Дачник

Виктор Фролов

Протопыч проснулся в самом лучшем расположении духа. Солнце давно взошло и вступил в права новый день. Шел десятый день его отпуска, и он в полной мере ощутил радость тех редких минут, когда ты чувствуешь, что жизнь создана именно для твоих удовольствий.
В доме, в холодильнике полно всяких продуктов, напитков и идти хоть куда-нибудь никакой необходимости не было. После завтрака Протопыч решил прогуляться и посетить свою загородную дачу. Там у него все блистало новизной и порядком. Довольный таким положением дел, Протопыч захотел поразмяться немного, сделать обрезку деревьев в саду.
Особых знаний у него не было. Слышал когда-то давно, в детстве, как учитель говорил своим ученикам: Вырезать надо ветки, которые растут вниз или внутрь дерева. Они мешают другим расти и сами растут неправильно.
Воспользовавшись этим нехитрым правилом, он добросовестно трудился час или два специальным инструментом, не забывал и простую ножовку. Густые заросли заметно поредели. Ветки, упавшие на землю, загородили все дорожки сада и превратились в непреодолимые препятствия. В саду стало светло. Оставшиеся ветки словно парили над землей, создавая картину воздушных деревьев. Ветки охватывали воздух, направлялись немного в сторону, вверх, потом резко вверх, вырисовывая очертания кроны дерева. Слово-то какое – крона, почти корона. Через некоторое время все эти оригинальные конструкции заполнятся белоснежными цветами, потом листьями, потом плодами. Большой праздник, богатый урожай ожидает их хозяина.
Успокоенный работой, Протопыч невольно бросил взгляд на обрубленные ветки. Вот ведь сама жизнь так распорядилась. Выросли неудачно. Кто-то неправильно их направил. Они старались, тянулись к свету, питали дерево, увеличивали его достаток, силу, а теперь оказались не нужны. Только помеха для урожая.
Также и у людей. Растут, суетятся, а в дело годятся далеко не все. Отчего так получается? Наверно, начало у всех разное, неправильно подсказали в свое время. Все это так. Однако, главное, наверно, в том, что не оказались на основном жизненном пути. Все куда-то в сторону, криво, а надо правильно и прямо. Так пользы больше, когда все силы уравновешены. Так дерево не развалится.
После небольшого отдыха Протопыч разжег костер, чтобы избавится от упавших веток и получить золу – очень нужную для пользы дела вещь. Пламя то бушевало, то угасало. Протопыч ходил по всему участку, собирал ветки, подбрасывал их в костер и вспоминал всякие истории, случавшиеся на каждом маленьком поле, на каждом клочке этой земли. Вот время ягод, они начинают созревать. Вперед клубника, черешня, потом другая черешня, вишня, смородина, малина, крыжовник, самые разные сливы, за ними яблоки, груши, потом зимние яблоки и зимние груши. Сплошной конвейер, только успевай собирай да в дело пускай. Веселое время. Красное лето. Каждый день насобираешь столько добра: девать некуда.
Поешь немного клубники, трудно наклоняться стало; покушал смородины – нелегко поворачиваться; тогда потянулся за вишней, за самыми первыми спелыми ягодами. Место в животе вроде освободилось, опять достаточно много вместиться может. Так с утра до вечера. Чудное время. Сразу ничего особенного не замечаешь, а потом ясно становится: сколько богатства, сколько сил в этих ягодах спрятано. Целую жизнь на них люди любуются, выращивают диковины. Спелый урожай не сразу получается: сначала спе¬шат, хватают подряд полуспелую зелень. Уже позднее, с годами, удается собрать вовремя яркие, сочные, удивительно вкусные, сказочно сладкие и ароматные ягоды, и называются то они со смыслом: я и годы. Спелые ягоды в саду сразу и не разглядишь: незаметно их, спрятались, притаились, словно поняли наконец, что натворили. Тронешь ветку, роса, дождинки засверкают на солнце, веером рассыпаются, радугой накрывают подарки необыкновенные.         
А красота какая, когда зреют и млеют на грядках кабачки, огурцы, помидоры. Да мало ли еще чего, один укроп так устроится, такое из себя изобразит, что ни у кого сомнений не останется: командовать будет он! Стрелки чеснока с видом цапли или птицы-секретаря, уточняющего: чтобы еще занести в протокол? Листочки, цветки так замысловато представляются, что диву даешься: кто такое придумал, и главное, зачем.
