Всероссийская научно-образовательная конференция

Руслан Исаев
НЕКОТОРЫЕ НЕДОСТАТКИ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ


Статья написана для Всероссийской научно-образовательной конференции "Теологическое образование: перспективы развития", Санкт-Петербург, 2019 г.

          Рассматривая состояние современной теологии в России, можно отметить наличие существенных недостатков в методике и методологии преподавания данной научной дисциплины. Особенно данное обстоятельство заметно при сравнении с положением дел в зарубежной теологии, в частности, в западной. Прежде, чем перейти к обсуждению путей преодоления отставания от передовой научной мысли и устранения существующих недостатков, необходимо привести высказывание выдающегося теолога современности, Жана Э. Шарона [О времени, пространстве и людях, 2002: 12]: «Теперь теология становится трудноотделимой от космологии, физики и философии: ей надлежит примирить свои догматы и религиозные обряды с естественными науками.
           И, кроме того, параллельно с тем, как претерпевает изменения то, что можно было бы назвать Традиционной теологией, мы видим, как из науки произрастает совершенно новая теология, возникающая из обыкновенного медитирования в связи с данными современной науки: это и есть, как мы уже увидели, такая теология, или космическая религиозность, о которой нам сообщил Альберт Эйнштейн.
           В то время как традиционная теология в основном исходила из некоего размышления априори, космическая теология сопровождается в особенности размышлением, на которое нас наводит наблюдение за явлениями природы.  Первая является результатом иррационального вдохновения, она исходит из самой глубины духа существа. Вторая вдохновляется рациональным началом, она является совпадением природы и существа. Эти две разновидности теологии постепенно и органично соединяются с таким «осознанием» роли и судьбы Человека во Вселенной.
           И поскольку точки зрения, на которые ссылаются, не нацелены более на человека, но на космос в целом, мы впервые видим, как все религии нашей планеты начинают отливаться в эту великую энергию космоса, полную терпимости и любви. Еще раз, кажется, приумноженное знание ведет к Единству и Гармонии».
         В контексте вышеприведенной цитаты, переходя к исламской теологии, необходимо отметить, что она не успевает реагировать на вызовы современности, демонстрируя заметное отставание от господствующей научной парадигмы. В век всеобщей компьютеризации, являясь частью информационного общества, теология не должна игнорировать все возрастающую цифровизацию социума, и стараться использовать все достижения технического и научного прогресса в области цифровых технологий.
          Общеизвестно, что цифровая техника работает на двоичном коде инь-ян Китайской Книги Перемен, который Лейбниц для большего удобства в использовании трансформировал в цифровой код 0-1. Последние достижения нейрофизиологии убедительно показывают, что и работа человеческого мозга, а значит, и сознания, основана на данном универсальном космическом коде инь-ян: в синапсах мозга сигнал либо отсутствует (0), либо присутствует (1).
          Из данного факта вытекает предположение, что наиболее удобным для  глубокого овладения информацией необходимо использовать именно двоичное кодирование – раскодирование. Для исламской теологии данное утверждение наиболее актуально, так как Священное писание мусульман, Коран, построен на удивительной математической симметрии и постулирует двоичность всего существующего в природе.
          Современная научная концепция об энергетической сбалансированности Космоса репрезентируется в аяте (логически обособленном стихе) из Корана об универсальном двоичном коде творения [1: сура 36 «Йа син», аят 36]: «Преславен Тот, кто сотворил все в паре!».  Исходя из этого аята, исламские исследователи все сотворенное позиционируют как «Шафа» («Чет»), в отличие от Абсолютной Истины – «Витру» («Нечет»). Диалектически актуализированная информация, заложенная в указанном аяте Корана, позволяет постичь, в чем заключается сущность главного  различия между энергетической структурой Универсума и возникшим после Большого взрыва материальным пространственно-временным континиумом. Концепт «Витру» указывает на то, что в свете монотеистического понимания Бога нет никого равного Ему, что у Него нет сотоварищей, как разъяснено в 112 суре Корана: «Он – Аллах Единый и единственный. И нет у Него сотоварищей. Аллах, к которому следует обращаться в нужде и для удовлетворения просьб. У Него нет детей, Он не был рожден, и нет Ему равного или подобного».
        Всему остальному проявленному аспекту Реальности, Шафа, можно найти подобие, альтернативу, аналогию, описать в категориях сравнения. Ученым, специализирующемся на исламоведении, необходимо концептуализировать: в чем же проявляется эта четность в отношении религии, предписанной Всевышним посредством пророка Ислама?
          После критических размышлений над дуальностью Ислама следует логически обоснованный вывод, что в Космосе существует две разновидности покорности универсальным космическим законам: человеческая и космическая. Обоснованность использования термина «Космос» актуализируется тем, что Космос включает все доступное восприятию материальное творение: космическое пространство, землю, планеты, звезды, облака, деревья, живые существа и все неживое, вплоть до молекул и атомов, элементарных частиц и различных энергий. Космос – это все сотворенное в совокупности, целиком.
