Начальник

Буер Артур
До сорока двух лет, жизнь Лёвы ничем не отличалась от жизни большинства парней, которые решили стать офицерами Советской Армии. Военное училище, служба в глухомани, и увольнение в запас. Звёзд с неба Лёва не хватал. Суть службы в армии простого деревенского паренька, без связей, разъяснил ему ещё покойный дядька: «Как не пытайся, а на пенсию уйдёшь в сорок два года, майором; в Академии тебя никто не ждёт – ты массовка; твоя задача – сберечь здоровье! Поэтому просись в захолустье, лучше на арсенал. Карьеристы от таких мест шарахаются, им на виду начальства надо быть. Как только найдёшь такое место – держись за него зубами. Начальству не перечь, не сплетничай, сгонял на рынок, прикупил копчёностей и подарок начальству. Мол, отведайте, не побрезгуйте, мама моя сама делала, и посылочку прислала. И так каждый месяц, понемногу. Зарплату не жалей, потом окупится. Начальство это оценит. Будут предлагать выполнить отдельные поручения – не отказывайся! Откажешься ты – выполнит другой. А чистоплюев в армии не любят, чуть что, от них первыми избавляются! И держись подальше от личного состава! Эти подведут под монастырь! В КПСС обязательно! И жену подбери из своей деревни, трудолюбивую и страшненькую. Она будет всю жизнь тебе благодарной, что женился на ней, и увёз из деревни. И не вздумай с аморалкой связываться, одна ошибка – и пятно на всю жизнь!»

Дядька сам выслужился до майора, и Лёва отслужил, как он завещал. Правда, здоровье сохранить не удалось, Лёва стал жилеткой для сослуживцев. Их арсенал располагался в глухом лесу, и все офицеры знали, хочешь поговорить по-душам, иди к Лёве, только с бутылочкой. А с закусками проблем не будет, жена у Лёвы золотая. Радушно встретит, стол накроет, посидит за компанию, если пригласят. Изливает офицер душу, а Лёва запоминает, и утром отчёт куда надо. Отчёт объективный, зачем подличать? Никаких манипуляций, только информирование. А Лёве за это премию подкинут, или просьбу выполнят. Как он удачно жену нянечкой в детский сад устроил на работу! Многие о ней мечтали, откуда в лесу рабочие места для женщин?

И вот наступил грустный момент – увольнение в запас. Лёва был бы рад служить до самой смерти, но здоровье подвело. Планы на гражданскую жизнь были скромные: крепкий дом в родной деревне, хозяйство, может Москвич удастся купить. Но начальник штаба отговорил:
- В деревню никогда не поздно. Ты в городе обустройся, квартиру получишь, на работу устройся, а если в деревню потянет, квартиру сыну оставишь, а сам на землю. Только учти, пока ты Родину защищал, всё хорошие места в деревне заняли. Ну не гайки же тебе в МТС крутить? Да и сопьёшься ты там, с твоей безотказностью.
- А как я в городе хорошее место найду? – удивился Лёва.
- Я помогу, есть у меня однополчанин, кадрами на железной дороге заведует. Он тебе поможет. Ну и ты будь благодарным, как ты умеешь.

И у Лёвы всё получилось! Войдя в кабинет начальника отдела кадров, в парадной форме, позвякивая юбилейными медалями, Лёва доложил:
- Майор Власов! Прибыл для прохождения дальнейшей службы! Или работать, наверно так? – растерялся от волнения Лёва.
- Рад! – ответил начальник, внимательно осмотрев погоны и медали, - вот и нашего полку прибыло! А то с этими гражданскими – беда! Паша дал на тебя объективку, и я понял – наш человек! Чайку?
- Не откажусь!

За чаем, Лёва рассказал о своей службе. А начальник его внимательно слушал, изредка одобрительно покачивая головой.

