Женщина с ружьем и современные нормативы

Инга Риис
    Женщина с ружьем и современные нормативы.



   Про ружье я тут сказала для красного словца, по аналогии с известным фильмом, речь же в статье пойдет о так называемом «оружии самообороны». Однако хочу заметить, что и с ружьем я знакома не понаслышке, поскольку выросла в семье охотников, и мой дед, не имея внуков мужского пола, передавал свои знания мне. И хотя бродить по полям и болотам с двустволкой за плечами для миниатюрной барышни оказалось сомнительным удовольствием, полезность этого агрегата при борьбе с дроздами, обдирающими вишню, или же стаями бродячих собак была несомненной. Дед смирился с моей непригодностью к его любимой охоте, но продолжал  обучение, исходя из своего богатого жизненного опыта,утверждающего что знания лишними не бывают, и неустанно следил за тем, чтобы правила безопасного обращения впитались в меня до мозга костей.

   Другого оружия для гражданского населения, во времена СССР, положено не было, за его безопасностью вполне успешно следила советская милиция. Однако пришли девяностые, СССР ушел в прошлое, правила владения оружием для граждан поменялись, поскольку безопасность населения стала во многом его личным делом. И появилось на руках у гражданских в легальном пользовании сначала газовое, а затем и травматическое оружие.

   Вполне резонно, что для желающих им владеть были введены экзамены и медицинская комиссия. Не подлежит сомнению, что негоже давать оружие в руки наркоманам или психически неуравновешенным людям. И научить владельцев правильно применять и ухаживать за своим оружием тоже стоит. А потому выглядело вполне логичным, что для тех, кто впервые оформляет лицензию на оружие, обязательным являлось посещение курсов по безопасному обращению с оружием, где опытные люди научат, как не навредить себе и окружающим.

   Для газового оружия точность попадания не особо важна, главное – не подходить слишком близко. При сдаче же экзамена на получение лицензии на приобретение травматического оружия требуют не попадать в «лицо» полуростовой мишени, поэтому требования к точности несколько повышаются. И я, как вполне добропорядочный гражданин, прошла курсы в организации, являющейся наследницей тира ДОСААФ, где обучали стрельбе из различного спортивного оружия. Поскольку известно мне это место было еще с советских времен, то с точностью попаданий по мишени проблем не возникало, главным было соблюдение всех полагающихся по регламенту экзамена команд, главная из которых – предупреждение о том, что собираешься применить оружие. Что вполне резонно в реальных условиях применения оружия. А поскольку с памятью у меня все в порядке, то и со сдачей экзамена проблем не возникло.

   Так было в прошлом, но в этом году пришло время очередного продления лицензии, и я вдохнула ветер перемен. Медкомиссию прошла вполне успешно, а вот, дальше начались чудеса. Кроме медицинской справки требовалось еще предоставить  «Акт проверки безопасного владения оружием». Что бы вы подумали, прочитав заголовок? Вероятно, проверяющие органы ( в настоящий момент это Росгвардия) хотят удостовериться, что владельцы в курсе изменений законодательства, умеют содержать свое личное оружие в работоспособном состоянии и не разучились попадать по мишени. А вот и нет!

   Придя в свой старый «ДОСААФ»овский спортивный клуб, я узнала, что все совсем не так, как я представляла. Теперь главным было не попадание по мишени и даже не точное соблюдение команд экзаменатора. Главным теперь оказалось соблюдение временных нормативов! Первым неприятным событием оказалось то, что сдавать зачет предстояло не на спортивных пистолетах, как в прошлый раз, а на пресловутом «Макарыче». О пистолете этой системы мой воевавший дед говаривал, что он с общеизвестным ТТ и рядом не стоял, пригоден только на то, чтобы застрелиться, да, и то, с сразу не получится. И я с ним полностью солидарна! Мой газовый «Вальтер», несмотря на солидные размеры, вполне адекватно срабатывает в женских руках, тогда как после «Макарыча» у меня все пальцы были в синяках и ссадинах, а еще он постоянно заклинивал.

   Но и это было не главное! Раньше необходимо было, по команде, взять со стола разряженный пистолет, зарядить его и произвести выстрелы по мишени, после чего вернуть в исходное состояние. Теперь же требовалось вытащить его из застегнутой кобуры, болтающейся у меня где-то на попе, взвести, произвести выстрелы, разрядить и предоставить к осмотру. И все это за 5 секунд! И при бдительном внимании проверяющего, служащего полиции, которого очень волнует, хорошо ли застегнута у меня кобура! И никакие доводы о том, что я не омоновец и даже не частный охранник, что пистолет у меня газовый и другой модели, и кобура у него родная, совсем не  похожая на полицейскую, и носить ее на заднице я не собираюсь, поскольку гражданским положено переноску оружия осуществлять «скрытно для окружающих», в расчет не принимались. Как и вопросы о том, зачем при самообороне нужна такая скорость, где не остается времени на адекватную оценку ситуации.
   Все бы это выглядело нытьем изнеженной барышни, но из двенадцати допущенных к стрельбам, после теоретической части, я была единственной женщиной, а сдало нас всего пятеро. Включая меня. Правда, пересдача возможна, после дополнительных курсов обучения и, соответственно, за дополнительную же плату. А потому возрастная часть владельцев всерьез размышляла о том, чтобы в другой раз переоформлять только охотничье оружие. Однако, очень обидно сдавать за символическую плату  в 1000 рублей оружие, за которое заплачено значительно больше.

   И  тем более странными кажутся все эти требования на фоне реалий нашей жизни. Хочется вспомнить нашумевшее дело о нападении в московском метро на молодую пару группы отморозков, значительно превосходивших числом. Происшествие было записано на стационарную видеокамеру и многократно транслировалось в СМИ и сети Интернет, так что у меня была возможность записать и  просмотреть внимательно. Несмотря на отсутствие звука, совершенно понятно, что девушка действовала в соответствии с законодательством и нормативами. Она попыталась покинуть место драки, но затем вернулась, поскольку ее парня продолжали бить сразу трое отморозков. Кстати говоря, я бы тоже так поступила, поскольку, несмотря на шум и крики, никакой охраны возле дерущихся так и не появилось. На записи отчетливо видно, что девушка на расстоянии от дерущихся достает пистолет, затем что-то кричит (судя по всему, о намерении начать стрельбу) и только после этого открывает огонь из травматического оружия. И, несмотря на то, что действия полностью соответствуют закону и нормативам, прокуратура и судья потребовали для девушки реальных, и весьма солидных, сроков заключения. Так в чем же смысл введения скоростных нормативов? В желании стрясти с владельцев побольше денег или уменьшить количество владеющих оружием? Но большинство преступлений с большим количеством погибших происходит в результате применения охотничьего оружия, а там требования к продлению разрешения гораздо менее строгие! И где тут правда? Или хотя бы логика…