Переполох в Мусине, глава 16

Ольга Верещагина
Глава 16. 

- Тебе, наверно,  много  чего обо мне  обсказали.  Да, ты всему не верь. Бабы, они, мокрохвостые, и соврут, не дорого возьмут. Хотя, может и не все. Вот, Любка, почему её, так зовут. Вроде бы и возраст хороший, не молодка уж,  чай,  чтобы Любкой звали, ан нет,  как народец прилепил, так и есть…. А за что? Почему так зовут? Вроде бы,  все ее любят,  за веселый нрав и аккуратность. Бабочка вроде бы и хорошая,  приветливая,  но,  вот прицепилась  кличка и все  тут… .   Любка, да Любка, так и кличут.  А она смеется –  хочь,  пусть чугунком назовуть,  токмо бы в печь не сажали.  И,  что ты с ней поделаешь? А нечего делать, такова,  уж уродилась. А  в  девках,  была  –  огонь, веселая, никому спуску не давала.  Ты не смотри,  что она маленькая росточком и с горбиком, а какие мужики к  ей   сватались.  Сколь  разговоров было из  -  за  ее  отказов.  А почему, так толком никто и не знает.  Так и живет она одна, а с чего это приключилось, так и не знаем.  Правда ходил тут  один слушок, что был у ей один мужичишко, такой же, как она, маленький и каким  –  то недостатком, но она  так и не пошла за него. А зря. Женское существо, оно  в любви нуждается,  как  все живое,  как цветок  в  горшке, ухаживашь и поливашь,  цвететь, а нет -   и  суда нет. Правда,   ничего вечного нет,  все, когда – то кончатся.  Один уходить,   а  другой  –  живеть   дальше…   -  рассуждая, таким образом,  дед  Макей  открывал  двери  в  сени,  зажигал керосиновые   лампы,  и  жестами приглашал   меня войти  в дом.


Дед  Макей  все  это делал легко и уверенно, привычно.  И было в этом, что – то притягательно – удивительное, потому, что в нашей обыденной городской жизни такого сложно увидеть, да и оценить  тоже.  А здесь, как мне, показалось в тот момент,  творилась сама жизнь, такая,  какая,  она есть  на самом деле.  А   может, если, так можно сказать, какая – то  невозможная  магия, волшебство.  И это меня притягивало и завораживало.  А  скорее всего,   все  более прозаично,  чем мне казалось  в тот момент,   просто мне  на клеточном уровне,  моего женского подсознания, понравился  именно, этот  мужчина, а возраст и место, где это случилось,  не  важно. Меня тянуло к деду  Макею.  Я почувствовала в нем силу,  широту натуры,  доброту  и  удивительную нежную заботу  обо  мне, а еще к той, которая была его женой, хотя  слово была, в этом контексте не подходило. Он ее любил до сих пор, но  его богатая на желанья  мужская натура,  давала ему такую возможность и желание, понять, что  его жена бы огорчилась,  узнав,  что он один и  отказывается от  радости жизни.


Я наблюдала за дедом Макеем, а он за мной… . Вдруг он перехватил  мой взгляд, и как – то быстро отвел свой в сторону  и сказал:


- Ох, как  бы, да бы…. Расцвела бы ты у меня, как маков цвет… . Так ведь аль нет? А може, и что получится? Как скажешь?  Что  думаешь?


Сказал это, как бы в пустоту, как  бы  промежду  прочим, с  каким – то тихим,   глубоким вздохом, на надежду,  и добавил:


- Ну, чего гостья, стоишь в притворе? Заходи гостевать, не боись,  не обижу…. Осматривайся.  Настасья, была отменной хозяйкой, порядок держала строго, а я его поддерживаю. Счас  чайку достану  и закусить чего – ни  будь.


Дед  Макей  быстро с проворностью молодой хозяйки  отворил  заслонку у печи, ухватом вынул большой медный чайник из печи и чугунок, накрытый лепешкой.


-  Ну, чего стоишь, сымай  пальтецо – то, иди руки мой, а если чего надо, так у нас в тепле, в клете есть все, я потом вынесу,  не стесняйся,  здоровье дороже, не чего морозиться зря.  Это я Настеньку берег, да,  видно, не смог  уберечь, об чем жалею и очень.  Кто знает,  кому чего назначено в этой жизни. А ты иди. Там светло.  В  верхнем углу дощечку выпилил, чтобы не запнулась,  и видно было, что надо…  -  напутствовал  меня дед Макей.


