Старшее поколение

Вера Козубская
   На что только не бывает моды! На темы телепередач и публикации в средствах массовой информации она тоже есть. Нынче самая раскрученная тема – это старшее поколение. Увеличившаяся продолжительность жизни породила массу вопросов и проблем. Что же с ними делать с этими стариками? Как  сделать их жизнь качественнее? Ведь понятно, что главное ни сколько прожить, а как. Я тоже решила не отставать от моды. Но никаких социальных проблем освещать в своих заметках не буду. Смысла нет. Даже при большом количестве денег, а таковых у наших пенсионеров не наблюдается, очень многое зависит от желания человека сделать свою жизнь более насыщенной и интересной.

   Начну сразу с примера. Недавно к нам в Покровское приезжал на гастроли музыкальный театр с водевилем «Ханума». Билеты по 250 рублей. Чтобы посмотреть этот спектакль в  Ростовском театре, самое малое надо заплатить 500 рублей. Да ещё туда и доехать надо, и назад как-то вернуться. Народу было немало, но и не полон зал. А реклама была. Но дело видимо не в ней. Подходя к площади увидела как под руку с сопровождающей (родственница или соседка) с палочками в направлении дома культуры  идёт пожилая женщина. Идёт с трудом, это видно. В вестибюле ей предложили стул. Она отдохнула и зашла в зал. Потом смотрю ещё одна женщина таких же лет с палочкой прошла к своему ряду. Они старухи или нет? Я думаю, что старухи те 40-летние, что остались сидеть на диване перед телевизором.

   В этом году летом в возрасте 78 лет умерла моя хорошая знакомая Любовь Васильченко.  Для многих людей, которые её знали - это стало трагедией. Три года назад я была в городском доме культуры на её творческом вечере. Мест свободных в зале не было. Люба не была профессиональной певицей, она вообще технарь. Но пела она так, как дай Бог петь нашим звёздам. Я старалась не пропускать её концертов, а давала она их бесплатно. И при этом благодарила нас зрителей, за то что пришли её послушать.
   Последний раз она выступала в Доме Чайковского в марте этого года, а в июле её не стало. Она уже тяжело болела, но не один мускул не дрогнул на её лице. Она пела романсы, песни своей и молодости и молодости её почитателей. А песню «Кружится старый вальсок…» предложила вместе с ней спеть залу. И мы пели. Никогда не забуду этого концерта. А свои прекрасные наряды для выступлений Люба шила сама, пенсия то маленькая. Я никак не могу назвать её старухой. Выступала она и у нас в Покровском:  в ДК на вечере романсов и на одном из первых Покровских бульваров.
   Недавно на телевидении в программе, которую ведёт Юлия Меньшова, гламурные дамы, певицы, телеведущие и т.д. вели беседу на тему старухи ли они в свои за 50. Акцент в основном ставился на внешности. Но ведь Елена Проклова и иже с ней сами не раз признавались, что не единожды прибегали к помощи косметических операций для того, чтобы так выглядеть. Пригласили бы они женщин и мужчин ( не поворачивается язык назвать их старыми) за которыми мне довелось наблюдать в День пожилых людей в Ростове, куда я ездила с нашей социальной службой. Сколько интересного они привезли на выставку!  Как пели, играли, как обсуждали проблемы пожилых людей на форуме! Вот это была бы передача! Да у нас в районе не одну передачу можно снять  на эту тему. В нашей газете сюжеты можно подсмотреть.

