Лиссабон. Слава транзитом. Часть 5

Борис Готман
  Окончание. Предыдущая часть – http://www.proza.ru/2019/11/07/1146
 
  Современная португальская действительность неприятно напомнила о себе, когда проверял радиусы поворотов трассы "Глории",  чтобы понять, почему в 30-х годах прошлого века было принято совершенно нестандартное решение оснастить вагоны фуникулёра тяговыми электродвигателями.

  В интернете не нашёл ни одной карты Лиссабона, на которой улица Кальсада-да-Глория  нанесена правильно.
 
  И это в стране  великого Генриха Мореплавателя (Henrique о Navegador), инфанта Португалии, основателя знаменитой обсерватории и навигационной школы, в которой преподавали лучшие математики и картографы мира, организатора многих португальских  морских экспедиций!
 
  Пришлось воспользоваться своими снимками Кальсада-да-Глория. По ним определил,  что радиус поворота путей составляет около 10 метров, тогда как нормы проектирования фуникулёров требуют не менее 50 метров!
 
  Вот и сделали на  двух маршрутах "Глория" и "Лавра" единственные в мире гибриды фуникулёра и трамвая.
 
  В результате там резко увеличился износ рельсов и реборд колёсных пар.
 
  В архивных документах, с которыми мне удалось познакомиться в уже указанной в предыдущих разделах диссертации, много раз упоминается плохое состояние путей "Глории". Несколько раз в прошлом власти запрещали из-за этого эксплуатацию фуникулёра.

  Всё это видно невооружённым глазом и сегодня.

  Интересно, что когда я попытался выяснить у водителя этого чуда техники, не было ли в обозримом прошлом серьёзных происшествий, получил однозначный отрицательный ответ. Что оказалось ложью!
 
  Уже по возвращении из Португалии нашёл в интернете любопытную заметку из газеты  «PUBLIC» 

  В ней говорится о том, что 7 мая 2018 года один из вагонов "Глории" сошёл с рельсов, но никто не пострадал.

  Вагон не перевернулся,  а просто выехал на камни тротуара, на которых и застрял.
   
 "Глория"  принадлежит государственной компании "Кэррис" ("Carris" - Companhia Carris de Ferro de Lisboa - Лиссабонская трамвайная компания), которая управляет автобусами, трамваями и фуникулерами Лиссабона. 
 
  По состоянию на 31 декабря 2015 года в компании "Carris" работало 1995 человек: 1285 водителей автобусов и 152 водителя трамвая. Компания эксплуатирует 745 автобусов, 48 трамваев, 3 фуникулера (Элевадор-ду-Лавра, Элевадор-да-Глория и Элевадор-да-Бика) и лифт Санта Жушта (Elevador de Santa Justa).

 "Кэррис"  прекратила эксплуатацию "Глории", но не сообщила об аварии.

  Она не ответила и на вопросы «PUBLIC». Правда, журналу "Time Out" её сотрудник по связям с общественностью заявил, что произошла  «техническая аномалия»  и что транспортные средства начнут работать в тот же день «в полной исправности для безопасной эксплуатации в течение следующих двух лет».
   
  Работа "Глории" была восстановлена только 11 июня.

 «PUBLIC» считает, что  случившееся выявляет серьезные недостатки в обслуживании колесных пар вагонов, которые можно увидеть невооруженным глазом.
 
  Колеса рельсового транспортного средства имеют реборду - боковой выступ, удерживающий их на рельсах при поворотах.
 
  Чтобы уменьшить износ реборд, по мнению   «PUBLIC», колесные тележки следует периодически поворачивать для поддержания реборд в требуемом нормами состоянии.
   
  В случае подъемника "Gloria" износ реборд был полным, что и привело к сходу колёс с рельсов (от себя добавлю, что высота реборды нового бандажа -18 мм; рабочая колёсная пара должна иметь реборду высотой не менее 11 мм - Б.Г.).
 
  А вот что сообщил газете ещё один читатель,  Мануэль Роза, один из патриотов "Глории", живущий за границей.  Он отдыхал в Лиссабоне и 6 мая 2018 года  решил прокатиться  на любимом фуникулёре.
 
 «Я услышал странный шум во время подъема, и когда я вышел и заглянул под вагон, то увидел, что колеса частично кружили по тротуару, - сказал он  «PUBLIC». - Я подумал, что это странно, а на следующий день узнал, что лифт сошел с рельсов, но выяснить подробности аварии не смог».
 
 «PUBLIC» приводит еще одно свидетельство,  подтверждающее отсутствие обслуживания колесных пар.

  9 мая Антонио Карлото спускался по Кальсада-да-Глория и заметил, что лифт остановлен. Он думал, что это обычное обслуживание, но когда чуть позже поднимался на фуникулёре "Лавра", услышал о крушении "Глории".
 
  Антонио  является членом APAC - Португальской ассоциация друзей железных дорог, объединяющей людей, хорошо разбирающихся в технических вопросах железнодорожного транспорта. Он вернулся на Кальсада-да-Глория, и одного взгляда на колеса ему было достаточно, чтобы увидеть, что реборды практически исчезли!  Рядом на камнях тротуара были следы стальных колес.
 
 «Вагон сошел с рельсов, и на этот раз не было никаких последствий. В следующий раз может быть гораздо хуже. Конечно, здесь была полная сработка реборд», - сказал он «PUBLIC», показав фотографии, сделанные на месте происшествия через два дня после аварии.
 
  Далее «PUBLIC» пишет, что еще несколько лет назад у "Кэррис" был специализированный персонал по обслуживанию лифтов, но в последнее время эта задача была передана субподрядчикам.
   
