Независимое расследование

Виктор Фролов

Айда со двора, - крикнул своим сверстникам, товарищам по двору, Петька. Весь вид его выражал беспокойство, неудержимое стремление к чему-то неизведанному. Ему казалось, что-то обязательно произойдет неладное, если они останутся, не покинут границы маленького уютного мира двора, который служил им крепостью, когда они еще совсем маленькие делали свои первые шаги в этой жизни, возились в песочнице, резвились на качелях и лавочках, прыгали на детской площадке среди деревянных горок, разных фигурок сказочных героев.
Тебе можно, ты человек. Вон как вырядился, - заметили его товарищи, разглядывая Петькин наряд. Весь щеголь: блестящие ботинки, кожаная куртка, модные брюки. Франт, одним словом.
Ну, Вы тоже ничего себе люди, - не унывал Петька. Хоть и простенько, но со вкусом. В самый раз на большую жизнь города посмотреть, по Бродвею прошвырнуться.
А что тебя вдаль потянуло, - поинтересовались ребята.
Я провел независимое расследование, - выпалил Петька, - и пришел к выводу: главное – с одного места сдвинуться, и все пойдет, полетит, поедет, как ему полагается.
Ребята очень заинтересовались и полюбопытствовали, - что же такое ты расследовал. Да, если хотя бы очень понемногу продвигаться в какую-то одну сторону, то можно довольно быстро добраться до дальних мест, согласились они. - Так что же это за расследование? Как далеко можно дойти, если сдвинуться с одного места?
Ребята оказались настоящими искателями приключений, забытых кладов и красивой жизни. Людям всегда хочется красивой жизни. В детстве это считается правильно. Когда же удается побывать в затаенных, заповедных уголках хорошей жизни, оказывается, что она должна быть еще и правильной. Вот тогда все хорошо получается и складывается в твоей судьбе, в судьбе взрослого человека. Наши герои отправились бродить по сверкающим вечерними огнями проспектам огромного, как сама жизнь, города.
Петька продолжал рассказывать: - Часто в сказках разгадывают загадки, тайны, чтобы найти верный путь, открыть заветную дверцу или войти в какую-то волшебную страну, может быть в город или в мир чудес. В одной сказке говорится о царстве, где все устроено наоборот. В общем-то, там сделали хорошее дело: все плохое стало хорошим, но забыли при этом о том хорошем, что было раньше. Плохим оно от этого не стало, но хорошего в том царстве ему не досталось. Я заметил: некоторые слова у них говорили наоборот, задом наперед, и получались новые, иногда непонятные сразу слова. И подумалось мне. Смотрите! Если взять некоторые слова нашего времени и попробовать прочитать их наоборот, часто получается очень интересно. Даже не просто интересно, а поразительно. Сколько догадок, если только задуматься и пофантазировать. Ведь изначально слова получались не просто так. Они обозначали действие, смысл действа, которое должно произойти или уже свершилось. Теперь надо зашифровать это действо, событие, чтобы никто сразу не догадался, когда и что случилось. А что, хитро! Лежит на самом виду послание древних эпох и цивилизаций, рассказ об их жизни. Кому надо, дано понять, разгадают тайну, остальные не имеют оснований сказать и предположить что-то серьезное по этому поводу.
Что-то мы в глухие дебри попали, - заметили ребята. – Смотрите, какой вечер, огни города, рекламы, звезды в небесах, самолет мигает огнями в вышине, плывет, катится там, в заоблачном мире, как колесница, а мы о таких пыльных архивных делах, о словах на книжных полках.
Пока правду найдешь, много пыли с ушей стряхнешь. Это правда, - продолжал Петька. - Вот опять же, слово – самолет. А наоборот? Что-то так: «тело» и «масса». Или слово – летчик, похоже на словосочетание «куча тел». Смысл получается примерно одинаковый: много народа, причем, какое-то странное стечение обстоятельств делает их неправильной, неуправляемой массой тел.
