Печать души неуловимой

Григорий Френкель
               
 
                Человек – это тайна,
                жизнь – святыня,
                любовь - величайший дар.
                Из аннотации к работе Э.Фромма
                "Может ли человек преобладать?".

       Что такое человек? Тысячелетиями мудрецы мира ломали голову над этим вопросом, а он все еще во многом остается тайной за семью печатями. Речь идет не о телесной природе человека, где продвинутая наука заслуженно пользуется все большим уважением, а о невидимой сущностной сокровенной его психической части, о душе, которая не поддается прямому умозрительному анализу.

      Наша душевная готовность к восприятию нового знания поражает воображение. Если человека рассматривать не снаружи, а изнутри, внутренний опыт самопознания позволяет раскрыть многие секреты нашей психики. Познание себя обогащает нас, открывая мир возможностей.  Рассматриваемая проблема лежит не в ментальной, а в духовной плоскости, в самой сущности человека как он ее осознает.

      Мы не умеем непосредственно созерцать свое «Я», поэтому в нашем самосознании мы находим лишь его проявления или свойства. Об этих свойствах чуть ниже, но прежде несколько общих замечаний по поводу наших представлений о том, что такое сознание и ум для каждого из нас. В наблюдаемой путанице мнений по этому вопросу, среди разных точек зрения мы непременно сталкиваемся с известной альтернативой: ум и сознание – это разные вещи или ум и есть наше сознание?

Сознание и ум
      Сознание возникает сразу и целиком, как неотъемлемая принадлежность нашего «Я». Мы принимаем его как дом родной, где мы ориентируемся, где нам легко и удобно. В процессе функционирования сознание не изменяет своих свойств, как зеркало не изменяет свои качества, что бы оно не отражало.  Когда мы переходим из одного состояния сознания в другой, создается впечатление, что оно изменяется.

      В отличие от сознания, гибкий ум воспитывается, образовывается, совершенствуется. Есть много типов ума: мужской и женский, детский и старческий, западный и восточный и т.д..  Какой из них наш, да и наш ли он? Можно сказать, наш ум во многом – продукт социума.

      Сознание – не ум так же, как осознанность – не суждение, не умозаключение и не интеллектуальная осведомленность. Осознанность проявляется в сознании независимо от ума, когда ум умолкает и не вносит искажения своими умственными интерпретациями. Смысл как результат осознанности, как продукт человеческой субъектности – не вымысел воображения (ума). Это переживаемое нами непосредственное знание, заряженное духовной энергией, созидающей особую человеческую реальность – мир смыслов культуры социума.

      В каком же соотношении находятся многими отождествляемые ум и мозг? По меткому выражению одного из современных учителей Востока: «Мозг — это не ум, он всего лишь офис, где ум работает». Наше сознание – это еще не субъектность, ибо «Я» — субъект, который «пришел в сознание» и владеет сознанием.

О свойствах нашего «Я»
      Рационально не познаваемая сущность человека проявляется своими свойствами (феноменами) или способностями нашего «Я», которые составляют наше знание о самом себе. Поэтому философы говорят о феноменальной природе человека. К наиболее существенным проявлениям нашего «Я», составляющими духовность человека, можно отнести такие фундаментальные свойства, как воля (свобода), понимание (осознанность), вера и совесть, которые в своей взаимосвязанной совокупности характеризуют человека как такового, выделяя и возвышая его над природой.

      Человек рождается окутанным многочисленными прочными нитями связи со своей окружающей средой. Неразрывные узы, связывающие ребенка с природой, образуют неосознанную целостность, которая проявляется врожденным, инстинктивным отношением к среде. У еще не сознающего себя человека мы наблюдаем, прежде всего, два одновременно проявляющиеся качества: любопытную устремлённость к внешнему миру (воспринимаемому предмету) и отношение к нему, пред–стоящему.

      По мере приобретения опыта ребенок начинает различать грань между предметами и явлениями внешнего мира и особенностями своего внутреннего мира, т.е. между объектом и субъектом, открывая дорогу к осмысленному сознанию самого себя, познающего нечто внешнее от него, данное ему как опредмеченное окружение. Так в своей познавательной деятельности, в процессе становления и совершенствования человек утрачивает прежнюю цельность бытия, распавшуюся на две области. Теперь дуальная реальность представлена «умному» человеку сферами внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

      Постепенно у человека возникает новый вид отношений с окружающей средой и осмысления самого себя, понимание самостоятельности собственного «Я». Этот новый вид отношений можно назвать природным эгоизмом, поскольку в нем реализуется основополагающая внутренняя установка на обладание внешним миром, его благами, обеспечивающими удовольствие и стабильность.

Воля и устремленность к свободе
      Человек является человеком потому, что он обладает свободой. Только человек понимающий может свободно действовать по собственной воле в условиях жесткого детерминизма природы, выходя из царства необходимости в царство возможности. Ощущение свободы у человека всегда связано со способностью принимать себя и мир, т.е. со степенью осознанности себя, и с нравственной интуицией (совестью) при выборе того или иного решения.

