Мануэлино в Москве...

Ольга Сергеева -Саркисова
   Красота не может оставить человека равнодушным.Так всегда бывает, если есть в человеке эстетическое чувство,то он её воспринимает. Стиль мануэлино нравился многим за рубежом: и королям, и простым смертным, хотя известны разные истории по этому поводу...   У нас его совсем ещё не знали.
    Хочу сказать немного о появлении этого стиля у нас в Москве. Как-то меценат, купец, и совсем ещё молодой человек - Арсений Морозов,двоюродный брат известного мецената-богача Саввы Морозова, путешествовал в Испании и Португалии. То, что он увидел в архитектуре замков и дворцов,в декоре Лиссабона, Синтры и других местах - его восхитило и поразило. Один дворец Жеронимуш чего стоил! Это был необычный стиль мануэлино.
     Вернувшись домой в Москву, он привёз с собой мечту построить нечто подобное из увиденного. Так как просто влюбился в этот стиль и архитектуру Португалии, и стал строить свой замок. Мать подарила ему в день рождения на 25 лет участок земли на месте сгоревшей конюшни в Москве, и ждала, что сын построит что-то в принятой традиции московского стиля.
      Но он пошёл своим путём...и всех очень удивил своей дерзостью и необычностью постройки, да ещё с таким декором!В Москве такого никто не строим тогда, а новое, как правило, всегда воспринимается, как чуждое. Сколько было насмешек, нелестных слов сказано в адрес Арсения и его строительства, даже мать, приехав посмотреть на то,что сын построил ,вместо того,чтобы поддержать сына, сказала: "Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать".
       Теперь многие прохожие, стоя у этого дома, часто вспоминают её слова, и смеются над недальновидностью родной матери Арсения.
Творцы общественного мнения делали свою чёрную работу, всячески некрасиво называя этот дом. Но, время самый верный судия.Сегодня мы восхищаемся творением Арсения Морозова, который был куда более продвинутым и дальновидным человеком, эстетически готовым к переменам,чем его современники,не умевшие заглядывать в будущее.И талантливым был архитектор,его друг Виктор Мазырин. Он не просто взял что-то из увиденного, он создал своё, намного лучше замка Пена. В замке много излишеств, похож на прянично-кукольный замок, а у Виктора получилось всё со вкусом, и  мера соблюдена. Свой стиль чувствуется в особняке, он намного элегантней того,от чего отталкивался архитектор.Вот к чему приводят фантазии человека!
К сожалению Арсений мало жил в этом особняке, так как рано ушёл из жизни в 35 лет в 1908 г. Нелепая смерть унесла его жизнь. Выстрелил себе в ногу на спор, доказывая свою силу духа,что якобы он не чувствует боль,...рану не обработал, ко врачу не обратился, ничего не говоря продолжал пировать с друзьями, кровь на остановили,и он получил заражение крови, умер через три дня.
     Наследницей дома на Воздвиженке стала его возлюбленная — Нина Александровна Коншина.С женой он не жил с 1902г. Жена пыталась оспорить, и прибрать к рукам особняк, но не удалось. Его купил Леон Манташев- нефтяной король того времени. А затем жизнь быстро менялась, менялись времена и правительства.
    Кто в этом особняке только не жил: то анархисты, то пролеткультовцы- театральная группа, даже Сергей Есенин, там находился наркомат иностранных дел, посольство Японии,Великобритании, посольство Индии,Дом дружбы с иностранными государствами.
     Помню бывала там с друзьями на разных презентациях.Сегодня там проводят дипломатические приёмы, и мы гордимся,что у нас есть такое красивое здание. Оно нравилось мне с ранней молодости, с первого мгновения.Спасибо Арсению Морозову. Это ещё один подарок, клад,который оставил нам род Морозовых!Светлая им  память!
11.2019г.