Учитель

Анатолий Федосов
Если вы думаете, уважаемый читатель, что я сейчас буду рассказывать о школе и школьных учителях – не дождетесь. Это было бы равносильно, как если бы я начал рассказ о великой красоте тайги, когда она уже выгорела, нещадно и хищнически вырублена и продана чужим за гроши. Не о них пойдет речь, допускаю, что они где-то и есть – воспитывают где-либо в глубинке, саженцы талантов – на славу и во славу другим, скорее всего – недостойным этого великого звания Учитель!  Итак:

В зависимости от характера Учителя и области деятельности, можно выделить, по крайней мере, три их разновидности, а следовательно и три способа воздействия на ученика:

УМОМ – такой учитель имеет только возможность понять своим умом предмет обучения настолько талантливо, искусно и грамотно, насколько этого лишены многие другие. Такой учитель может многое подметить, понять, предвидеть и осознать до такой степени, что может объяснить всё и все тонкости ученику и своим подмастерьям «на пальцах». В его талант входят также подбор учеников, сотрудников и тренеров, обустройство процесса, создание условий, режимов и настроя. Таковыми могут быть, например:
                - родители, сведущие в этом деле;
                - тренеры высокой квалификации;
                - преподаватели ВУЗов и пр.

ПРИМЕРОМ – скорее всего, таковым может оказаться для ученика чужой человек. Страстно любящий своё дело – это его детище, которое он желает отдать только в надежные руки – чтобы оно жило и процветало, это для него небезразлично. Но и ученик здесь не будет случайным человеком – он тоже должен быть настолько талантлив и своевремен, и обязательно испытан в совместной работе. Любящий и понимающий её, так же, как понимал её учитель в свое время. Учитель должен быть уверен, что на него можно положиться, как на верного и умелого продолжателя его дела, дела всей жизни. Дети чаще всего, не годятся для такового продолжения, и не столько оттого, что «на них отдыхает природа», а оттого, что долго росли в «тени» славы родителя и с запозданием повзрослев, захотят именно своей славы, своего дела, своих личных достижений и своего имени. Это касается талантливых детей. Бесталанные будут пользоваться и именем, и славой, и материальными благами.

ПЛЕЧОМ – зачастую бывают такие случаи, когда ученик служит не только удачным дополнением учителю, но и подаёт к тому же большие надежды. Понимая. Что он легко может быть «прибран чужими руками» и более того, не только бросит там расти в правильном направлении, но будет лишь подмастерьем и источником для присвоения его трудов. Кроме всего этого, ученик может, при всем его отставании от учителя в настоящее время, может иметь возможность даже превзойти учителя, что не очень сильно волнует учителя, а скорее радует оттого, что вдвоем они быстрее справятся с поставленной задачей и перейдут к новой ещё более интересной и обещающей. К тому же ученик может владеть языками и инструментами в ьольшей мере, чем учитель и быть более энергичен и находчив в мелочах. Как тут не идти вместе – плечо в плечо, находя и разочаровываясь вместе.

Но, всё это про «высокий полет», а как же учитель должен начинать работать с учеником – нескольких правил, всё же, стоит коснуться:

1. сообщая то, что ещё неведомо ученику, непременно должен всякий раз, показывать – как мало он знает из того, что следует непременно узнать;
2. открывать и воспитывать в ученике чувство радости от познания нового и восхищения от открытия им прежде неведомого и непонятного;
3. вырабатывать у ученика интерес, желание и потребность самостоятельно постигать и открывать новое.
4. учить улавливать разницу в схожем и схожее – в разном.

И ещё несколько коротких фраз о Учителе и Ученике:

Подвести ученика к тому, чтобы он сам сформулировал задачу, пожелал её решить и справился с решением самостоятельно – критерий мастерства учителя.

Задачи, предлагаемые ученику, должны быть своевременны, посильны и жизненно-важны, дабы не вызвать у него скуки и отрицания.

Учитель отличается от неучителя тем, что он движется к истине – не в одиночку, а с учеником.

Человек, не имеющий своего ученика, не может называться учителем.

Учителем обязан быть каждый – хотя бы для себя самого.

Учить других жизни, позволительно лишь на отвлеченных примерах – оставляя ученикам возможность решать жизненные задачи самим.

Обучение жизни – так же серьезно и опасно, как и не обучение ей. Что для ученика, что и для учителя.

Чем серьезнее задача – тем меньшему кругу она должна быть предложена.

Если задача связана с жизнью, в которой участвует человек – она не может не приводить каждый раз к новому результату. Никто так не изменяет и не увечит Жизнь и Природу, как человек.