Сокровища веков из раритетного фонда

Ирина Лежава
3 ноября в каждом музее, театре, библиотеке на Ставрополье, как и по всей России, прокатился праздник «Ночь искусств - 2019». В ярко освещенные вестибюли направлялись толпы зрителей, чтобы приобщиться к искусству живописи, театральной кухне, книжной культуре. Не стала исключением Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова.   Уже в фойе посетителей встретила выставка дизайнера С. Майорова «Искусство создания книги, графический дизайн и прикладная графика» и книжный развал «Люди. Книги. Эмоции» из магазина «Князь Мышкин», где можно было не только познакомиться с новыми, редкими, малотиражными изданиями, но приобрести их. В коридорах гостей порадовала фотовыставка «Театр в моем сердце» М. Вороновой, а в отделе редкой книги - выставка «Старинных книг роскошные одежды», на которой были уникальные издания конца XIХ – начала XX вв. Именно об этих раритетных изданиях и хочется рассказать подробнее.
Главный библиотекарь Отдела редкой книги Антонина Викторовна Ашихмина первым долгом показала Евангелия ин-фолио 1825 и 1840 года издания. Первое было без выходных данных, на церковнославянском с посвящением императору Александру 1 и его супруге, вдовствующей императрице и т.д. Перед каждой главой была графическая заставка, заглавные буквы и важные строки выделены красным. Интересно, что бумага была с Полотняного завода, в чем можно было убедиться, посмотрев на водяные знаки, которые просвечивали имя Гончаров (дед жены Пушкина) и год издания 1825. Этот фолиант был передан краеведческим музеем в Публичку когда формировался раритетный фонд и оно занимает там достойное место. Второе замечательное издание Евангелия на греческом языке было напечатано в Венеции, о чем есть указание на фронтоне, там же надпись рукой владельца: «От Алафузовых – отца и его чада - Иоанна». Перед каждым евангелием – гравюра: апостолу Матвею диктует текст Ангел, апостолу Луке – Дева Мария с младенцем, которая сидит на облаке и т. д. Более позднее издание Евангелия, напечатанное в Киево-Печерской лавре, ценно в том числе дарственным автографом от 22 октября 1920 года, оставленным магистром и проповедником Ставропольской епархии, протоиереем Симеоном Никольским. Тем самым священником, который выступил на похоронах героини Первой мировой войны Риммы Ивановой. На тыльной стороне обложки, над этой надписью, есть указание, что Евангелие поступило в библиотеку из Андреевской церкви. Тут можно уже догадываться, как книга попала вновь в церковную библиотеку, видимо, владелец в те лихие годы решил таким образом ее обезопасить от уничтожения.
Очень заинтересовал посетителей «Коронационный сборник 14 мая 1896 года» (ин-фолио), изданный в Петербурге в 1899 году в 2-х томах под редакцией известного петербургского писателя и общественного деятеля В. С. Кривенко. В Отделе редкой книги хранится только 2-й том. Оно богато иллюстрировано фотографиями, фототипиями со старинных гравюр и с рисунков А.Бенуа, В.Васнецова, В.Серова, В. Маковского, И.Репина и других известных художников. Виньетки, декоративное оформление страниц и букв, концовок выполнено художником Н.Самокишем. Лучших живописцев обеих столиц пригласил московский генерал-губернатор, чтобы они запечатлели коронацию на долгие годы.
 В 1 томе дана подробная история традиции венчания на царство русских царей и иллюстрациями всех коронаций. Во второй том вошли фотографии и описания коронации Николая II, списки и фотографии всех гостей – родственников, представителей знатнейших фамилий, офицеров всех родов войск, прибывших на торжества в Москву. В конце сборника даны меню, которым потчевали в дни торжеств, описания театральных представлений с полным списком актеров. Вот, к примеру меню обеда: «Бульон. Суп русский. Пирожки. Гатчинския форельки разварныя. Дикая коза. Филе из цыплят с трюфелями. Холодное из Омара. Жаркое – утки. Салат. Артишоки с грибами. Гряче сладкое. Мороженое.  Дессерт». А это подавалось на ужин: «Бульон Лукулловский. Пирожки разные. Холодное из рябчиков по-Суворовски. Жаркое: крупные цыплята на вертеле. Салат. Цельная спаржа. Мороженое. Дессерт». Меню были напечатаны на фоне московского Кремля и Москвы-реки, об ужине провозглашал глашатай – всадник с жезлом в форме мушкетера с гербом Романовых. Нельзя не отметить, что эти обеды и ужины, судя по меню, не были вульгарно-роскошными и чрезмерно богатыми. А вот как отмечали совершеннолетие наследника престола в 1834 г. у Нарышкина. В честь этого А.Брюллову велели даже переделать дворец и построить большую столовую во дворе в виде шатра. За 5-ью столами разместилось более 500 человек, в комнатах дворца – еще 600, по свидетельству современников, праздник продолжался до утра. Два огромных венца посредине шатра освещались свечами, от них шли огненные гирлянды к гигантским пальмам. Стол для царского семейства был накрыт на возвышенной эстраде и убран цветами. над эстрадою была большая картина, изображающая Кремлевский дворец, в котором родился цесаревич, напротив, вид Петербурга с монументом Петра... Во время трапезы пели придворные певчие и играл оркестр (из книги М.И.Пыляева «Старый Петербург»).
