Небоскрёб Высоцкий. 2. Музей Владимир

Александр Соханский
       Музей «Владимир», посвящённый актёру, поэту, композитору, барду Владимиру Семёновичу Высоцкому, расположен на 2-3 этажах екатеринбургского небоскрёба «Высоцкий»*.

       Уже на стенах лестничной клетки посетителя встречают репродукции конвертов дисков с песнями Владимира Высоцкого**. Над входом в музей скрещиваются на букве «м» два светящихся слова — «ВладиМир» по вертикали и «Музей» по горизонтали (см.фото). Прямо на входе посетителя встречает большой портрет Высоцкого  с известным автографом «Добра! Высоцк».

       На стендах в первом зале вы сможете ознакомиться с подробностями биографии великого актёра в детстве и работе в театре на Таганке, где он проработал до конца жизни. Улицы своего детства – 1-ю Мещанскую и Большой Каретный он впоследствии прославит в знаменитых песнях.

       В экспозиции интересна кухня советского периода. Здесь время возвращают вспять несколько вещей, приписываемых Высоцкому: самовар, телефон, жестяные коробки от чая, финский холодильник, стоявший с 1978 года на кухне в квартире по Малой Грузинской, 28.

       В витрине музея выставлен самиздатовский сборник стихов Высоцкого, представляющий сброшюрованные листы, отпечатанные на пишущей машинке.
       Меня всегда восхищала гениальная рифма Высоцкого. Даже в шуточных стихах «Объяснительная записка в милицейском протоколе», на которых раскрыта самиздатовская книга, можно наслаждаться великолепной четырёх- и даже пятибуквенной рифмой.

       «Приятно все ж таки, что нас тут увАЖАЮТ,
       гляди, подвозят, гляди, сАЖАЮТ.
       Разбудит утром не петух, прокукарЕКАВ,
       сержант поднимет как человЕКОВ.

       Нас чуть не с музыкой проводят как проспИМСЯ
       Я рубль заначил, слышь, Сергей, опохмелИМСЯ.
       Но всё же, брат, трудна у нас доРОГА!
       Эх, бедолага; ну спи, СеРЁГА».

       Владимир Высоцкий побывал в Свердловске в 1962 году дважды. В феврале-марте с гастролями Московского театра миниатюр и в июле того же года в составе театра имени А.С.Пушкина.
       Этого оказалось достаточно, чтобы создать местечковый бренд. В музее развёрнута экспозиция половинки номера гостиницы «Большой Урал». Здесь, по уверениям создателей музея, находятся подлинная мебель и вещи 60-х годов ХХ века из номера № 464, где останавливался актёр. От письменного стола и стульев до пепельницы и урны. Непонятно только как эта убогая меблировка периода советского гостиничного сервиса, которой пользовались тысячи проживавших в этом номере, может охарактеризовать творческую личность Владимира Высоцкого. Скорее всего, выставка гостиничного номера создана, чтобы заполнить вакуум экспозиционных материалов.

       Вообще в музее выставлено множество вещей ХХ века. Старые чемоданы и портфели, коньки «канадки» на ботинках, этажерка с несколькими томами Ленина, Горького, Маркса-Энгельса.
       Зачем-то в экспозиции две пишущие машинки, две семиструнные гитары, три телефонных аппарата, трое часов и другие вещи прошлого века. Явный перебор!

       В описании истории создания музея сообщается, что «большую помощь в организации музея и воплощении настоящей экспозиции оказал лично сын поэта – Никита Владимирович Высоцкий. Он курировал создание екатеринбургского музея и предоставил для этого личные вещи своего отца».
       Посетителю трудно судить о принадлежности вещей лично Владимиру Семёновичу. Скорее всего, бОльшая часть из них является формальными артефактами прошлого века.

       В отличие от этого дара Никиты Владимировича очень дорого обошлось владельцу музея приобретение коллекции икон и крестов (23 предмета по описи), в основном XIX века.
       Как сообщается в описи этой коллекции, в январе 2016 года экспозиция музея пополнилась уникальными вещами с аукциона в Париже, который организовала вдова Владимира Высоцкого французская актриса Марина Влади.
       Специально для музея были выкуплены 37 лотов, среди них упомянутые иконы и кресты, картины и украшения, которые принадлежали семье Высоцкого - Влади. Одну из икон Марине Влади дали священнослужители, когда хоронили Владимира Высоцкого. Другую им подарили в день свадьбы. Среди экспонатов можно увидеть украшения Марины, в том числе кольцо, деревянный браслет и часы. Коллекция пополнилась и золотой пальмовой ветвью Каннского фестиваля.
       Отметим: эти предметы не подарены вдовой, а выкуплены меценатом музея. В связи с чем зарождается сильное недоверие в непосредственной причастности парижских ценностей к жизни российского барда.

       Для экспозиции характерно обилие объёмистых поясняющих текстов на табличках, планшетах, театральных афишах, плакатах. Они требуют много дефицитного времени на прочтение и и потому их удалось изучить лишь в домашних условиях, благодаря фотоснимкам.
 
       Любители сэлфи могут сфотографироваться рядом с восковой фигурой Владимира Семёновича у его автомобиля Мерседес Бенц. Говорят, будто бы Высоцкий любил шутить: «Такая машина есть только у меня, и ещё – у Леонида Ильича Брежнева».

       Лицо восковой фигуры Высоцкого я обследовал с разных ракурсов, но так и не увидел почитаемого мною актёра. Более всего он выглядел похожим на известного "целителя" Анатолия Кашпировского (см.фото с пометкой «!»). Ваятель не сумел придать скульптуре портретного сходства с изображаемым персонажем.

       Во время посещения в залах непрерывно звучат знаменитые песни Владимира Семёновича, со всех сторон окружают фотоизображения любимого актёра.
 
       И всё же типовая стандартизованная экспозиция музея «Владимир» не затронула душевных струн и не оправдала моих ожиданий.



       Александр Соханский
              Екатеринбург
            27 июля 2019 г.


* Репортаж со смотровой площадки небоскрёба "Высоцкий" см. на http://www.proza.ru/2019/10/29/493
** На виниловых дисках. Владимир Высоцкий см. на http://www.proza.ru/2016/01/25/212