Моя мама не любила котов

Олег Казин
   Может быть, во время блокады ей не довелось встретиться с ними, а может быть она просто не умела их готовить, во всяком случае, когда после войны в нашей коммунальной квартире появился усатый-полосатый, он не вызвал у неё никакого прилива нежности и заботливости. И, даже подвиги Мурзика, ловившего мышей в нашей квартире на четвёртом этаже, и исполнявшего акробатические этюды с моей помощью, не пробудили в ней трепетного чувства любви к царям природы. Вероятнее всего, сказывалось тяжёлое детство в годы гражданской войны, когда Ахтырка – родина моей мамы, несколько раз освобождалась красными от белых, белыми от красных, махновцами от белых, и ещё чёрт знает кем от кого. Потом последовали годы НЭПа, подарившие надежду на то, что жизнь наладится. И вот уже можно было бы завести кота, но началась коллективизация и индустриализация, учёба в школе, и переезды из Ахтырки в Детское село, а потом в Ленинград, и учёба в институте. Ну, а потом – война!
Прошло ещё почти пятьдесят лет, и, когда мой папа умер, мама осталась одна в однокомнатной квартире на Комендантском. Ей было уже семьдесят лет, и я взял её в свою семью. Мы выменяли наши квартиры на большую четырёх комнатную на втором этаже, с двумя лоджиями, большой прихожей и большой кухней. Но, у нас был здоровенный кот – сибиряк по имени Сан Саныч. Вы, наверное, помните Сан Саныча из фильма «Не бойся, я с тобой», роль которого играл Лев Дуров? Так вот, то маленькое существо из заводского подвала, которое досталось моей жене (при розыгрыше пакетов с корюшкой, на всех желающих не хватило одного пакета с рыбой, и был добавлен пакет с котёнком из подвала), получил имя великого каратиста. Он вырос в большого наглого кота, который требовал от окружающих безусловного подчинения и почитания.
 
Первые сутки, после переезда, кот скрывался в коробках с вещами, а потом обследовал всю территорию, и принял её под охрану. Вот только в мамину комнату он не имел доступа. Днём все, кроме мамы и кота, были на работе. Запретный плод – сладок! Естественно, Сан Саныч всеми силами старался проникнуть в мамину комнату. Для начала, он решил приручить старушку. Когда мама выходила из своей комнаты, Сан Саныч бросался к ней и обхватывал мамину ногу передними лапами, что бы она поняла, кто в доме хозяин.
Мама пыталась отделаться от него кормёжкой, но это только разбаловало кота и убедило его, что он – царь.
Как-то у мамы случился диабетический криз, и, после больницы, она некоторое время лежала в кровати целыми днями. Соответственно, контроль над дверью в комнату был утерян, и Сан Саныч заходил к маме в комнату, и ложился на диванчик рядом с мамой. Мы ей объяснили, что кот, таким образом, лечит её! Когда мама стала вставать, кот перестал заходить к ней. И вот тут случилось чудо! Мама сама стала зазывать кота к себе в комнату. Около окна стоял письменный стол. На нём, обычно, стояла чайная чашка с чаем, которым мама запивала лекарства. Иногда Сан Саныч запрыгивал на стол и пил из маминой чашки! И даже это - не вызывало у неё возражений!
Так мы прожили пять лет, и, перед новым 1995 годом, в нашем доме появился ещё один кот, вернее трёхмесячный котёнок, которого мы сначала кормили на лестнице, а потом, после того, как он дал отпор соседской овчарке, пытавшейся съесть его «пайку», взяли к себе на временное жительство. Наверное, у нас такой менталитет, что всё временное у нас становится постоянным. Котёнок остался у нас навсегда. Он оказался самым ласковым, самым добросердечным, я бы даже сказал, самым душевным котом, изо всех бывших у нас до него и после него.
 
В комнатах, со стороны проспекта Жукова, были лоджии, которые соседствовали с лоджией квартиры по другой лестнице. А в соседней квартире жил алкаш, который по пьянке, иногда, терял ключи от квартиры, и, чтобы попасть домой, просил нас разрешить ему перебраться к себе домой через нашу лоджию. С соседями надо дружить, и, конечно, он разрешение всегда получал.
Через некоторое время у него появилась женщина и кошка. Мой Яшка стал уже взрослым котом, и соседская кошка стала приходить в нашу квартиру. Мне она показалась лишней, и я отделил нашу лоджию от соседской с помощью высокой доски. На следующий день я увидел своего кота на чужой лоджии. Зову его домой, и вижу, кот вскакивает на парапет, поднимается на задние лапы, а передними обхватывает доску. Потом переносит задние лапы на мою лоджию, и спрыгивает ко мне с видом, вот какой я ловкий! Хорошо, хоть у соседа дама с кошкой не задержалась, и Яшка больше на чужую лоджию не ходил.
Поскольку детство Яши прошло в подвале, он постоянно убегал из квартиры в подвал, и, когда мы его там находили, сидящим на тёплой трубе, он обычно был грязен, но глаза его светились счастьем! Дома его приходилось купать и избавлять от блох, но на родину, в подвал, его тянуло, как магнитом.
Однажды Яшка выпал из окна в маминой комнате. Подоконник - из оцинкованного железа. Когти – не держат. Хорошо ещё, дети, игравшие во дворе напротив окна, заметили Яшку и принесли его нам домой. Мама на радостях, что кот опять дома, дала мальчишкам на мороженое. Через час ей принесли ещё одного кота, но тут уж мороженое им «обломилось». Но, это ещё не конец истории. Ближе к вечеру мой сын, Серёга, возвращается из техникума, и видит, как из маминого окна выпадает - Яшка… Мама открывает Сергею дверь, и видит у него на руках - третьего кота! Это был – перебор!