О фильме - Любовь - Г. Ноэ - 2015

Сергей Горцев
               
       Впервые этот во многом провокационный фильм аргентинского режиссёра Гаспара Ноэ  был показан на Каннском кинофестивале четыре года назад. К тому времени режиссёр был уже известен как мастер эпатажного кино. В частности, много шума наделал его фильм 2012 года «Необратимость» с  продолжительной сценой изнасилования главной героини в подземном переходе. Особый шарм действию придавал тот факт, что в роли жертвы выступала несравненная Моника Беллуччи. Трудно сказать, что послужило причиной её участия в этом сомнительном эксперименте.  Как бы то ни было, фильм был замечен критиками и зрителями в тех же Каннах,  а имя Ноэ переместилось из списка подающих надежды  в список чуть ли не культовых режиссёров.
      Дело дошло до того, что устроители очередного Каннского фестиваля 2015 гола включили его новую работу во внеконкурсную  программу ещё до завершения съёмок. Поэтому Гаспар был вынужден в ходе монтажа включить форсаж.
      Не секрет, что, приступая к съёмкам очередного фильма, современный среднестатистический режиссёр ( и не только) прежде всего озабочен банальным вопросом «Как бы срубить побольше бабла?» Предположу, что, сев на эротико-сексуального конька, Ноэ решил не искать добра от добра и написал короткий семистраничный  сценарий, в котором основное действие происходит  в спальне в горизонтальной или почти горизонтальной плоскости.

Молва утверждает, что прочитав предложенный ей  сценарий нового творения мэтра, Беллуччи пошла в отказ.( возможно со словами: «Шалишь парниша! Я на такое дерьмо не подписываюсь!»). Примерно так же поступили  и несколько других актрис. Что сделал Гаспар Ноэ? Предсказуемо  пошёл туда, где отказа не будет – в ночные клубы. Имея в карманах пачку денежных знаков, сегодня там довольно легко найти мастеров постельных дел ( " О, я буду сниматься в кино?! "). Судя по некоторым высказываниям режиссёра,  заботы  по кастингу  претенденток на главные женские  роли он смело взял  на себя. Чего не сделаешь ради высокого искусства?! После кропотливого отбора, в котором особенную ценность имели презентабельность тела и лица, а также умение реализовывать  себя в различных позициях «на» и  «под», на роли были утверждены не актрисы-профессионалы , но любители, профессионально зарекомендовавшие себя  в любовных утехах. А почему нет? Воображение зрителя будоражат? Будоражат. А что вам ещё надо? Провокация – это тоже вид искусства.
   
     Надо заметить, что следуя своему методу, с самого начала фильма Ноэ не стал нас грузить описанием  флоры, фауны и роскошными  видами Парижа, где проходили съёмки. Режиссёр  сразу взял быка за рога – в первых же кадрах фильма перед нами возлежат  мужчина и женщина в чём мать родила. И в своих руках они лелеют отнюдь не книжки классиков мировой литературы ( почему-то сразу вспомнил девиз известного российского реформатора: « Больше наглости, друзья мои! »).  Нельзя не отметить, что заполнение кадра, ракурсы, свет – всё на  высоком уровне.
Далее в фильме происходит всё то, что и должно происходить в этой ситуации, мудро прописанной в сценарии. Никаких неожиданностей и сюрпризов. Правда, чуть позже для разнообразия визуального ряда и повышения уровня тестостерона в крови зрителя  режиссёр помещает в эту же постель ещё одну представительницу прекрасной половины человечества. Обе «феи» довольно  естественны в плотских утехах, движения настолько отработаны до автоматизма, что поневоле испытываешь гордость за уровень сервиса в современных ночных заведениях.
 Тут и  Гаспар Ноэ не удержался и снял себя в одной из «горячих» сцен. И это вам не ленивые телодвижения героя Никиты Сергеевича Михалкова в давно отгремевшем на православных просторах России фильме-сказке «Утомлённые солнцем»! Ноэ зажигает по-настоящему, по-взрослому. Благо что сценарий сам под себя написал, да и всячески одобрял похотливые импровизации.
      
      Главную мужскую роль в фильме сыграл парень, которого порекомендовал режиссёру некий знакомый,  пожелавший до сей поры остаться неизвестным. Подозреваю, что основным критерием были размер и форма детородного органа и умение изобразить на лице нечто тоскливо-возмущённое. Честно признаюсь, не знаю, кто и при каких обстоятельствах проводил его   кастинг. Сию деликатную тему Гаспар Ноэ  обошёл стороной в своих многочисленных интервью ( Ну обошёл, и шут с ним! Лишь бы не болел.).  Об общем количестве дублей при съёмках фильма журналистам узнать так и не удалось.

     О сюжете скажу коротко – это , конечно, не «Анна Каренина» Льва Толстого, а женские образы не имеют ничего общего с Ассоль и Наташей Ростовой. Хотя у главной  героини фильма судьба не подарок, и элемент трагедии незримо присутствует. Это даёт некоторым критикам повод  рассуждать о неком глубоком подтексте фильма. Ну-ну…
     Что сказать в заключение? Думаю, что вред подобных «новаторских» фильмов талантливых режиссёров в том, что, прикрываясь эстетскими штучками в духе натурализма и некой свободой творчества, они опускают планку допустимого в обществе до крайне опасных пределов.  Смотрите, уже потянулись стайки последователей, уже известные производители порно ссылаются на Ноэ  как на творческого(!) вдохновителя. И, хотя оценки фильма в целом неоднозначны и  ряд стран запретили его прокат, интернет-зараза и разного рода «поборники свободного искусства» делают своё грязное дело.
Невольно в голове зреет вопрос «Что дальше? В каком направлении будет развиваться мировое кино?»  Инцест, педофилия и расчленёнка на большом экране при хрюкающих зрителях? Пусть каждый сам попробует ответить на этот вопрос.

И вот ещё что. Если вы фильм не смотрели, то ничего не потеряли, а, возможно, многое и сохранили.
 
PS     Гаспар Ноэ как-то сказал,  что один из вариантов названия фильма был «Опасность». Лучше бы он назвал так, а не принижал святое слово «Любовь», реализуя свои (и не только) фобии и комплексы в формате 3D.



Ноябрь 2019

Другие кинорецензии автора - http://www.proza.ru/avtor/tektonika&book=7#7