      Особое значение в осознанной (ответственной) жизни человека имеет та часть, которая является следствием нашего свободного выбора и проявлением свободы воли. Эта часть жизни наиболее отражает сущность человека и определяет его особое место в мироздании, выделяя из фатальной природы.

      Свобода без ответственности вырождается в простой произвол. Ответственность напрямую связана с осознанностью, пониманием и совестью. Слово «ответственность» указывает, что каждый из нас в ответе за свои принятые решения, за то, что совершилось посредством его воли, центра свободы его «Я».

      Свобода воли как духовная свобода проявляется лишь в сфере нравственной закономерности. Свобода не внешнее, а внутреннее состояние, и это не чей-то дар: она органически прорастает из духовного опыта человека в процессе познания себя и мира. Дух раскрывается в субъекте, а не в объекте. Истребление или непризнание свободы духа грозит гибелью человека как такового.

      По общеизвестному выражению Достоевского, «эвклидов ум» бессилен постигнуть идею свободы, она недоступна ему, как «иррациональная тайна» (как «тайна миротворения»). Без идеи свободы воли нельзя построить картину мироздания, хотя идея эта совсем не научная, а чисто религиозная. Впрочем, в основе научного рационального метода мы всегда находим взятые на веру идеи как исходные постулаты любой теории.

      Естествознание не видит в человеке духовную личность с ее автономной идеальной реальностью. Вместо этого наука акцентирует свое внимание на психофизической зависимости и автоматизмах душевных функций, т. е. вместо свободы она видит только необходимость.

      Свобода воли – это самостоятельная сила, которая через человека может быть реализована в этом фатальном мире необходимости. Будущее творится. Общественная жизнь и ход истории в руках людей, осознающих свободу волю.

Понимание
      Одним из фундаментальных свойств души, феноменом личностного бытия является понимание.  Процесс понимания – это не только осознание связей, отношений, зависимостей элементов воспринимаемого, т.е. содержательной части постигаемого, но также раскрытие внутренней сущности предметов и явлений (ситуаций, состояний и событий).

      Все люди, осознающие себя (находящиеся в сознании), воспринимают «схваченные» вниманием события своего внешнего и внутреннего мира, прежде всего, в связи с их новизной и значимостью для субъекта. На этом этапе познания процесс психического восприятия протекает подсознательно и ассоциативно без сознательного волеизъявления. Полученные в результате доступные пониманию идеальные представления (конкретные или абстрактные образы) поступают в аппарат сознательного мышления. Наступает второй этап познания – процесс постижения и осознания, где мы обретаем понимание как переживаемый смысл.

      На этапе осознания человек проходит как бы обратный путь восстановления целостности постигаемого. Этот процесс устранения дуализма восприятия путем непосредственного (без ума) созерцания собственного сознания называют процессом смыслообразования или просто «распредмечиванием», или, более мудрёно, «рефлексией сознания»).

      Созерцание – это психическое состояние, похожее на задумчивость. Но задумчивость – это способ внутреннего наблюдения, когда внимание сосредоточено на мыслях (мечтах), т. е. на проблеме, которая является предметом нашего мышления. Человек отождествляет себя с умом, его проявлениями. Индусы говорят о таком - «заблудился в мыслях, там и живет».

      В созерцании внимание сосредоточено на проблеме, которая является предметом сознания, т.е. внимание остановлено на самом себе, на своем отношении к предмету. В таком состоянии ум оказывается помехой в процессе самонаблюдения, который мы называем осознанием или смыслообразованием.

      Одни считают созерцание синонимом осознания, другие – аналогом интуиции или медитации и даже – кульминационным моментом медитации. Созерцание – это не опосредованный мышлением акт познания, но состояние после получения информации, когда происходит эффект остановки мысли, «одномоментное схватывание», инсайт.

      В отличие от сознательного логического мышления (суждений и доказательств) интуиция – результат мышления подсознательного, смыслового, приходящий к нам как смутное воспоминание, образное и непонятное.   Интуиция – это творчество, связанное с умением созерцать.

      Открытие ценности созерцания совершило поворот в исследовательской проблеме осознания себя в мире и мира в себе. Сейчас вопросы созерцания и рефлексии находятся в центре внимания современной психологии и философии сознания.

      Многие люди не осознают акт переживания смысла, но он в той или иной степени непременно присутствует, иначе нельзя объяснить наличие в нас подсознательной картины мира, всегда актуальной, обновляющейся текущим смыслообразованием. Картина мира нашего подсознания – прежде всего, смысловая субъективная, хотя укрыта объективными признаками умозрительного восприятия.

