Многоликий Кавказ Григория Раева

Ирина Лежава
В Ставропольском музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве открылась уникальная выставка пятигорского фотографа Григория Ивановича Раева (1863-1957) «Многоликий Кавказ Григория Раева», приуроченнная ко Дню народного единства. По словам зав. отдела этнографии музея Андрея Борисовича Гордиенко, который представлял на презентации экспозицию, это один из тех выдающихся людей, который внес значительную лепту в культуру Ставрополья, чем и заслужил прозвище «дедушки кавказской фотографии».
Он был из довольно бедной семьи отставного солдата, коренной пятигорчанин, отец умер, когда мальчику было всего 5 лет. Так сложилось, что его в 15 лет отдали в ученики самому знаменитому на Кавказе фотографу, австрийцу Энгелю, у которого была разветвленная сеть по всему Северному Кавказу и даже в Тифлисе. Влиятельнейшие люди считали своим долгом запечатлеть себя и своих домашних у Энгеля. И вот в юном своем подмастерье признанный мастер фотографии увидел талант, научил его секретам мастерства не только в портретировании, но и видовым съемкам, брал с собой в поездки, учил фотографировать на пленэре. Не случайно позже сам Г.Раев называл его не иначе как «мой учитель из Вены». Вместе они исходили труднодоступными тропами Минеральные воды, Военно-грузинскую, Военно-Сухумскую и Военно-осетинскую дороги. На фотографиях, сделанных уже самим Г.Раевым, запечатлены ландшафты и исторические места, которые ныне стерты с карты России. Более того, есть история, что это именно он нашел Кузьму Чухнина, глубокого старика, который будучи извозчиком отвозил с места убийства на дуэли в 1841-м тело Лермонтова. Он поведал об этом Энгелю, вместе они нашли это место и оставили там камень, а спустя 3 года там был воздвигнут скромный обелиск. Возможно этот случай обусловил его непреходящий интерес ко всему, что касалось великого поэта: в 1881 году запечатлел в фотографиях мероприятия, посвященные 40-й годовщине со дня гибели Лермонтова, а в 1912 году он стал работать в домике-музее Лермонтова в Пятигорске, стал его бессменным хранителем, собирая экспонаты и все, что было связано с поэтом. 
В 1887 году Г.Раев решает стать самостоятельным фотохудожником, он быстро становится популярным в Пятигорске, что отражается и на его материальном положении. В результате он смог выкупить у Энгеля фотоалье, из Одессы ему привезли самое новейшее оборудование. В эти годы он много путешествует и фотографирует не только города на Каминводах – Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, но и Приэльбрусье, Теберду, Тифлис, Одессу, Нижний Новгород. Он много путешествовал и по миру, остались сделанные им снимки Каира, городов Бельгии, Германии, Турции, Англии и Франции, - это только короткий перечень мест, где он побывал. Сохранилось его высказывание о цели этих путешествий: «Глазами русского смотрел я на заграницу, - вспоминал он. – Не блеск богатства интересовал меня там, а то, что характеризовало жизнь народа, его историю».
Фотографии талантливого художника сразу же привлекли внимание знатоков, уже в 25 лет он получает свою первую награду - серебряную медаль Императорского русского технического общества. Вдохновленный признанием, он начинает выпуск серии альбомов, посвященных Кавказу, которые разлетаются как горячие пирожки. Не удивительно, что уже в 1895-м он получает очередную нараду – медаль «За трудолюбие и искусство» от Минфина, затем серебряную медаль от Географического общества, потом подряд еще 4 золотые и 9 серебряных медалей от разных ведомств и организаций, ну а дипломов и не счесть. Одна из дорогих ему наград был Орден Почетного легиона и приз «Золотой фотоаппарат» который ему вручили в Лувре в 1896 году.  Он был также одним из учредителей Кавказского горного общества, имел статус товарища председателя, члена экскурсионной комиссии.