- Вот собственно и всё, - закончил Лёва. Виноват, забыл передать посылку от Павла Петровича, и ещё одну, от меня лично. Мама моя копчёности делает, своими руками. Не побрезгуйте, пожалуйста! Мои командиры высоко ценили её мастерство, - улыбнулся Лёва, и передал начальнику пакет с копчёностями, и конверт с деньгами.

Конечно Лёва врал, копчёности он купил на местном рынке, а деньги были его, так велел начштаба. И Лёву назначили начальником пожарного поезда. Напутствие Лёва запомнил чётко: «С подчинёнными не пить! Пьянки на рабочем месте пресекать! И никаких замечаний по службе! Зам у тебя из гражданских, но толковый! Однако не пьющий, поэтому с проверяющими общего языка найти не может. А они частенько к нам приезжают, Волга под боком, рыбалка, сауна. Они из флотских, поэтому нос задирают. Ты должен установить с ними контакт, чтобы их замечания были полезные: мало компьютеров, необходим кондиционер, освежить покраску и т.п. А под это дело и финансирование откроют для тебя. А я тебе подскажу, куда эти компьютеры поставить!»

Порядок в пожарном поезде приятно поразил Лёву. Едва он остался наедине с подчинёнными, ему преподнесли на подносе стакан водки, а на тарелочке лежали аккуратно нарезанные кусочки сала. Сглотнув слюну, Лёва отказался, и посоветовал приберечь всё это для проверяющих. Установление нового порядка, Лёва поручил своему заму, у которого был план оргтехмероприятий, правда за его подписью. Лёве это не понравилось. Он положил план в сейф, до лучших времён. А пока загрузил своего зама бумажной работой. Сам Лёва взялся за наведение нового порядка. Фотография старого вида клумбы, а потом нового, но уже с Лёвой. Фотографии из учебного класса, где Лёва что-то рассказывает подчинённым.

Через месяц, когда таких фотографий поднакопилось, Лёва взял план, уже за своей подписью, фотографии, отчёт и к начальству! Начальство оценило, особенно посылочку от мамы:
- Лев, не ожидал! Порядок как на флоте! И всего за месяц! Жди проверяющих!

Всю обратную дорогу, Лёва думал, как ублажить проверяющих. Откуда взять столько денег? Но выручил зам, который простодушно рассказал, что на проверяющих скидывался весь личный состав: кто организовывал рыбалку, кто баньку, кто закусь и самогон, кто баб. А Лёва свою печень на кон выставляет. Лёва решил ничего не менять, только посылки от мамы за свой счёт организовывать, чтобы по справедливости.

Проверяющие остались довольными. Три замечания взяли из плана мероприятий, а зам засучил рукава, и с энтузиазмом взялся их устранять. А у Лёвы состоялась приватная беседа с начальником отдела кадров:
- Лев, всё ты делаешь правильно, но поступили два сигнала от твоих подчинённых, что ты занимаешься поборами, это так? – спросил начальник отдела кадров.
- Так ведь не в свой карман! – оскорбился Лёва.
- Знаю, просто предупреждаю. Вот фамилии ябед, избавься от них! Опер с линейного отдела тебе поможет. И пора тебе свой дом строить, чтобы было где гостей встретить, как думаешь?
- Я только «за», но зарплата у меня аховая.
- Поможем! У нас ведь есть свой ЗЖБИ, лесопилка и строители. Всё по госцене. А мы тебе ссуду беспроцентную. Вернёшь потихоньку.

Лёва так и поступил. Ябед поймали на мелких кражах. Подчинённые всё поняли, и предложили Лёве свою помощь в строительстве дома, в свободное от работы время.

Прошло несколько лет, все планы были реализованы. Зам оказался находкой, теперь Лёва работал только до обеда, да ещё контрольный звонок вечером. Лёва ни о чём не жалел: дом построил, сына вырастил, деревьев целый сад. Когда по телевизору показывали протестующих, Лёва любил повторять: «Не научили вас жить с умом, вот и беситесь от злобы…»