Прометей и Кавказ

Султан Арсанукаев
            Прометей впервые упоминается в поэме древнегреческого поэта Гесиода «Теогония» (ок. 700 года до н.э.). «Мы можем предположить, - пишет доктор исторических наук Я.В. Чеснов, - что миф о герое- похитителе огня, если и не был целиком воспринят, то во многих своих ходах мысли подпитывался со стороны. Кавказ играет здесь выдающуюся роль» (1). У многих кавказских народов есть мифы о героях, добывших огонь у бога. Но только у чеченцев имя героя мифа почти совпадает с древнегреческим. «В античных рассказах об аргонавтах есть упоминание о Прометее. Когда они плыли мимо Кавказа, то они слышали стоны прикованного к скале героя. На каком языке мог горевать и возмущаться своей судьбой Прометей? Есть все основания считать, что это был язык древнейшего населения Кавказа – нахский. Чеченский и ингушский цикл о героях, добывших огонь у бога, судя по плотности структурных связей, семантической близости и языковым совпадениям, вплоть до имени героя, всё это заставляет по-новому обратиться к происхождению и смыслу знаменитого мифа. В чеченском языке бытует речение, которое можно считать формулой мифа о герое-богоборце: кичливому человеку говорят: «Ты же не тот, кто принёс головёшку из божьего очага». Нахские и индоевропейские предки тесно соприкасались на стадии генезиса этих мифов. Их циклы, рассмотренные ниже, подтверждают теорию В.В. Иванова и Т.В. Гамкрелидзе о ближневосточной прародине индоевропейцев, где они соприкасались с горными хурритскими племенами» (2).  В энциклопедии «Кругосвет» утверждается: «В Теогонии Гесиода первым царём богов был Уран, на смену которому пришёл Кронос, Этот последний породил сменившего его Зевса, который появился на свет на горе Дикте на Крите. Прототипом этой генеалогии является хурритский миф о Кумарби. Поскольку у повествования Гесиода хурритский источник, поскольку он помещает место рождения Зевса на Крите и поскольку мифы обычно бережно сохраняют названия мест, ясно, что сказка эта не была завезена в Грецию путниками или заезжими купцами, а прибыла вместе с хурритами, которые обосновались на минойском Крите» (3). Таким образом, разные исследователи указывают на хурритско-кавказское происхождение мифа о Прометее. Известные исследователи подчёркивают родство хуррито-урартского и нахо-дагестанских языков (4).
            В Теогонии Гесиода (ок. 700 г. до н.э.) нет упоминания о Кавказе. «А Прометея, на выдумки хитрого, к средней колонне В тяжких и крепких оковах Кронид привязал Громовержец» (5). В трагедии «Прометей прикованный» Эсхила (V век до н.э.) Прометей прикован к скале на Кавказе. Почему Эсхил связал Прометея с Кавказом? Мы полагаем, что, начиная с середины VII века до н.э., во время колонизации Северного Причерноморья, древние греки узнали про похожие мифы древних народов Кавказа. Исходя из того, что древние греки заимствовали чеченское название Главного Кавказского хребта  можно предположить, что особенно тесными и доверительными были взаимоотношения древнегреческих колонистов с предками чеченцев, от которых они могли услышать чеченский миф о Пармате.  Поэтому Эсхил в своей трагедии приводит чеченское название Кавказа, а Прометея приковывает к скале на Кавказе.
   
______________________________
1. Я.В.Чеснов. Миф о Прометее и витальные основы личности. Журнал Развитие личности, №2 – 2007 с.71 https;// www. rl-online.ru
2. Там же, с.71-72
3. Энциклопедия Кругосвет. Минойская цивилизация. https;//www.krugosvet.ru
4. Дьяконов И.М. Алародии (хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы, Сб. Алародии (этногенетические исследования). – Махачкала, 1985, с. 9
5.  Гесиод. Теогония, стих 520 https;// www.ancientrome.ru
6. Арсанукаев С. О кавказских топонимах. https;//www proza.ru