Гельхенский святой Ахмад ал-Калхани

Али Албанви
Курахский район считается одним из самых отдаленных районов Дагестана. На юго-востоке района расположена гора Кетин-кьил, с которой открывается изумительный вид практически на весь Северный Лезгистан. На севере Курахский район граничит с Агульским районом, на востоке — с Хивским и Сулейман-Стальским, на юго-востоке — с Магарамкентским, на юге — с Ахтынским, а на юго-западе — с Рутульским районами. По всей южной части Курахского района растянулся Самурский хребет, по-другому именуемый Сарфунъял, который отделяет район от Магарамкентского, Ахтынского и Рутульского районов. В наше время население Курахского района составляет более 17 тысяч человек, из которых подавляющее большинство составляют лезгины, меньшую часть составляют агулы, проживающие в населенных пунктах Хвередж, Укуз, Усуг, Квардал и Хпюк.

Уникальным с точки зрения исторического содержания и археологии является село Гельхен. Население аула говорит на гельхенском говоре лезгинского языка. В селе более 150 хозяйств. Площадь села с сельхозугодиями составляет 3500 га. Основным занятием жителей Гельхена являются скотоводство и земледелие. В учебниках по краеведению и истории Дагестана пишется, что село Гельхен (Гелхен) образовалось из пяти маленьких аулов: ЧIафур, Тюхюр, Никез, Келхен, Шеле. Происхождение названия села многие связывают со старым аулом Келхен, в котором жил крупный учёный по имени «Гелхен», в честь которого предположительно и было названо село.

Согласно истории села, шайхи Сумай и Мухаммад, сыновья правителя Шакули, построили в 1622 году святилище в Гельхене, которое позднее перешло в подчинение Казикумухского шамхальства. В тоже время, точной даты образования села нет. Особой достопримечательностью Курахского района является построенная древними мастерами гельхенская джума-мечеть.  В 1882 году мечеть была воссоздана после нашествия шиитских полчищ из Персии. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи на камнях в стене мечети.

Большим уважением в Южном Дагестане пользовался религиозный деятель шайх Ахмад ал-Калхани, который наряду с другими наставниками являлся одним из авторитетных алимов, получивших иджазу (разрежение) на наставничество мюридов. Его учениками являлись влиятельные местные алимы (богословы), которые в разное время были идейными вдохновителями исламского движения. В сел. Гельхен имеется зийарат этого шайха, которому около 500 лет. Местные верующие, жители села, гордятся этим религиозным достоянием, оберегают его. Внутренняя часть мавзолея состоит из двух камер, соединенных низким дверным проёмом. Во второй дальней камере над могилой шайха установлена небольшая стела с врезной эпитафией из трёх строк. Надпись выполнена арабским почерком «насх»:

«1) Обладатель этой могилы 2) шайх Ахмад, 3) — да простит их и всех Аллах!»

Над входом во внутреннюю камеру вмонтирована прямоугольная плита с врезной надписью из пяти строк, выполненная каллиграфическим «насхом». Строки отделены друг от друга горизонтальными линиями. Эта надпись впервые была прочтена и переведена ныне покойным лезгинским востоковедом А.Р. Шихсаидовым (1928–2019). Однако дешифровка и перевод этой ценной надписи были осуществлены не полностью, т. к. чтение затруднял слой извести, покрывавшей текст.

В июле 2009 г. в составе археографической экспедиции Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН и Дагестанского государственного университета (руководитель экспедиции — проф. А.Р. Шихсаидов), дагестанским исследователям всё таки удалось аккуратно расчистить надпись и сделать четкую фотографию, что позволило существенно дополнить и уточнить чтение и перевод. В частности, впервые прочтено название сооружения («мавзолей»), приводимое в начале текста, имя одного из заказчиков строительства, а также уточнено имя мастера-строителя, который назван «суфием». Как оказалось, в надписи сообщается, что мавзолей был построен во время правления знаменитого иранского шаха из династии Сефевидов — Аббаса I. Предлагаемая новая редакция надписи и её перевода теперь выглядела следующим образом:

«1) [Построили] этот мавзолей (ал-кунбаз) Шабан и Мухаммад, сыновья Йусуфа, и Мухаммад 2) … [сын] Мусы из селения Гельхен (Калхан) вилаййата Рича (Риджа), в подчинении Кумуха (Кумук) [во время правления] 3) шаха Аббаса в дату: тысяча тридцать первый год в … 4) [месяце] рамадан по хиджре пророка, — да благословит его Аллах и приветствует! … 5) Мастер (устад) суфи Махмуд б. Шахкули, да простит их всех [Аллах] …». Рамадан 1031 г. хиджры (мусульманское летоисчисление) соответствует 10.07. – 07.08.1622 г.