В честь коронации Николая 2 дана была опера Глинки «Жизнь за царя (переименованная впоследствии в «Ивана Сусанина») в декорациях А. Гельцера и К. Вальца, а также балеты Петипа «Жемчужина» и «Триумф Амфитриды» с замечательными исполнителями. Например, Желтую Жемчужину, танцевала известная балерина М. Кшесинская, Гения Земли – гениальный Гердт, Гельцер исполнил роль Тритона, а Самойлова – Амфитриду. Кстати, недавно отрывки из этих балетов были восстановлены ректором Вагановки Н.Цискаридзе для своих выпускников, которые с блеском показали свои выступления на сцене Мариинского театра, а также в московском Кремлевском дворце. Не менее захватывает чтение списка подарков, преподнесенных царской чете молодоженов. Чего там только нет – иконы, складни, серебряные блюда от монастырей и духовенства, от дворянства, от японского императора, к примеру – «сабля с ножнами в чехле, ящики с парчой и подушками, курительницы, ширмы», от корейского посольства – шкаф черного дерева с перламутровыми инкрустациями и проч. Словом, для интересующихся историей и бытом начала ХХ века - это интереснейшее чтение. И не случайно «Коронационный сборник» в 1914 году на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге произвел фурор.
Нельзя было не остановиться и надолго у издания пушкинской «Пиковой дамы» с акварелями и графикой А.Бенуа 1911 года. «Даму» с Бенуа издавали дважды, одну в зеленом цельнокожанном переплете, вторую в кремовом с белом шелке и сафьяне, и орнаментальным золотым тиснением. В Отделе редкой книги – 2-ое, оно считается лучшим дореволюционным изданием повести Пушкина. Впервые А.Бенуа обратился к «Пиковой даме» в 1898 г., но тогда набросок сцены в спальне графини не был издан. Позже, будучи в Париже в 1905-м он сделал 7 рисунков черной акварелью – их включило в собрание сочинений поэта (1916) издательство «Брокгауз—Ефрон». Через 5 лет, в 1910-м Бенуа сделал к этой же повести еще 28 иллюстраций и 21 заставку. Главный мотив - игральные карты, они предваряют эпиграфы, например, цветная вклейка перед 1-ой главой изображает карту с дамой пик сверху (черноволосая женщина со свежей розой), внизу она же, но уже злая старуха в тёплом чепце с засохшей колючей веткой в дряхлой руке.  Иллюстрация начинается с карточного выигрыша молодой графини, потом акварель как она, уже облысевшая, наряжается перед выходом к гостям, есть и бегство Германа из спальни мертвой графини, и ночной визит призрака и роковой проигрыш у Чекалинского, а под конец – символическое изображение Смерти. Каждая акварель – законченное произведение искусства, их можно рассматривать часами. Это чудо, что книга сохранилась и уцелела несмотря на все исторические перетурбации ХХ века. Как и «Коронационнный сборник», это издание было представлено на Лейпцигской Международной выставке печатного дела и графики в 1914 году и собрало внушительные награды. Интересно, что в 1921 году на сцене Мариинского театра в Петрограде он поставил в своих декорациях оперу Чайковского, на премьере которой он когда-то присутствовал, использовав эскизы к изданной повести.
Еще одно издание, о котором нельзя не упомянуть – это альбом «Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова» 1910 года. На внутренней стороне обложки автограф самого художника: «Все рисунки, заключенные в это тетради, исполнены мной в Вятке в 1866, 67 и 68 годах для г-на Трапицына. В.М.Васнецов, 1910, 25 декабря».  Благодаря этому автографу, этот экземпляр альбома – уникальный.  А Иван Трапицын был, как в свое время Даль, собирателем пословиц и поговорок. Всего альбом содержит 75 рисунков из деревенской жизни к разным пословицам, над ними Васнецов работал 2 года. Считается, что в 1910 году альбом не вышел, известно лишь издание 1912 года. Но судя по ставропольскому экземпляру это не так, иначе автограф 1910 года никак не мог бы появится на его обложке. В 2007 году вышло репринтное издание этого альбома с очень ограниченным тиражом, подготовленное агенством «ИМА-пресс». Оно по-прежнему остается редким и уникальным изданием. 
Были на столах также редкие издания «Одиссеи» в переводе Жуковского 1900 г.. иллюстрированное издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина 1899 г., 2-й том из полного иллюстрированного Собрания сочинений Лермонтова с предисловием Брюсова и замечательными гравюрами к поэмам и стихотворениям, также иллюстрированные «Повести и рассказы» Л.Толстого с заставкой из чеканки на обложке (дореволюционное издание). Замечательное издание Г.Мишо «История крестовых походов» с гравюрами Г.Доре, которые можно рассматривать бесконечно. Ну и не обходились в царской России без книг о путешествиях, цветоводстве, домоводстве, лечебников. Там можно найти любопытные и забавные советы на все случаи жизни.  Конечно, о таком подарке для любителей старинных книг от устроителей «Ночи искусств» в библиотеке им. Лермонтова можно было только мечтать. Впечатления об этом надолго запомнятся ставропольским библиофилам.