Ребята задумались, вышагивали с деловым видом по улице, соображали: - Возможно, способность человека передвигаться по воздуху на машинах сравнивается с такими же возможностями птиц, которые еще раньше называли словом – летать, летает. Если прочесть слово наоборот, похоже на «театр» или «тело тяготеет», то есть падает на землю. При падении и ударе о землю оно разбивается, а это тело тает или улетает с глаз долой в присутствии восхищенных зрителей. Вот и весь Вам цирк и театр.
Вероятно, - продолжалось обсуждение, - это толкование касается только половины слова. С появлением в небе человека появились и добавки: «сам» летает – самолет и «чик» - летчик. Сама могучая куча летает.
Ну, «сам» это понятно, - воодушевился Петька, - сам залез на небо. А вот, «куча», почему необходима эта добавка? Как Вы думаете? Ведь раньше не было огромных лайнеров для пассажиров, а в слове они присутствуют. Здесь что-то не так. Давайте порассуждаем еще раз. Слово «летать» появилось вместе с птицами и обозначало их способность парить в воздухе. Слово «самолет» обозначает изобретение человечества, подобное птицам. Почему же смельчака, управляющего этой чудесной машиной, назвали именно «летчик»? Это слово может обозначать совсем другое действие, похожее на полеты самолетов, которое, в общем-то, могло быть открыто намного раньше.
Люди всегда по-особенному смотрели на небо, в его бездонную голубизну, на плывущие там, высоко в небе, подобно кораблям, облака, - поддержали рассуждения Петьки ребята, - смотрели в кромешную темную бездну ночного неба, где светились звезды. Смотрели и думали: - «Как бы побывать там, в вышине, приобщиться к этому грандиозному движению».
Да ведь, и проблема эта – оторваться от земли не такая сложная, как может сразу показаться, - продолжал свою мысль Петька. - Всем хорошо известен змей. Его могли делать и древние люди. Для этого не надо современных достижений. Змей может быть значительных размеров. Представьте себе, его привязали к коню, и тот тянет его за собой сначала по земле, потом по воздуху. Змей громогласно ревет на всю округу своими трещотками и несется за испуганным конем, а тот мчится на войско противника к своим друзьям, другим коням. Перед самым войском он вдруг останавливается, а змей пролетает над ним и садится на ошеломленные головы неприятелей, тащит за собой привязанного коня. Тот бросается вперед, окончательно смешивая наступающего врага. Вот Вам и отгадка. Человек, который вызывался управлять этим змеем, мог находиться на самом змее, если тот был достаточно больших размеров, или на коне, если змей не очень велик. Называли человека летчиком за способность перемещать по воздуху летающее чудище и создавать завалы, кучи тел противника на пути его продвижения.
Петька немного помолчал, все обдумывали услышанное. Он заговорил дальше, - обратите внимание, место посадки самолетов, место касания земли, обозначается буквой «Т». Присмотритесь, ведь длинная палочка буквы может обозначать колонну неприятельского войска, а маленькая, поперечная, место, где надо нанести удар с воздуха по этой колонне. Маленькая палочка может находиться в начале, в середине, в конце колонны. Что скажете на это?
Что сказать, - отвечали ребята. – Змея можно привязать веревкой к городской стене. Он немного поднимется в воздух на ветру, и прежде чем столкнуть его оттуда, надо обрезать веревку. Чик, и змей обрушится на головы штурмующих крепость колонн. Летчик – человек, запускающий змея. - Предположения действительно очень смелые и правдоподобные, - согласились ребята. – Однако, самого слова такого, «летчик», в древнем языке, насколько нам известно, не имеется. Не встречается такое слово у древних людей. Возможно, это тоже хитрость, тайна. Может быть, это слово забыли неслучайно, а из-за того, что оно может пролить свет еще на какую-то тайну, о которой не следует всем знать и поныне. Все может быть, но отсутствие этого слова ставит под сомнения все наши догадки.
