Иуда Апостол

Сергей Овчинников Рынковский
Иуда апостол.
       Несмотря на исключительную определенность, которую мы можем черпать из Евангелия об окружении Иисуса, личность Иуды Искариота понимается неоднозначно в отличие от других  учеников. Имеющийся исторический материал  свидетельствует о фактах: Иуда был один из двенадцати апостолов, предал своего Учителя, и, раскаявшись в совершении предательства, окончил  жизнь самоубийством. Однако одни суждения о предательстве подобны бесспорному приговору за тягчайшее преступление, другие теософические – оправдательному вердикту. В действительности же, мало кому хотелось  постичь личную драму этого человека. Между тем она должна быть осмыслена особым образом, ибо  именно  Иудин поступок  имеет свойство повторения во внешней и внутренней жизни людей.
     До того момента, когда Иуда оказался во власти сатаны, он мало чем отличался от остальных учеников. Он оставил все мирское и личное, последовал за Учителем ( Матф. 10, 38) . Этот путь был очень трудным, он пролегал через большие расстоянья меж селениями и городами.
У Иисуса  с учениками часто не было места, где преклонить головы Матф. 8,19-20).  Нужда, голод, усталость, страх, печаль, сомнения, встречи с больными и несчастными людьми, столкновения со злобными и высокомерными представителями знати и враждебными блестяще образованными священниками, подрывали едва зарождавшуюся веру простых людей.  Многое другое предстояло пережить  всем апостолам без исключения.    Находясь непрерывно среди верных учеников,  стараясь постичь новое учение, Иуда порой обнаруживал сомнения и отклонения от мыслей Учителя: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоанна, 12.5),  Подобное предложение Иуды может вызвать противоречивые суждения, но кто из учеников не был без греха, или не впадал в заблуждения ( Матф. 26, 6-10), или даже подобно Иоанну Крестителю не разрешил все сомнения ( Лука 7,19).
Были и поступки, достойные восхищения, так например, Иуда не отрекся от своего учителя в тяжелые времена преследований когда «иудеи искали убить Его» (Иоанн 7.1).
Он оставался верным своему Учителю, несмотря на то, что   « …братья Его не веровали в Него» (Иоанн 7.5),  и, не покинул когда, «… многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». (Иоанн 7, 66).
Иуде так же была  «дана власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать болезнь и всякую немощь» (Ев. Матф 10, 1), и он ходил по селениям «благовествуя и исцеляя повсюду» (Лука 9,6). 
Было предназначен  один из двенадцати престолов возле престола Сына Человеческого в пакибытии (Матф 20,28) Ему была оказана великая милость в последнюю вечерю: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их».  (Иоанн 13,12)
Словом, если не считать текстовых указаний евангелистов  о том, что Иуда предатель и вор, иных уличений его в воровстве нет, и есть одно свидетельство о намерении предать Учителя в разговоре со священниками, произошедшем незадолго до вечери (это могло быть в пределах двух дней Матф. 26, 1-15).
Хотя Иисус предвидел предстоящее падение Иуды, но не оттолкнул его от себя до того момента, «…когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его». (Иоанн 13.2)
       Как же могла развиваться идея предательства? Что подтолкнуло человека из самого ближайшего окружения любимого Учителя  на злодеяние?
Почему близость Спасителя не наполнила Иуду Божественным светом веры и любви?
        Обретение веры не давалось легко никому из людей. Радость познания истины может быть нарушаема, и не даваться  долгое время.
Жесточайший внутренний  кризис, вызванный жизненными обстоятельствами, зачастую  влечет за собой  полную утрату веры, и, как следствие - отречение от веры и от любимых людей. 
Возможно, Иуда испытал в своей жизни нечто подобное.  Быть  готовым  к преодолению такого разрушительного кризиса невозможно, но преодолеть его люди способны. 
Главный способ преодоления  дарован  заповедью о любви (Иоанн 15.12), но он стал неприемлем для Иуды, и очевидно, его мыслительная сосредоточенность на предстоящем злодеянии была увидена Иисусом ранее, что и подтвердилось во время вечери ( Иоанн 13, 18-26). 
Но почему сказано, что  сатана вошел в Иуду именно после подачи ему куска хлеба с солью?
Суждения исследователей Евангелия сводятся к тому, что это обращение Учителя,  понятное одному Иуде,  вызвало  обиду и послужило  поводом к действию,  или даже  есть версия о  тайном знаке для Иуды, что бы тот «создал условия»  свершения пророчеств о жертвенной гибели Спасителя.
Но могут быть и иные взгляды. Например, известно, что доброта вопреки здравому смыслу вызывает иногда ответную злобу, но не взаимность,  подобно тому, как кровь жертвы усиливает ярость агрессора вместо  сострадания.