Изба у  деда Макея была ухоженной,  светлой.  Окна крашены белой  краской. Киот, в восточном  углу избы,  выглядел нарядно, украшен был  яркими бумажными цветами, а в остальном, изба была похожа на избу Любки, за исключением того, что в углу стояла железная кровать с панцирной сеткой и пружинным матрацем, убранная ярким лоскутным одеялом с горкой  белоснежных  пуховых подушек.

Пока я ходила мыть руки и  в клеть, дед  Макей  накрыл стол к чаю. Он это сделал просто, без всяких разносолов,  и сказал:


- Ну, вот, чем Бог послал.  Я живу просто, обвыкайся. Давай чайком побалуемся и попотчуемся  печеной тыквой.  Это очень вкусно. Я ее делаю  с яблоками антоновки. Яблоки кислые, душистые, а тыква сладкая, вот и получается  вкусно. Положу в чугун, когда печка уже истопилась, часа через  два. Тыковка с яблочками выпарится к утру и как мармелад,  густая  и душистая, если кисло, можно  сахарной свеколки  добавить. Конфет не надо.  Моя Настя, из свеклы сахарной, такие конфетки делала, ни один магазин не  устоял  бы   в соревновании.   У нас вкуснее было и полезнее.  Любила моя Настенька сладости, и готовить и кушать. Бывало вечером сядем чаевничать, Настенька весь стол уставит  яствами. Чего только не придумывала. Баранки с ягодками разными, сладкие ватрушки,  крендели, преснушки  из простокваши, а уж сушеных и вяленных  сладких фруктов и овощей  много было всяких. Сидим. Лампа горит, а мы чай пьем и пробуем…. Хорошо. Ну, что манерничаешь, садись, пробуй… -  пригласил меня дед Макей.


Мне было хорошо и уютно сидеть за большим  столом, накрытым белой скатертью, поверх   которой,  дед   Макей постелил яркую, в меленькие ромашки, клеенку. На столе стояла  кованая   подставка –  тренога под горячие блюда,  дабы не испортить скатерть. Н треноге возвышался большой  пятилитровый медный чайник. Рядом,  на резной  деревянной подставочке, стоял чайник поменьше, так называемый – заварной, в нем запаривали травы, для чаепития  и  чугунок  с тыквой. Макей достал большой каравай белого хлеба и стал резать хлеб, прижав каравай к груди. Нож был большим и острым. У него это получилось  замечательно. Ломоть получился большим и одновременно ровным. Он положил его на стол и аккуратно поровну разрезал  его.

- На ко, тебе половина и мне половина, а коль  надо еще, еще отрежу. У нас так полагается. Нельзя зря хлебом разбрасываться, а еще – хлеба" замешиват  только баба и печеть  она же, а хлеб за столом режеть ейный мужик, как я сейчас отрезал. Он главный, вот и наделяет. Вот я тебя теперь наделил.  И пускай простит меня  моя Настасья,  понравилась ты мне, дюже пришлась по душе, но вижу, что не останешься, ну хочь ночь подари, а?


 Я от неожиданности и прямолинейности  деда Макея  вздрогнула  и отвела взгляд от него.  Я не знала, что ему ответить. Я была свободна и одна. С мужем развелась. Мужчины у меня не было, а тут такое случилось. Да и через несколько часов идти обратно в автобус.  Но, дело даже не в этом, а в том, что мне самой хотелось  этого, только вот признаться даже себе самой  я боялась. Так уж нас воспитали, что любовь и нежность и сами отношения такого рода неприемлемы и постыдны. Это я сейчас понимаю, что человек родится счастливым младенцем, а потом, он с возрастом набирает комплексов и собственных  заморочек,  что делает его несчастным, а этого не должно быть.
 

Пока я лихорадочно соображала,  что и как поступить, Макей   достал из  чугунка еще  горячую,  и  душистую подвяленную  тыкву. Полил ее немного медом. Налил горячий  травяной чай в кружку и сказал:


-  Ну, чего всполошилась. Не бойся, силом,   мил не будешь. Посидим. Поговорим. Может,  к чему и придем. Давай пить чай, а то уже поздно. Нужно и отдохнуть перед дорогой.

Продолжение следует….