Слово «мавзолей» передано в надписи термином «кунбаз» персидского происхождения. Проникновение персидских и тюркских слов в арабские тексты Дагестана усилилось в XVI–XVII вв., во время усиления политического и культурного влияния Ирана на Дагестан при династии Сефевидов. Впервые прочтено имя первого из приводимых в надписи заказчиков строительства —Шабан. Таким образом, мавзолей шайха Ахмада ал-Калхани был возведен в правление иранского шаха Аббаса I Великого (1587–1629), при котором Сефевидский Иран переживал пору расцвета.

Уверенно читается имя зодчего мавзолея — «суфий Махмуд». Следует отметить, что в гельхенской надписи 1622 г. зафиксировано самое раннее в дагестанской эпиграфике упоминание термина «суфий».

О самом шайхе Ахмаде известно очень мало. Судя по всему, он был суфием и одним из духовных авторитетов региона конца XVI — первой четверти XVII в. Было установлено, что около двухсот лет назад часть потомков шайха Ахмада ал-Калхани по неизвестным причинам переселилась в соседнее лезгинское селение Ялак, расположенное на южных склонах Самурского хребта, в пределах современного Ахтынского района Республики Дагестан. Переселенцы были приняты в члены ялакского тухума «Салманар». Семейное предание о родстве с шайхом Ахмадом ал-Калхани передается среди его потомков из поколения в поколение. Примечательно, что среди мужчин этого рода встречается имя «Шайх» (в местном произношении — «Ших»). В настоящее время мавзолей шайха Ахмада в сел. Гельхен является одним из наиболее известных и посещаемых в Южном Дагестане. Сюда приезжают на зийарат верующие из различных уголков Дагестана.



Автор: ‘Али Албанви



На фото: Мавзолей шайха Ахмада ал-Калхани // Источник: Мавзолей шейха Ахмада [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9ZDe6A, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2019). — Яз. рус.


ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-КАЛХАНИ, АЛ-КУЛХАНИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Гельхен (ныне Курахский р-он, Южный Дагестан); также нисба «ал-Калхани» может нам говорит о том, что её носитель был из вилайета (области, региона) «Кубба-Кулхан» либо «Калхан» (ныне частично Азербайджан).

АЛ-КАЛХАНИ, АХМАД (СУЛТАН АХМАД, АХМАД ГЕЛЬХЕНСКИЙ) — мусульманский богослов, предположительно был суфием и одним из духовных авторитетов региона конца XVI — первой четверти XVII в.

ШИХСАИДОВ, АМРИ РЗАЕВИЧ (1928–2019) — советский и российский востоковед, историк, исламовед. Основные направления научно-исследовательской работы — история и культура средневекового Дагестана, исламская культура, арабская рукописная книга и т. д. Профессор.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ШАЙХ (шейх, ж. р. — шайха) — суфийский наставник. ’Адабом предписывается подчинение шайху наподобие того, как «больной слушается своего врача». Руководитель суфийской общины; тот, кто имеет право посвящать в суфийское братство. Дагестанский эпиграфический материал, зафиксировал только одно значение термина шайх, в то время как его реальное значение было гораздо шире, включая учёных людей, переписчиков.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ГЕЛЬХЕН (лезг. Гелхен) — село в Курахском районе Дагестана. Административный центр сельского поселения Сельсовет «Гельхенский».

ЯЛАК — высокогорное лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Образует сельское поселение «село Ялак», как единственный населённый пункт в его составе.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гереев Р. Гельхен — древний бастион ислама [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9ZDehN, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2019). — Яз. рус.

2. Закарияев З.Ш. Средневековый дагестанский суфий Шейх Амир ал-Мишлиши и его зийарат в селении Мишлеш // Исламоведение. № 3. 2011. С. 105–111.

3. Мавзолей шейха Ахмада [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9ZDe6A, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2019). — Яз. рус.