На выставке в краеведческом музее представлено немного фотографий, но они дают представление об этом фотохудожнике. Фотографии, конечно, черно-белые, но детализация, светотень, четкость и ракурсы свидетельствуют о точном глазе, о вкусе и огромной любви к Кавказу. Выставка начинается с фотографии его домашнего дворика с бассейном под скалой, где он промывал фотографии, затем вид фонтана в городском цветнике Пятигорске на фоне пятигорья, фонтан бьет вверх, разбрасывая далеко искрящиеся на солнце брызги.  Интересно, что это стало поводом для жалоб горожан и фонтан переделали. На фотографии внутри грота «Провал» запечатлены деревянные мостки и небольшой алтарь с иконой св. Пантелеймона, сейчас этого алтаря нет, видно его уничтожили после революции. Интересно и фото на железной дороге с вагончиками, курсировавшими между курортными городами – «кукушка», которую старожили еще помнят. Представлены и несколько фотографий с видами окрестностей Кисловодска – гора Кольцо и скала «Замок», у подошвы которой располагался ресторанчик. Очень живописной выглядит фото деревянного мостика у подножия горы Кинжал с арбой, людях в черкессках и нахлобученных меховых шапках. Особое чувство возникает у тех, кто проезжал Военно-Грузинскую дорогу –крепостного укрепления в Дарьяльском ущелье уже нет, а вот фотография его сохранилась. Тут же на Военно-Груз. дороге располагались духаны, одно из них называлось «Не проходи, ты мой, голубчик!» у осетинского села Балта, здесь можно было отдохнуть от тряски в телеге или карете, подкрепиться, насладиться сплетнями, игрой на шарманке, сменить лошадей. Следующая станция на пути к Тифлису была в грузинском  селе Гудаури. Фото Раева «схватило» почтовую станцию, а перед ней извозчиков с лошадьми. Сейчас в Гудаури – известный лыжный курорт, туда приезжают не только грузины, но и любители лыжного спорта из России. Есть также фотография старого Тифлиса с видом на крепость Нарикала, когда еще берега Куры не была скованы набережной и там располагались дома, заводики, водяне мельницы. А вдали над Курой на скалах нависает тюрьма Метехи с храмом.  В вид на гору Казбек тоже с Военно-Грузинской дороги дополняет знаменитая церковь на острие горы – Мцхета. Какая-то удивительная гармония в этой перекличке вершин созданных природой и руками человека. Впервые показана и фотография с видом на обмелевшую реку Кубань и долину с серпантина Военно-Сухумской дороги. Эта дорога раньше служила туристской тропой к озеру Клухори, Раве запечатлел на фотографии отдыхающих у этого озера. Теперь там пограничники и пройти, полюбоваться этим ландшафтом уже не каждому удастся. Очень интересна фотография некрополя Атаджукиных в Большой Кабарде. Это одновременно кладбище с могильниками и некрополь, место проведения обрядов, которые совершались в память умерших. По форме они напоминают национальные головные уборы кабардинок... Замечательна и фотография горного Карачая: на фоне скал, уходящих в небо, легкий древний мост, который переходит пеший всадник со своим конем. Словом, все фотографии описать невозможно, хотя их не так много. Но они запоминаются и их хочется рассматривать вновь и вновь. Они так высокотехничны и художественны, что представляют историческую и художественную ценность даже в 21 веке. Остается добавить, что слава богу, революция и всякие несчастия не коснулись Г.Раева, он продолжал работать и дальше. Его работы хранятся не только в Ставрополе, но и в Российской академии наук, в  Лувре, США, Бельгии, Англии, Германии, Египте. Мой гид и прекрасный знаток этнографии истории края Андрей Гордиенко обещал, что в связи с очередной датой наследие Г.Раева будет представлено более широко, что было бы просто замечательно. Выставка будет работать до 27 ноября, интересующиеся фотографией и историей успеют ее посмотреть.