Петька понял, - следствие зашло в тупик. Он решил поделиться своими настроениями, - часто так бывает: кажется, отгадка совсем близко, а истина ускользает прямо из рук, тает на глазах. Только что было так ярко, светила звезда, мы на вершине, и вдруг все опять буднично и тоскливо. Главное – не унывать. Мы выяснили: люди летали очень давно. А возможно, на Земле была уже однажды цивилизация! Первые отважные воздухоплаватели – Икары.
Ведь, наоборот - почти ракеты получается. Есть все же над чем задуматься.
Ребята молчаливо согласились с ним и шли дальше. Через некоторое время кто-то сказал, - да, у каждого свое мнение. Вот из-за этого никакие достижения не заменят никогда книгу. Взять, к примеру, фильм. Образы героев представлены артистами. Листая страницы книги, каждый читатель вырисовывает в голове свой собственный образ героя, картину происходящих событий. Читаешь, и смотришь телевизор в своей голове. То же, что самые последние чудеса техники. Они шли по проспекту цивилизации и радовались ее достижениям, торжеству мысли и прогресса, наполнявшему мир новыми необычными ритмами и настроениями. Спешат куда-то прохожие, прогуливаются пары, красивые девочки кидают неосторожные взгляды на их дружный коллектив. Какие дамы, - замечают ребята, - кто самая красивая, как угадать? Про дам они соображали очень поверхностно, но хорошо знали, сколько вкусных груш в саду в урожайный год. Их тьма великая, а самой сладкой и сочной оказывается та, которую никак не достать, что висит на самом верху, греется на солнце и вырастает очень большая и сладкая. Их несколько всего таких, точнее одна. Как выбрать одну даму? Проблема! Говорят, взрослые и мудрецы тоже сомневаются, как ответить на этот вопрос.
Ребята приближались к площади, и перед их взором предстало огромное здание, на крыше которого выложенное большими красивыми светящимися буквами красовалось слово «АКАДЕМИЯ». Вот это слово, - восхитился Петька. – Сколько смысла, если наоборот прочесть. «Я им еда», о как! Кто кому еда? Студенты профессору или наоборот? Кто без кого жить не может? Кто для кого хлеб насущный? А если «Я им едок», а? Кто? Весь этот коллектив обществу? Или «Я и медак, А». Это что же, после академии, равно как и за работу в ней одни медаки платят? Хотя, в общем-то, если хоть какой-нибудь медак дают, медаков таких много накопиться может, надо только потрудиться. А может, «Я и мед», что-то романтическое.
Хорошо, если у тебя и видак, видик, магнитофон какой-нибудь, вот это недурно, а медак – не очень романично, - возразили ребята, и начали вспоминать другие интересные слова, которые в отличие от всех прочих, имеют смысл при чтении наоборот. Вот, к примеру, «Бар». Наоборот: раб вредной привычки водку глотать. А вот «Барин», получается не раб совсем, а господин своих привычек и наклонностей. К тому же, «Раб» почти тоже, что «Барин»: ни о чем заботиться не надо. Работу сделал, и все тебе обеспечено, все подавай готовое, - продолжали рассуждать ребята. – Да, но счастье здесь невелико, только самое необходимое. Рабство - это все-таки вредная привычка. Возьмем слово «Огород». Название понятно: огородили участок земли, где зреет урожай овощей. Прочитаешь слово с другой стороны: дорого, дорогое удовольствие. Действительно, богатый урожай дорого стоит, если его продать, однако, и удовольствие это - вырастить обходиться недешево. Со всех сторон мудро и правильно выходит. Не все слова такие виртуозы. Дорога тоже часто начинается с огорода. Много потрудился, собрал урожай. Урожай – в дорогу и ты вслед за ним. Начало большого  дела, большого пути.