      С пониманием как процессом постижения смысла связана наша творческая активность, ибо переживаемые смыслы несут помимо содержательности и нашего к ней отношения духовный сгусток энергии, без которой сознательная творческая деятельность человека  невозможна (возможна лишь инстинктивная, животная). Возможность осознать сам процесс постижения (постигать постижение) зависит от культуры самонаблюдения, которая, к сожалению, отсутствует в школьной традиции Запада.

Вера
      Феноменальная природа человека не ограничивается свободой и пониманием – качествами, которые, присутствуя во внутреннем мире человека, характеризуют его человечность и своим наличием возвышают его над материально-природной действительностью. Еще одним феноменом личностного бытия является вера – свойство, обеспечивающее связь человека с внешней реальностью.

      Роль веры во взаимодействии человека с миром трудно преувеличить. Мы верим, что солнце утром взойдет, что пища не отравлена, что встреча состоится, что есть смысл жить (пусть нам и неведомый). Без веры в путь нельзя по нему идти. Если убрать все эти перечисленные веры, ни жить, ни работать, ни думать человек не сможет. Он должен верить, чтобы жить, даже не понимая, не сознавая это.

      Вера лежит в основе всякого мировоззрения, включая атеизм. Она является неотъемлемой частью любого процесса познания – чувственного, интеллектуального или интуитивно-созерцательного. Без веры нельзя обрести смысловое понимание, осознать переживаемый смысл, рождение нового бытия, как результат созерцательного постижения. С помощью веры наше «Я» становится одновременно причастным к бытию и сознанию.

      Интуиция – это врожденная наша способность «инстинктивного» решения проблемы. Необходимо лишь научиться ею пользоваться. Интуиция – не мысль, она воспринимается как смутное переживание впечатления, образа. Неопытный человек, как правило, не доверяет неизвестно откуда пришедшему знанию и только наличие веры придает более четкий смысл впечатлению прежде, чем мы отвернемся от него. Мы вдруг обнаруживаем в нем решение, позволяющее приблизиться к поставленной цели, хотя первое впечатление могло показаться не относящейся к делу бессмыслицей.

      Вера стоит на страже целостности, неделимости личности, то есть качеств, которые она теряет в процессе интеллектуального познания, когда цельность бытия распадается на сферы объективного и субъективного. Именно в вере соединены субъективность переживаний и объективное их содержание. По меткому выражению К. Ясперса, единство складывается из «веры, в которой коренится мое убеждение, и содержания веры, которое я постигаю». Как и в смысловом понимании, субъективная и объективная стороны веры составляют целое.
 
      Вера формирует наше отношение к себе, людям и природе, определяет смысл и конечную цель жизни. Вместе с совестью вера является основной направляющей силой в становлении и развитии человека.

Совесть
      Совесть определяет, формирует и поддерживает все качества личности в гармоничной целостности. Слово со-весть (как и со-знание) этимологически указывает на состояние пребывания «вместе с вестью», с внутренним знанием. Иначе говоря, совестливый человек всегда слышит свой внутренний голос, голос своего чистого «Я», несущего весть – оценку ситуации, намерения, выбора и т.д., чему надлежит еще сбыться, или ощущает свою вину по поводу своего участия, своих поступков, намерений в прошлом. Более того, когда своя виновность не осознается, человек может испытывать не явные «угрызения совести», а, казалось бы, беспричинные тревоги, страхи, которые свидетельствуют о тайном признании своей виновности.

      В своей прекрасной книге «Человек для себя» Э. Фромм определяет совесть как внутренний голос несущий весть о нашем временном успехе или поражении в «искусстве жизни». Совесть говорит, когда человек нуждается в подсказке на своем жизненном пути к цели – предмету своей веры, и молчит, когда выбор касается сферы полезного или абстрактного, где действуют другие критерии и цели достижения.

      Совесть направляет человека в поиске смысла. Этот внутренний голос всегда поможет верно увидеть текущую ситуацию (событие, проблему) и отыскать кроющийся в ней важный для нас смысл. Только человек озабочен смыслом своего существования и остерегается чувства смыслоутраты. Чтобы не потерять точку опоры, не захлебнуться в потоке массовой информации и не поддаться конформизму знаний человек должен противопоставить все расширяющему чувству смыслоутраты некоторое внутреннее чутье совести и веры.

      Если сознанию открывается сущее, совести открыто еще не существующее, то, что лишь готовится к осуществлению. Совесть связана не столько с действительностью, сколько с возможностью. Корни совести лежат в бессознательном, проявление совести интуитивно. Эта духовная проницательность, интуитивное предвидение является основой нравственности индивида, его осознанной духовности. Совесть – это нравственная интуиция, голос души, толкающий нас к совершенству.

Вместо заключения
      Позвольте этот скромный очерк духовности человека завершить красивой историей о Моцарте, который на вопрос о том, что самое важное в его музыке, ответил – паузы! Паузы, в которых он слышал божественное дыхание.

Киев 2019.