Гендер по-королевски

Вячеслав Черемухин
В XXI веке осмысление гендерных стереотипов, пересмотр данных стереотипов позволяет обращать внимание на вопросы гендерных отношений, в т.ч. во власти, в самых разных плоскостях. В данном случае мы сфокусируем наше внимание на вопросах гендера в современных королевских семьях Европы (Норвегия, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Испания). На данный момент на это мало кто обращает внимание среди социологов, историков и политологов, но среди тех, для кого традиционный принцип «так было, так будет» этот вопрос встает ребром, во многом заставляет меня их собственные оценки по отношению традиционных институтов Европы.

На сегодняшний день в «королевской» Европе сложилось беспрецедентная ситуация, когда осознание того, что через одно поколение в вышеперечисленных странах Европы на их престолах будут находиться женщины, меняет некоторые стереотипы в отношении реализации полномочий на высшем государственном посту.

Проблема восприятия прав на престол женщинами для всех вышеперечисленных стран не является новой, в каждой стране (за исключением Бельгии, но также и Нидерландов, где «женский период» правления в последний раз составил 123 года) на престолах уже находились женщины. В тоже время на современном этапе развития государственно-правовых институтов вместе с принятым обязательством для этих институтов сохранять традиционные ценности общества, сам факт правления монархов-женщин в пяти странах Европы одновременно позволяет ставить вопросы о подготовке к будущему правлению. И в этом вопросе следует обратить внимания на условия, в которых придется воспитывать потенциальных глав государств Европы:
• Во-первых, обязательное с детства появление на публике с родителями и впоследствии самостоятельно в рамках официальных и неофициальных мероприятий, что будет закладывать формы поведения для будущего;
• Во-вторых, система родительско-государственного воспитания, где на первом месте стоит осознание долга перед государством, а не собственные интересы;
• В-третьих, разносторонняя система обучения, предполагающая с раннего возраста общение на нескольких языках (родной, английский, французский, немецкий), а также с представителями разных культур и этносов (изначально в общеобразовательных, а позже специальных учебных заведениях);
• В-четвертых, обязательное прохождение военной службы во всех видах вооруженных сил своих стран (армия, флот, авиация) и получение специальных воинских званий (как будущих главнокомандующих вооруженных сил) по мере прохождения службы (при обязательном ношении военной формы для конкретных мероприятий).

И в данном случае стоит проблема не только обязательного исполнения всех обязанностей, но и проблема восприятия данных форм поведения на уровне гендерных особенностей, ведь до этого момента такое количество условий (перечисленных нами далеко не полно) возлагалось на представителей мужского пола династий.

Надо признать, что определенными исключениями из правил на данный момент остаются Великобритания и Дания, где практика подготовки всех членов монарших домов к исполнению своих обязанностей обязательна и разносторонняя для всех членов данных фамилий. Во многом этому способствует то, что со второй половины ХХ века на престолах этих стран правят женщины (Елизавета II и Маргрете II соответственно), но в тоже время это позволяет ставить проблемы восприятия полномочий для женщин на другом уровне, отмечая определенные особенности наложенные «сверху». Для других стран подготовка наследниц осложнена подготовкой и «снизу», учитывая особо активное общественное мнение, которое влияет на подготовку будущего главы государства.