Ад, а наоборот – Да. Странно, не правда ли. Как это понимать? Если не скажешь «Да», значит будет ад, или: в аду всегда «Да», всегда со всем согласны. А, может, если часто говорить «Да», то уж наверняка получится ад. Много житейской мудрости и повода для размышлений. С другой стороны, если сказать «Нет», наоборот получится «Тень». Если нет, окажешься в тени, так выходит. Обычно на свету, на солнце все же веселее: тебя заметят, тебя согреет тепло и коснется радость жизни, окажешься в раю, а не в аду. Опять же «Рай» - наоборот «Яр» или «Шар». В любом случае какое-то легендарное бойкое место, где и может случиться чудо, явиться диво, место для увлечений и фантазий буйного воображения.
А вот в обратном чтении слова «Наука» выходит что-то вроде «Океан» - огромные просторы для неожиданных открытий и свершений, для поиска и сотворения невиданного, неслыханного. Лицо – о, цель! Да, это занятно. В человеческом лице зашифровано много из тайного мира житейских проблем. Это возможность увидеть самое сокровенное. Как часто живешь совсем рядом с великим и не замечаешь его, а оно на самом видном месте. Всем так хочется разгадать тайну и тоже стать великим. Ребята посмотрели в небо. Там сияло, светило и смотрело ночное светило – Луна, которая тоже часто бывает похожа на лицо человека. Причем, лицо это тоже смотрит куда-то вверх. Наверно, там, в бездонной вышине есть куда посмотреть, тоже есть небо, которое с земли скорее всего даже не видно. Да, это цель достойная внимания. Далекие космические походы и в наши времена все еще фантастика.
Потом ребята любовались лавиной света рекламных гирлянд, украшавших здания роскошных отелей. «Отель» - наоборот «Лето». Это достижение нашего времени: научились хранить тепло лета даже в лихие времена стужи в огромных пространствах, отелях, похожих на космические корабли, поддерживать очаг жизни, чтобы он не погас во Вселенной. Оказывается, и в наши времена отправляют послания потомкам о самом важном, о самом главном, чего никогда не надо забывать. «Люди» - «Идолы». «Свет» - ТЕ Вооруженные Силы.
Ребята дошли до площади и вспомнили два слова, которые читаются одинаково и прямо, и наоборот: «Ротор» и «Кабак». Пора возвращаться, - решили они. Ротор – это что-то из науки, их сразу не заинтересовало, а вот кабак на площади они заметили. Но для его посещения требуется немало денег. Что будет, если прочесть слово «Деньга» наоборот? «Ах, нет». Примерно так. На кабак у них денег действительно не хватало, зато они сели в трамвай и отправились домой. Слово «Ротор», в общем-то, связано с проблемой приведения в движение трамвая, значит, сама судьба дарит им выбор. Трамвай стучал в такт движению колесами, он плыл в сияющих огнях городских проспектов, летел по эстакадам и мостам словно в космических просторах. «Мост», наоборот, что это? Да, да то самое место, где начинается полет фантазии, и стартуют ввысь самые смелые мысли и пленительные желания.
Ребятам надоело читать слова наоборот, и они заинтересовались одним словом в нормальном его прочтении. «Брак». Это что-то нехорошее, неправильное, то, что никуда не годиться и обязательно надо переделать. Однако, взрослые люди, их папы и мамы, вступили в брак, когда создали семью. У них даже есть документ, подтверждающий, что они состоят в браке. Как же так? Что, они стали неправильные, когда сочетались, сделали что-то не так? И ведь не только они. Выходит, все люди стали неправильные после свадьбы. В голове не укладывается, неужели нельзя было слово получше найти, чтобы назвать такое счастливое событие, как создание семьи. Иначе получается, что правильно это никогда не случается.
Потом они заметили, что уже достаточно поздно, и родители могут напомнить им при возвращении домой, кто человек бракованный, а кто человек нормальный, потому что прощает их шалости, несмотря на все переживания ввиду их, ребят непослушных, отсутствия. Трамвай остановился, наконец, на их родной остановке. Ребята вернулись во двор. В песочнице они обнаружили только что вылепленные новыми формочками фигурки бабочек, козлёночков, лягушек. Везде чувствовалось присутствие нового поколения законных обитателей двора. Ребята сразу повзрослели в своих понятиях и поняли, что вовремя отправились в путь.