 "PUBLIC" запросил компанию, когда в последний раз поворачивались колеса подъемника "Gloria", а также колеса "Lavra" и "Bica", но "Кэррис" не ответила.
 
  Компания также отказалась раскрывать информацию о количестве пассажиров, перевезенных в последние годы на этом оборудовании, которое в настоящее время является не просто одним из видов транспорта,  а туристической достопримечательностью столицы.
   
 "PUBLIC" обратился в Городской совет Лиссабона с запросом, было ли ему известно об этом сходе "Глории" с рельсов, и вызвало ли это происшествие какие-либо опасения относительно безопасности пассажиров в городских подъемниках.  Ответа до сих пор не последовало…

 "Sic transit gloria mundi"  - "Так проходит мирская слава" – видимо и об этом фуникулёре.

  При поисках в интернете материалов о Лиссабоне мне попалась любопытная статья под названием "Лиссабон — самая старая и самая западная левая столица Европы".

  Её автор - доктор исторических наук, профессор  Руслан Костюк с воодушевлением пишет о политических успехах коммунистов и социалистов в Португалии вообще и в органах самоуправления Лиссабона в частности.

  Приведу две цитаты из его статьи, опубликованной 26 декабря 2014.
 
  Первая: "Сегодня Лиссабон, являющийся, к тому же, самой западной столицей в континентальной Европе, в полной мере входит в разряд «левых городов». На последних муниципальных выборах, состоявшихся в столице Португалии в сентябре прошлого года, левые и левоцентристы получили в общей сложности более 55% голосов, оставив далеко позади партии правоцентристского правительственного большинства. При этом 37,5% голосов было отдано Социалистической партии (СП), а 15,6% голосов получила возглавляемая коммунистами Коалиция демократического единства. 11 из 15 округов (административных районов) столицы Португалии также оказались в руках левых — 9 округов возглавляют социалисты, два — коммунисты".
 
  Вторая: "Городская администрация неплохо справляется с транспортной инфраструктурой в городе. Лиссабонское метро производит приятное впечатление. А юркие трамваи, стилизованные под дизайн XIX века, прекрасно чувствующие себя на лиссабонских возвышенностях — это вообще особенный жанр столичной жизни. Без этих трамваев Лиссабон уже и представить не получится…
…В Лиссабоне обязательно надо побывать — и тогда этот город полюбишь до глубины души. И одновременно поймёшь, что и левые на местном уровне могут быть очень успешными хозяйственниками и управленцами."
 
  Как левая городская администрация справляется с транспортной инфраструктурой Лиссабона, и какие из них управленцы, читатель уже знает.
 
  А в своей идеологической работе левые  используют и двуличие, знакомое нам из советского прошлого – в  упомянутой выше статье профессор  Руслан Костюк пишет:  "Как говорит действующий мэр (социалист Антонио Кошта – Б.Г.),  «мы делаем всё возможное, чтобы улучшить жизнь лиссабонцев, и чтобы каждый из них почувствовал, что жить в Лиссабоне приятно»".
 
  Вероятно, именно этой заботой о своих гражданах объясняется то, что мэрия скрывает от них сведения об аварии "Глории" и состоянии других подъёмников. 
 
  Скоро, наверно, на обшарпаных  стенах лиссабонских домов появятся лозунги типа "всё для блага человека…". А флаги с серпом и молотом уже давно висят на фонарных столбах.

  По поводу проблем ветшающих зданий, приведших к тому, что в центрах городов появились целые кварталы брошенных домов, я уже писал. Во многом это  связано  с  действующими в  Португалии  популистскими законами, принятыми левыми, кардинально ограничивающими права квартировладельцев в отношении квартиросъёмщиков.
 
  Свою заметку я недаром назвал "Лиссабон. Слава транзитом."
 
  Возможно, не все читатели знают, что слово "транзит" имеет много значений.
 
  И, по крайней мере, несколько из этих значений непосредственно связаны с темой заметки.
 
  Не буду говорить о славе, которую принесли Португалии её выдающиеся географические открытия, но, в конце концов, из-за неумения воспользоваться ими политически и экономически они как бы прошли через страну транзитом, став одной из главных причин её разорения и нынешней бедности.

  А вот ещё два значения важно не упускать из виду именно сегодня.
 
  В астрономии термин "транзит" обозначает явление, при котором одно небесное тело, проходя перед другим, закрывает конкретному наблюдателю определённые участки этого небесного тела.
 
  Так и гостям Португалии её прелести и экзотика обычно заслоняют проявления тяжелейших общественно-политических проблем страны. Конкретно в этой заметке сделана попытка на небольшом местном примере показать опасные тенденции.
 
  В истории и философии термин "транзит" обозначает процесс смены власти в сторону её демократизации.
 
  И здесь важно учесть хорошо уже известные ошибки левых.

  Ведь до сих пор многие люди, даже имеющие  опыт жизни в бывших социалистических странах,  ошибочно считают, что, как пытается внушить профессор  Руслан Костюк, "…левые на местном уровне могут быть очень успешными хозяйственниками и управленцами."

  Об иллюзорности таких надежд лишний раз напоминает история с "Глорией".
   
   
   На иллюстрации:
    - внизу слева - колёсная пара с новыми ребордами;
    - внизу справа - фотография из "PUBLIC", сделанная Антонио Карлото 9 мая 2018 года. Напомню, высота реборды нового бандажа - 18 мм, эксплуатация разрешается при минимальной высоте 11 мм; ширина реборды в месте соединения с бандажем – 25 мм. Как видит читатель, реборда практически полностью "съедена".
   
    - вверху слева - улица Кальсада-да-Глория;
    - вверху справа - флаг партийного блока коммунистов на одном из столбов бульвара Либердаде в центре Лиссабона.