Сколько переживаний и страстей живут в этом зеленом царстве, в этом дачном мире, когда созревают ягоды, яблоки и другие дары садов и огородов. Маленькие люди – дети, им обязательно надо съесть много ягод, иначе они не вырастут большими сильными красивыми правильными людьми. Им так говорили взрослые. Каждый день надо обязательно много ягод. Если собственный сад солидного возраста, проблем нет. А если несколько молодых кустиков и ягод на них – раз, два и обчелся. Как быть? Сидят за столиком, стучат ложками по дну пустой миски, требуют внимания к своим персонам. У соседей ягод так много, но туда нельзя. А соблазн так велик, а пока раздумываешь, вон уже другие ребята полезли. Наелись, а стыдно-то как, в плохом мире оказались. Вкушают прелесть вольготной жизни, стыд помаленьку пропадает. Думают, как лучше оповестить друг друга, где чего растет и красуется. Появляются атаманы и атаманши, подвластные территории. Непокорные дачи, которые капканы всякие ставят на непрошенных гостей, ягоды опрыскивают так, что мучения от них от немытых случаются, жестоко наказываются за свое вольнодумство. Правда, после первого же пожара всех этих деятелей выдворяют из садоводческого мира до конца сезона, но каково этой вольнолюбивой даче. От нее остается только пепел и зола.
Вот тебе и выросли в больших людей. Какой мир создали для себя с самого детства новые люди. Протопыч совсем забыл в своих раздумьях о костре, он уже угасал. Протопыч поел немного перед дорогой и отправился пешком до ближайшей остановки автобуса. Посмотрел на прощание на свой домик и застыл от изумления. Над садами, над дачными домиками бесновался и, казалось, летел, что бы Вы подумали, Змей Горыныч. Голова его вздымалась и бросала зловещие взгляды на всю округу. Из пасти вырывалось пламя огнедышащего дракона. Туловище плясало и подпрыгивало, извивалось и трепетало. Из ушей валил дым.
Протопыч и раньше наблюдал подобные детские шалости в виде змея. Но, такое привиделось впервые. Он собрался с духом и отважился подойти поближе, узнать, в чем дело. Вскоре он обнаружил на месте пропавшей старой бочки  для воды, которой пользуются садоводы, привязанное к столбам, державшим когда-то эту бочку, чудище. Длинная веревка позволяла ему болтаться на ветру. На высоте оригинальное сооружение поддерживалось теплым воздухом, как воздушный шар. Между столбами догорал костер, который, видимо, наполнил оболочку туловища злодея теплым воздухом.
Подошли другие садоводы, подумали, как это понимать? Кто-то вспомнил, что жителям дачного поселка сильно надоели самолеты местного аэродрома, которые летали над дачами, гудели и брызгали керосином. Эту проблему осмыслили ребята и хотели исправиться, расплатиться с людьми за свое безобразное поведение, хотели сделать доброе дело, одним словом. Вероятнее всего они придумали чудище, чтобы самолеты не беспокоили убежище нечистой силы, Змея Горыныча, олицетворяющего собой конкурирующую с ними персону. Конечно, на ребят все беды сваливать не самое умное дело, но других версий предложено не было, и потому согласились с этой.
Всю ночь Протопыча мучили кошмары. Ему представлялся этот Дракон летящим на врага из крепости осажденного города. На длинных веревках болтались подвешенные бревна. Дракон, пролетев немного по ветру, опускался на врагов города. Когда бревна начали бить войско и ложится на него, дракон стал легче и подпрыгнул вверх. Ему помогали и костры, горевшие внутри туловища и наполнявшие его теплым воздухом. Довольно долго чудище утюжило порядки противника, сея ужас и панику в его рядах. Протопыч проснулся в холодном поту.
Ну зачем нужна мирным людям садоводческого товарищества война, - рассуждал он. Сад, летний домик нужны для отдыха, для хорошего настроения, для здоровья. Здесь вкушают плоды своего труда, а не ведут борьбу за кусок хлеба соседа. Конечно, ребята – беспокойные люди, но надо с ними чем-то заняться, чтобы энергия в мирных цепях расходовалась и их интерес заполучить много ягод совпадал с интересами садоводов: куда бы их пристроить. Праздники урожая, пляжные игры у водоема, привидения при Луне – вот это все славит труд и дела людей. Пусть хорошими людьми стараются стать, а не атаманами и атаманшами из криминальных фильмов. Джентльменам удачи не место около трудолюбивой дачи. Протопыч попил кефир и спокойно заснул. Поутру у него опять было хорошее настроение.