Слоны в цирке

Елена Конста
      К нам опять заехал цирк. Только один  проводили – следом раскрыл свой шатер цирк братьев Гартнер. Напротив моего дома небольшая площадка. Раньше по городу пустырей было много, а теперь всё застроили. Осталась наша полянка. Волей – неволей созерцаем все гастролирующие шапито.
      Приехали огромные фуры со зверями. Начался монтаж купола. По нашему району поплыл характерный деревенский свежий воздух. Идём со школьником мимо, он говорит, что ни разу в жизни не видел живого слона. Я видела. Начинаю рассказывать, при каких обстоятельствах встречалась со слонами. Доходим до фуры, на борту которой огромные фото с верблюдами на арене. Мальчик  дёргает меня за руку, кивая на картинку, говорит: «Баб, смотри, ламы». Мне стало смешно. Ребёнок не знает, как выглядит верблюд. Тут же решаем с ним обязательно пойти в цирк. Пора школьника ознакомить с фауной разных континентов. Живые зверюшки - совсем не то, что на картинках. Надо, надо ребёнку расширять кругозор. Хотя, ни он, ни я не любим цирк. И очень редко его посещаем.   
       В ближайший выходной идём за билетами. Цены разные по секторам. Чем ближе к арене, тем дороже. Совсем дешёвые ряды – это у выхода артистов на манеж. Один раз пришлось сидеть в таком секторе, видели практически только попы. Купили билеты усреднённой цены на предпоследний ряд и с хорошим обозрением арены. По себе знаю, что опасно сидеть на первых трёх рядах от бортика или рядом с проходом. Защита от неожиданностей со стороны животных или клоунов – условная. Если разъярится зверь и кинется на зрителей, то мама не горюй, какое месиво начнётся. А клоуны своим долгом считают близ сидящих созерцателей чем-нибудь облить, посыпать, или просто кинуть в вас предмет. 
      Однажды были всей семьёй в сочинском цирке. Сидели на третьем ряду возле прохода. Я предупредила сына, тогда ему было пять лет, чтобы он был готов к шуткам со стороны клоуна. Он пожелал сесть у самого края. В разгар представления шутник кинул мячик нашему ребёнку, мальчик не среагировал вовремя и получил им в лицо. Ковёрный побежал дальше с мячом по рядам, приговаривая, мол: «Ты что? Задремал?». Все хохочут, кроме нас. Наш сын стерпел, не заплакал. Но опыт и осадок остался.
       Наконец настал тот час, когда мы зашли в цирк. Поразило множество зрителей. Все места были заняты. Курочке негде клюнуть. И жара. Дули тепловые пушки. Протиснулись на свои места. Слева и справа зрители с детьми. Я первым долгом осмотрелась, как спасаться во время форс-мажора. Мальчик пролезет под скамейку на асфальт, а я застряну. Ну, хоть он спасётся.
        Началось представление. Заиграла музыка, заглушающая не только наши разговоры, но и громкие овации. Слева сидящая мамаша с мальчиком трёх лет на коленях, вдруг что есть духу начала топать ногами в такт музыки. Её малыш, не желая сидеть на месте, всё куда-то порывался вылезти из цепких рук, стиснувшей его матери. Видимо, таким образом мать приобщала ребёнка к происходящему представлению, и спасая потраченные на билеты деньги. Весь наш ряд начал колыхаться под пляску молодой женщины. Толи от жары, толи от страха я покрылась испариной. Надо бы смотреть на арену, а я стала оглядываться, куда мне бежать, если под нами провалится ряд. Ощущение было такое, будто слон залез в наш сектор и с удовольствием пляшет польку-бабочку.
        Наконец, объявили антракт. Мы вышли на улицу. Уже смеркалось. В  шатре рядом с шапито продавали попкорн, светящиеся мечи, разноцветные крутящиеся фонарики. Но вот нас пригласили внутрь. Началось второе отделение со слонами. Мой мальчик с удовольствием разглядывал зверей.
       На самом деле было очень интересно смотреть, как такие огромные животные ведутся, словно дети, на сахар и поощрительные поглаживания и похлопывания дрессировщика. Пять лошадей, шесть верблюдов, два слона, пони и пять гусей. Мне было удивительно, что животные чётко знают, куда им идти, как группироваться в следующее мгновение. Я бы так не сумела. Но сахар и свистящий в воздухе хлыст делали свое дело. Надо отдать должное дрессуре и обслуживающему персоналу цирка. Животные были все чистые, от них ничем не пахло.
      Представление было настолько интересным, что пляшущая женщина слева сидела смирно. Ребёнок же был увлечён купленной игрушкой. Но началось новое испытание моих нервов и зрения. Родители справа и бабушка с нижнего ряда купили своим девочкам лет пяти – шести яркие крутящиеся фонарики. От долгого представления, оно длилось два часа, дети устали. Родители потеряли всякую надежду на внимание детей к арене и пустили своих чад на самотёк.
     Девочки фонариками начали светить мне в глаза. Я тут же поймала «зайчика» и ослепла. Всё было очень просто, и я полуслепая потом простила им их поведение. Таким образом, они пытались привлечь внимание, сидящего рядом моего мальчика. Они ему симпатизировали. Я возмущалась, делала ладонью козырёк над глазами, а мой ребёнок от души смеялся. Он сразу понял и разгадал девичий заговор.
     И вот финал. Парад алле, поклоны, овации и крики хором - молодцы. Я тоже не удержалась, пропищала: «Браво».
     Пришли домой. Уставшие от громкой музыки, голодные. С тех пор ни я, ни мой мальчик больше не вспоминали о цирке.

08.11. 2019 год.