Баташёвский Сад

Владимир Порядочнов2
                Баташёвский Сад

   Случалось ли вам задумываться о жизни и оглядеться по сторонам, чтобы, остановившись, обратить своё внимание на вещи, которые нас окружают. Не знаю, как вы, уважаемый читатель, но, что касается меня, я сделал открытие, прожив в родном городе оружейников более пятидесяти лет. Но, всё по порядку.
   У меня есть замечательный знакомый, милейший человек – Николай Николаевич.

Он по профессии кадровый военный, а по увлечённости – заядлый рыболов, и, может часами, как раньше говорили: «оседлав конька», увлечённо рассказывать о случаях на рыбалке: - сколько поймали рыбы и где, и каков был сам процесс в подробностях. Этим летом он даже, пригласив меня на свою службу, сделал отличный рыболовный подарок, набор снастей для ловли рыбы и провёл краткий инструктаж для «чайника», то есть меня в части особенности рыбалки на воблера, джигу, вертушок и прочих тонкостей и  хитростей рыболова.
   
   Не секрет, мы с ним иногда обмениваемся в одном из мобильных приложений всякими картинками или видео юмористического содержания.
   А тут накануне он прислал сообщение, как насчёт рыбалки на завтра, в субботнее утро? Сообщение меня по правде заинтересовало, и я набрал на мобильнике его номер, чтобы обсудить подробности предстоящей поездки.

   Мой друг порекомендовал экипироваться соответственно погоде, тёплую куртку, сапоги, поскольку за окном стояла поздняя осень. Я заметил, что у меня есть берцы, они непромокаемы.  На мой вопрос, куда поедем, услышал исчерпывающий ответ: - на Тулицу, там иногда случается неплохой клёв щуки, в Баташёвский Сад!
 
   Такой расклад меня слегка озадачил. Честно говоря, мне, коренному туляку, стало немного стыдно за свою неосведомлённость.  Не мешкая ни минуты после телефонного разговора, я обратился к исторической справке, чтобы просветиться в этом вопросе.

   Баташёв Александр Степанович, общественный деятель, самоварный фабрикант и меценат, почётный гражданин города Тулы (28.03.1848 – 28.10.1912) в начале двадцатого века заложил на окраине родного города в красивом месте излучины реки Тулицы сад липами. Были проложены  дорожки для променада, установлены скамейки, территория была благоустроена для жителей города. После Революции семнадцатого года сад переименовали в сад Демьяна Бедного.
   Название не прижилось, а сад запустел и зарос. И только в начале двадцать первого века территорию стали вновь благоустраивать: было очищено русло реки, заасфальтированы пешеходные дорожки, расчищена территория самого сада от завалов и мусора. Саду достойно вернулось первоначальное название: Баташёвский Сад, как место отдыха и проведения культурного досуга не только жителей зареченского района города.

  Баташёвский сад с листвой опавшей притих,
  Льдом сковало воды у Тулицы речки,
  Устремлённо рисует художник триптих,
  Одинокий поэт сочиняет строчки.

  Растворилась романтика здесь в тишине,
  Парк спокоен во власти самой природы,
  Грусть осенних часов отдаётся во мне,
  Прояснилось небо в промозглой погоде.

  Почернели в саду стволы лип вековых
  Так в прошедших годах они изменились,
  Пострадали деревья в событьях былых,
  Бережливо к ним люди не относились.

  Но сто лет смог выстоять парк и победил,
  Вид прекрасен его, собой обновился,
  Вековые кроны к нам листвой обратил,
  Я романтик-мальчишка в него влюбился.*

  * - здесь и далее стихи автора.
 
   Субботнее утро холодного ноября. Центральная улица города малочисленна, дорога свободная, никаких дорожных пробок. Одно удовольствие проехать с утра  через весь родной город. Я запасся, взяв с собой чай в термосе и парочку бутербродов, и, конечно спиннинг и коробку-органайзер с крючками и насадками, какими только располагал.
   Добрался быстро без происшествий и остановил свою машину на небольшой свободной стоянке перед новым пешеходным мостом через живописнейшую речку Тулицу. Глазам представилась удивительная картина небольшой реки, шириной метров пятнадцать, не более, с поросшими травой берегами и плавающими обитателями,- отдельными стайками уток.
 
   Они медленно плавали, крякая и ныряя в холодную воду, как ни в чём не бывало. Меня позабавила эта идиллическая картина раннего холодного ноябрьского утра и отсутствие людей. Хотя, присмотревшись, я заметил в отдалении одного коллегу с удилищем и прогуливающего собаку раннего прохожего на тротуарной дорожке парка среди чёрных голых безлиственных столетних лип. Вскоре появился мой друг Николай Николаевич. Он направлялся в мою сторону лёгкой пружинистой походкой. Мы поздоровались. Он оглядел мои нехитрые снасти рыболова-любителя, остался доволен, привычно  утвердительно хмыкнув.
 
   Рыбалка, это что-то! Сколько о ней сказано и написано баек и просто рассказов увлечёнными этим досугом романтиками. Рыбаки сами того не зная, являются самым романтическим народом. Летом и зимой, в жару и мороз, с раннего утра и до позднего вечера, а то и ночью этих увлечённых тянет река, море, даже океан в поисках приключений и самого процесса ловли, азарта поимки и вылова рыбины…
   В нашем случае всё проще и тривиальней. Нет морского катера, нет двухметрового тунца и бешеной гонки с огромной морской рыбой…
 
   Расположившись друг от друга на расстоянии нескольких метров на травянистом пологом бережку, мы закидывали с катушки воблеров и небольшими рывками и подмоткой катушек делали проводку от противоположного берега к себе. На третий или четвёртый раз мой спиннинг неожиданно прогнулся, будто наживка с крючком зацепилась за корягу. Подсекаю, как учил Николай. Очень тяжело, но начинаю сматывать шнур на себя. У тебя клюёт!- удивлённо воскликнул мой напарник. Я весь взмок, руки дрожали, но автоматически сматывали на катушку снасти. Вот она показалась, это была небольшая щука. Помог сачок. Достали!

  Спинка пойманной рыбины была зеленоватого цвета в крапинку. Холодная и мокрая, она доставляла неописуемое удовольствие! Первую добычу следовало отпустить в воду, что я и сделал, но сначала сфотографировал щуку. Мы сделали небольшой перерыв, чтобы попить горячего чая, тем более, что в холоде уже замерзали руки, поднялся небольшой ветерок. По поверхности реки пошла рябь. Это ветер играл с водой и разгонял плавающих поодаль уток.
 
  В это утро мы больше ничего не поймали. То ли рыбачье счастье отвернулось, или ветер стал тому причиной. Оставалось полюбоваться живописнейшими окрестностями парка, красотой реки в  зелени берегов и плавающими обитателями этого замечательного уголка настоящей природы нашего города, Баташёвского Сада!

  Здесь, я полагаю, уместны будут написанные мною несколько дней назад строки о ноябре.

 Неслышно в дубраве притихшей пустой,
 Где листьями выстланы травы,
 Обходит владенья ноябрь молодой
 Осенней поры запоздалой.
 В деревьях птиц певчих, листвы не видать,
 И воздух прозрачен и светел,
 И холод в палитре уже не унять,
 Парк серостью красок ответил.