Рембрандт. Девушка в картинной рамке

Алина Алексеева-Маркезин
     Картины Королевского замка в Варшаве.
      
      В 1994 году профессор Каролина Ланкороньска (умерла в 2002 году), последняя из великой семьи польских магнатов, пожертвовала значительную часть семейных художественных коллекций, которыми они владели в течение двух веков, для Королевского замка в Варшаве.
      
      Этот подарок включает в себя две картины выдающегося голландского художника Рембрандта ван Рейна : "Ученый за рабочим столом" и "Девушка в картинной рамке" Первоначально эти работы принадлежали частным коллекциям короля Станислава Августа Понятовского. Они были куплены вместе как пара в 1777 году. Племянник короля, князь Юзеф Понятовский, наследник последнего польского правителя, унаследовавший за ним все движимое имущество, начал их продавать.
Картины были приобретены Казимежем Ржевуским, а затем, как часть наследства, переданы через несколько дворянских семей, они находились во владении семьи графов Ланцкоронских. Тогда у них была одна из самых значительных коллекций произведений искусства в Европе.
       
       Профессор Lanckoro;ska пожертвовал 13 работ для коллекции замка, которые в настоящее время представлены в трех комнатах на первом этаже этого памятника. В одной из камер замка, открытых для публики, в специально изготовленных корпусах, за стеклянными стеклами представлены две картины Рембрандта, упомянутые выше.
 На обратной стороне этих витрин мы также можем увидеть очень интересные, большие, рентгеновские изображения этих картин.
       
       В Польше  есть три работы голландского мастера. В дополнение к вышеупомянутому, Пейзаж с Добрым Самаритянином , принадлежащим Фонду Князей Чарторыйских
      
      Картины, представленные в Королевском замке в Варшаве, были написаны в 1641 и выполнены по той же технологии, которая очень редко использовалась Рембрандтом - масляной краской на досках тополя. Они также почти идентичны по размеру. Картины считались пропавшими без вести с конца Второй мировой войны, нацисты забрали их из Вены, где они были представлены в семейном музее и были помещены в депо под Зальцбургом.
   
      После войны они были возвращены и хранились в одном из швейцарских банков. Историки не имели доступа к ним с тех пор. Только благодаря пожертвованию графини Каролины из Бжези Ланкороньской в ;;октябре 1994 года, переданной в честь Чести Свободной и Независимой Республики, они были проверены на предмет подлинности и тщательного сохранения. По мнению специалистов исследовательского проекта Рембрандта, это оригинальные работы Рембрандта.

        Сначала посмотрим картину Рембрандта Девушка в картинной рамке , 1641, Королевский замок в Варшаве,масло,размеры доски : 105,5 ; 76,3 см
Портрет помещён в  картинную раму, из которой видны только нижняя и правая стороны. На девушке темно-красное бархатное платье, черная шляпа и жемчужные серьги в форме груши. Этот тип костюма не связан с модой того времени.
Когда оно появлялось на портретах, оно рассматривалось как древний наряд, который хорошо подходил мифическим, историческим, восточным или библейским сюжетам. Рембрандт часто изображал фигуры, одетые таким образом, как в своих картинах маслом, так и в офортах.
       
     Это не портрет, а tronie , или исследование головы или половины фигуры без каких - либо существенных признаков или действий.

       Изначально Рембрандт начал рисовать другой портрет женщины в капоте,но он не был завершен, а панель использовалась повторно. Раньше Рембрандт никогда не использовал холст начатой ;;картины для выполнения портрета по заказу клиента.Это было обнаружено на рентгеновском снимке.
   
      Картина была реставрирована в отделе консервации Королевского замка в Варшаве (с мая 2005 года по март 2006 года). Покраска была удалена, и там, где удаление было невозможно, из-за повреждения исходного слоя краски она была сведена к минимуму.
    
      Картина была захвачена гестапо  во время Второй мировой войны , но в 1947 году она была возвращена законным владельцам и размещена в швейцарском банковском сейфе. Затем  была выставлена в 1994 году на выставке произведений семьи в Королевском замке в Варшаве , после чего Каролина Ланцкорнская подарила картину Королевскому замку .
       
     Эрнст ван де Ветеринг утверждает, что « Девушка в картинной рамке» является типичным примером интереса Рембрандта в конце 1630-х и начале 1640-х годов к стилю "тромплей» . Это также пример его поиска новых способов представления движения. По мнению ван де Ветеринга, нынешняя картина является исключительной и может рассматриваться как одна из немногих работ ,демонстрирующих недолгое увлечение Рембрандта .
   
        Самое большое впечатление производят руки девушки, выступающие за рамку картины, нарисованную художником. Богуслав Дептула  очень  красиво описал это явление: «Это картина в картине . Руки «выходят» за рамки  картины, они хорошо освещены, в то время как лицо девушки скрывается в полутени широкой шляпы и  отодвинуто от зрителей.
      
        Самый тонкий момент этой композиции - свет на большом пальце девочки, отраженный на краю черной полированной рамки. Увидеть это маленькое сияние света и цвета - значит понять замысел художника.  «Я рекомендую сделать это, и я искренне верю, что у всех, кто будет смотреть этот шедевр, будет похожее впечатление."