          Существующая информация о человеческой форме Ислама как о религии, предписанной разумным существам, обладающим речью, и в ней поклонение совершается путем использования словесных формул, общедоступна. Однако, согласно письменным источникам и устной традиции аврааматических религий все сотворенное покорно Универсуму и славит его.  В частности, это подтверждается следующим аятом из Корана: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» [1: сура 17 «Аль-Исра», аят 44]. Как выражается покорность Творцу всего сущего, Космоса, частью которого является и человек, прямые указания в религиозных источниках отсутствуют. Следуя приведенным указаниям Корана, можно осознать, что эту дуальность Ислама возможно описать и другой парой диалектически взаимосвязанных противоположностей: Ислам абсолютный и Ислам относительный. Абсолютный – это безраздельная, безусловная покорность законам Универсума, в которой пребывает весь Космос. И только человек, в которого Бог, согласно аврааматическим источникам, вдохнул от Духа Своего [1: сура 38 «Сад», аяты 71-72], обладает свободой воли, свободой выбора, и может быть непокорным Высшему космическому закону, в дальневосточной религиозной традиции концептуализированному в трактате «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы («Сущность Пути Добродетели») термином Дао.
           Наибольшее воплощение биоцифровой метод познания реальности (учитывающий двоичный язык синапсиальных связей в мозге) нашел в китайской гимнастике Тайцзи Цюань (Космическое Гунфу), при занятиях которой идет освоение двоичного метода мышления на сознательном уровне.
           В Институте теологии и международных отношений имени Маммадибира Ар-Рочи (ИТиМО) под руководством ректора Садикова М. И. разрабатывалась программа преподавания Тайцзи Цюань студентам, внедрению которой  помешало убийство ректора.
           Дальнейший анализ двоичного кода показывает, что элементы двоичной информации (биты) удобнее группировать в восьмеричный (2^3 ) цифровой код (байты). Восьмеричный код в даосской традиции носит название «ба гуа» («восемь триграмм»), и позволяет сгруппировать все явления природы в восемь больших  классов. Это второй уровень деятельности головного мозга, восьмеричный. Связан с тем, что химические процессы в природе имеют восьмиуровневую иерархию, обусловленную физическим строением материи – на внешнем электронном слое атома может находиться от 1 до 7 электронов, определяющих его валентность, либо их может быть 8 (заполненный внешний электронный слой), приводящий к инертности вещества («благородные» газы, как символ самодостаточности).
           Следствием работы человеческого мозга на «байтовом» уровне, а также «байтового» (восьмеричного) строения материи является световой спектр (семь цветов радуги плюс белый цвет – совокупность семи), звуковая октава.
            Только учитывая все тонкости цифровой реальности возможно привести исламскую теологию к тому уровню научности, о котором говорит Жан Э. Шарон.
            Каковы же пути развития теологии? Первое условие – переход от мозаичности человеческой системы познания, когда его разные отрасли практически не связаны между собой, к универсальной системе – системе «ба гуа», восьмеричной классификации. Частный пример использования данной системы, основанной на философски-логическом аппарате Школы аналитической метафизики (ШАМ) опубликован последовательно в нескольких номерах журнала «Дагестан» в 2003 году, и показывает, как функционируют двоичный «инь-ян» и восьмеричный «ба гуа»   коды при анализе художественных произведений.
          Второе условие – после открытия главной цифровой тайны Корана (связанной со второй цифрой сакрального кодового числа 19, цифрой 9) выявлен универсальный код священных писаний, объединяющих аврааматические, ведические и даосские источники (открытие опубликовано в книге «Тайна Последнего Завета», Lambert Academic Publishing, ISBN 978-3-659-91556-7) что дает возможность перейти к универсальной терминологической базе, облегчающей понимание основополагающих принципов различных религиозных систем, восходящих ко времени пра-религии всего человечества. Глубокое понимание общности всех основных религиозных систем позволяет облегчить усвоение теологической науки, а именно: религиозной философии и сравнительного религиоведения, способствуя прорыву в компаративистике.
           Третье условие – овладение медитативными практиками. Глубокая релаксация в сочетании с остановкой внутреннего диалога способствует гармонизации психики и активизации познавательной деятельности мозга, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала в виду того, что студент (обучаемый) входит в то же состояние психики, в котором находились отцы-основатели религий (пророки) при получении откровений при распространении своих религий.
         Следует отметить, что вышеупомянутая гимнастика Тайцзи Цюань, планируемая как одна из учебных дисциплин в ИТиМО, совмещает в себе одновременно два главных архетипа реальности – покой и движение, являясь уникальным примером динамической медитации, при этом способствуя так называемому «расширению сознания» - приведение двигательных импульсов всего тела в соответствие с двоичным мыслительным кодом головного мозга как бы увеличивает размеры последнего до масштабов физического тела, многократно повышая умственные способности, как сознательные, так и подсознательные, эвристические.
          Это является немаловажным фактором для повышения эффективности обучения любым наукам, в том числе и теологическим.