Кротость и милосердие Иисуса, омывшего ноги ученикам после трудного пути, могли вызвать гнев Иуды, помыслами которого овладел сатана.       
         Представим их себе в соответствии с логикой событий того вечера.
«Учитель! Что мы имеем? Мы  вынуждены скрываться ( Иоанн 12,47-54). Иудеи не обрели веру в Тебя (Иоанн 13,37).  Мы гонимы и одиноки.   Вчерашние больные не шествуют перед нами, в подтверждение дарованного Тобой исцеления. Мира среди людей нет. Явленные чудеса  ими тут же забываются. Истина не торжествует победами в спорах со священниками. Никто не присоединяется к нам. Большая часть учеников нас покинула. Религия, которую мы создаем, разъединяет  верующих между собой по мотивам корысти и разномыслия, следовательно, разъединится сама в себе.  Люди всегда могли и смогут впредь исполнять любые религиозные обряды, но истинно любить не научатся,  какую совершенную веру им не дай. Впереди нас всех ждут мучения и смерть за веру. Посмотри на своих учеников. Способны ли они продолжать Твое дело? Симон Кифа, и Андрей, и Иаков, и Иоанн, и Филипп, и Варфоломей, и Фома, и Матфей-мытарь, и Иаков сын Алфея, и Симон Кананит, и Иуда сын Иакова. Кто они? Рыбаки, мытари, бродяги, сельские неучи-философы, целители на удачу, проповедники знаний, в которых сами не разбираются ( Марк 10,41)… Неверующие, а если и да, то легковерные, и по твоим же собственным словам - маловерные… (Матф 14,31; 16,8)  Все это  должно скоро закончиться согласно Писанию. Ты омыл ноги ученикам, Учитель? Так вот в чем завершение Твоего земного пути? Вот в чем дарованный Тобой мир? Этого мне не  понять и не вынести!»
Когда  Иуда предавал Учителя, то поцеловал Его.  Иисус, по свидетельству евангелиста Матфея, сказал: «Друг, для чего ты пришел? (Матф. 48,50), и, по свидетельству евангелиста Луки - «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лука 22.48)
Такое расхождение не имеет существенного значения для толкований. И те и другие слова могли быть сказаны вместе и врозь, в любом случае они содержат духовный смысл ( Матф 19,15), и являются воззванием к совести, обличением, не оставляющим  ей возможности уклониться от ответа. 
И вот, отклик Иуды мог  зазвучать так: «Я уже не друг, Учитель.  Я обернулся Твоим врагом. Я не смог обрести веру, и полагаю, что в том виновен Ты, поскольку, я ожидал  ее как дар от Тебя. Я не смог принять Твою истину, и остаюсь при иной истине, истине мира сего, в которую все люди обречены верить больше, и с которой предстоит жить. Мое предательство  страшно для тех, кто считает себя праведным. Но никто не праведен, и не достоин Тебя, «… ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими» (Пс.13,1).  На пути к вере можно быть только мечтателем. Я же становлюсь страдающим пророком и твоим судьей.
Я сужу Тебя за твой меч (Матф. 10, 34), за две разделенных во мне личности (Лука 12,49), не способные более сосуществовать, как не могут быть заодно силы света и тьмы. Я целую Тебя на прощание как любимого мной Учителя.  Я задумал это в соответствии со своей двойственностью, применяя общечеловеческие представления о справедливости и всеобщие понятия о выражении любви. Силам света являю свою любовь к Тебе,  силам тьмы указываю на Тебя для суда и расправы. И как пророк  вещаю: - Отныне у нас с Тобой впереди истина мира сего, соединяющая наши имена в истории человеческих  скорбей (Марк 13,18), побеждающая Твое Царствие и равно убивающая нас (Матф. 10,16-23). Прощай, Учитель!»
Конечно, всего этого не сказал Иуда. Он так и остался стоять, тяжело дыша и вытирая  пот с раскрасневшегося от стыда лица.   Видя, как стража связывает и уводит Иисуса, он вдруг утратил прежний контроль над своими двойственными силами. Он намного раньше победил в себе силы света, а теперь даже  силы зла  оставили его  вне связи с избранной им истиной мира.  Поникший и согбенный  Иуда уходил с места катастрофы.  Быть может, в раскаянии он  обратился к Богу с мольбами  изменить совершившееся,  дать себе еще один шанс быть непричастным к великому злу, вернуть Спасителя обратно, дабы род людской познавал Его больше и дольше, дабы не сбывались ужасные опасения. Напрасно, никто не услышал голос его опустевшего сердца.
Безверие привело Иуды ко многим заблуждениям. Но вот, что страшно  - одно зловещее предсказание Иуды сбылось в том, что земное древо, как отражение материальной истины мира стало общим орудием  бесславной смерти  предателя  и  прославленной гибели преданного им  Сына Человеческого.