину. Снег грязный, желтоватый от неведомо откуда взявшегося посреди зимы песка. И ощущение тоски. Безнадёжной детской тоски по маме, по дому, по родному особенному деревенскому уюту.

По той лошадке, впряжённой в сани, неторопливой поступью везущей нас, стайку ребятишек младших классов, в неблизкую школу по чистейшему,девственному, недавно выпавшему снежку, «бразды пушистые взрывая». В санях охапка сена, хранящего чуть позабытые летние запахи: ромашки, шалфея, чабреца, душистой кашки, что цветёт летом белой пеной. И вдруг, уткнувшись носом в уголок саней, почувствуешь аромат земляничника с нечаянно оставшейся со времён покоса вяленой ягодкой. И трепетно отзовётся всё существо твоё на эту скромную лесную сладость.

А в деревне утром хлебы пекут. Запах горячего хлеба плывёт по улице нашей, провожая до самой околицы. Нет, не запах, не аромат – хлебный дух царит в морозном воздухе.

Возле дворов мужики расчищают дорожки, перекликаются весело, и на каждом крыльце – душистый полынный веничек.

Не зная вкуса лимона, я пытаюсь очистить плотную кожуру. Она едва поддаётся. И в то же мгновение воздух наполняется неповторимым ароматом.

Какую непобедимую власть, оказывается, имеют над человеком запахи!

Теперь я знаю, что существует наука о запахах и их влиянии на человека под названием о д о р о л о г и я, которая утверждает: запах – память наших эмоций. Он обладает уникальной способностью вызывать из прошлого забытые воспоминания.

Мы живём, мы купаемся в мире ароматов. Свежий запах моря, чашка кофе поутру, нежный аромат ландыша, свежесть чистых простыней с мороза, запах новой книги – до дрожи в руках, и аромат старого библиотечного фолианта, благовоние ладана и запах тлена – всё это ароматы. А ещё неповторимо сладкое благоухание макушки грудного младенца.

Со временем мы узнаём их секреты. К примеру, как утверждают японцы, запах лавандового масла обладает лёгким наркотическим эффектом, повышает настроение и помогает справиться с бессонницей. Запах жасмина способен снять напряжение в голове и в теле. Запах ванили даёт расслабление и улучшает настроение. Формируя атмосферу покоя, аромат позволит расслабиться и успокоить тревожные мысли. Запах кедра усиливает концентрацию внимания. Аромат корицы способен вывести из депрессии, устранить чувство разочарования и беспокойства. Аромат сосны способен облегчить состояние при различных заболеваниях дыхательной системы.

Но всё это будет потом. А пока в душе моей от вида того подоконника больничной палаты – горечь какого-то сиротства, потерянности и недетской печали, подсознательно накрепко связываются с диковинным ароматом лимона. Что ещё могла чувствовать в ту минуту маленькая девочка? В чужом городе, среди тревожных запахов больницы, позвякивавших блестящих инструментов, только что вымытого с хлоркой пола …

А там, за окном, где-то в далёкой дали находился мой мир с родным ощущением защищённости и благополучия. Где тянет дымком догорающих поленьев в печи. Где так упоительно пахнет разомлевшей, на цельном молоке сваренной, с румяной пенкой пшённой кашей. Где в печурке прячутся согретые мамой варежки. А сквозь затянутое морозным узором окошко видно, как у душистого стожка весело играют-бодаются козлята Белка и Пушок.

Я ещё не знаю, что так пахнет, волнует и неудержимо влечёт к себе единственное место на земле, которое зовётся моей родиной.

***

Столько минуло лет... Но шлейф давно пережитых эмоций длиною в жизнь не оставляет, напоминает о себе чувствительным уколом в сердце.

Я никогда не пью чая с лимоном.