   В октябре этого года ушла из жизни актриса Таганрогского театра Клара Тузова. Ушла в 90 лет, но она была полна творческих замыслов. В августе в театре был её юбилейный вечер, на котором она показывала отрывок из  моно спектакля о Фаине Раневской. Должна была играть его в день рождения великой актрисы, но заболела и спектакль отложили.  Не успела. Так случилось. Но ведь подготовила в 90 лет! А ещё она заявила: «90 - это повод, чтобы жить и радоваться». А ведь возможно  в её адрес кто-то говорил: «Ну хватит уже работать, пора и честь знать. Уступила бы место молодым». А кто знает, когда хватит? Кто определит творческий потенциал человека?
   Одна моя хорошая знакомая покровчанка на 62- году прекрасно катается на коньках и садится на шпагат.  Каково! Ну и как например её отправлять на пенсию из-за возраста? Кто посмеет? Какой возраст? Старшее поколение помолодело. Это хорошо, здорово, но это и создаёт ряд проблем. Помните: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт». Но нынче многие  так называемые старики тоже выбирают дорогу и уступать её молодым не всегда хотят. Надо искать из этой ситуации выход. И зачастую самим. Приведу пример.

    Она всегда хорошо пела. Но выступала только  перед знакомыми и родственниками. Ушла на пенсию. Предложили. Нашлось другое место работы, но  поняла, что это не её место.  Уволилась ,нашла учителя пения, берёт уроки вокала и уже были первые выступления на публике. И она эту публику не разочаровала. А ведь ей за 60.
   Меня можно упрекнуть в том , что я привожу в пример людей творческих. Но вот где-то года три назад я познакомилась  в маршрутке с женщиной лет семидесяти. Разговорились. Она рассказала, что торгует на рынке всякой мелочью, что выращивает у себя на участке.  Долгое время я её не встречала и вот в августе захожу в маршрутку и слышу: - Здравствуйте, ну наконец - то мы снова увиделись.

   Женщина очень изменилась, постарела, но глаза её излучали свет. Оказывается за то время, что мы не виделись, моя знакомая перенесла инсульт, перелом бедра, выкарабкалась из лежачего состояния и снова торгует на рынке. Я с сочувствием спросила, что её заставляет каждый день из Покровского ездить в маршрутке в Таганрог: маленькая пенсия, отсутствие помощи от детей? Но она ответила, что ни то и ни другое. Просто она не может сидеть дома без дела.

   - Если бы видели как мне обрадовались мои подруги на рынке, после моего долгого отсутствия? И место моё сохранили, и поддерживают меня во всём… И покупатели мои вернулись, те у которых кошельки тощие, я ведь дёшево всё продаю. Нет, дома я быстренько помру. – Вот такой ответ я получила.

   В настоящее время на Яндекс.дзен идёт полемика вокруг статьи «5 правил как выглядеть идеально в 70 лет». Одна дама написала, что «70 – это безобразная старость».  Получила она за свои необдуманные слова массу возмущений. Ответы продолжают идти.  Ей не позавидуешь - столько негатива в её адрес вылито! Да, женщины и в 70 старухами, тем более безобразными себя не считают. Некоторые и фото свои приложили.

  А советы не плохие. Там нет никаких дорогостоящих косметологических направлений. Главное чистая, аккуратная одежда, удобная, (а не просто модная) обувь, ухоженные волосы. Никаких высоких каблуков и коротких юбок. Это женщину в возрасте скорее сделает смешной, а не молодой. Ну и конечно посильные  занятия физкультурой.  Но мне думается, что женщину в любом возрасте украсит позитивное отношение к жизни,  если она не ноет, не жалуется постоянно на всё подряд, не льёт слёзы по любому поводу. А повод у каждого обязательно найдётся. Но нельзя забывать, что  уныние один из смертных грехов.

  Я знаю многих женщин у нас в районе, после встречи с которыми, и болячки отступают, и проблемы уходят на задний план и уже не кажутся неразрешимыми. И женщин далеко немолодых, не слишком обеспеченных и не пышущих здоровьем. Но они излучают свет и добро. Написать обо всех в одной статье невозможно, но назвать их возраст безобразной старостью язык не повернётся. Многие из них трудятся бабушками. Да, да,  просто бабушками своих собственных внуков. И могу заверить, что более ответственной работы, чем на этом месте, у меня лично не было. Вот уж где я почувствовала себя особенно нужной и востребованной.

  Здоровья всем мои дорогие ровесники! Это пожалуй для нас самое главное.

 На фото Любовь Васильченко, последний концерт. Ушла в мир иной, но старости не сдалась.