Божественный храм...

Уста Богумира
Божественное – это то, из чего всё произошло, в чём всё пребывает, и возвращение к истине Божественного, омрачённой ныне Неведением, является целью жизни воплощённой души. В царстве своей высочайшей Истины Божественное предстает как абсолютный и бесконечный покой, сознание, существование, сила и Блаженство (Ананда).
Шри Ауробиндо.



     ВОЗДУШНЫЙ ХРАМ
        К. Бальмонт.


Высоко; над землёю, вечерней и пленной,
;Облака затаили огни.
Сколько образов, скованных жизнью мгновенной,
;Пред очами проводят они.

Кто-то светлый там молится, молит кого-то,
;Преклоняется, падает ниц.
И горящих небесных икон позолота
;Оттеняет видения лиц.

Это храм, из воздушности светом сплетённый,
;В нём кадильницы молча горят.
И стоят богомольцы толпой преклонённой,
;Вырастает их призрачный ряд.

И одни возникают, другие уходят,
;Прошептавши молитву свою.
И ушедшие — в мире, незримые, бродят,
;Созидая покров бытию.

Из воздушного храма уносят далёко
;Золотую возможность дождей,
Безотчётную веру живого потока,
И молитвенность кротких страстей.

А горячее Солнце, воззвавши их к жизни,
;Наклонилось к последней черте,
И уходит к своей запредельной отчизне,
;В беспредельной своей красоте.

И блаженному сладко отдавшись бессилью,
;Засмотрелось, как вечер красив,
И как будто обрызгало светлою пылью
;Желтизну созревающих нив.



БОЖИЙ ХРАМ
К. Бальмонт.

Наше тело — Божий храм,
В храме дай гореть свечам.
Любишь Бога, так смотри,
Храм достойно убери.

5 Чтобы ладан нежный в нём
Был с молитвенным огнём,
Чтобы тихий звон кадил
Прямо в сердце заходил.

Чтобы к храму льнул другой,
10 Тоже Божий — и такой,
Как бывает вешний сад,
В час как все цветы горят.






Агни – Божественная сила

В этом обряде жертвоприношения молитву возносит сознательное существо человека,
или хозяин дома(Храма) , а внешняя природа человеческого существа выступает как его супруга(Материя-город) , разделяющая дхарму хозяина дома. Но кто же тогда выступает в роли священнослужителя, жреца? Если возложить эту миссию на человеческое существо, то вряд ли можно надеяться, что обряд жертвоприношения будет совершен надлежащим образом, поскольку человеческое существо находится во власти эго и связано тройственными цепями разума, жизни и тела. При этом, если человеческое существо само провозгласит себя священником, то эго будет играть роль приносящего жертву, Ритвика, и даже более того – роль божества обряда жертвоприношения, и тогда возникнет большая опасность того, что произойдет нечто непредвиденное, ибо сам обряд будет исполнен неправильно.
 Поначалу человеческое существо хочет получить освобождение от предельно ограниченных условий своего существования, и если оно желает стать свободным от уз этого мира, то ему придется полагаться на силу, превосходящую его собственные возможности.
Знание и сила, способствующие правильному выполнению обряда, не появляются внезапно, но приходят значительное время спустя – даже и после того, как ослабнут тройственные цепи, приковывающие человека к жертвенному столбу.
 Божественное знание и божественная сила необходимы, но они могут прийти и развиться до совершенного состояния лишь в результате жертвы. Даже достигая освобождения и приобретая божественное знание и силу, человеческое существо не становится господином жертвы, санкционирующим ее и вкушающим ее плоды, – им остается Ишвара.
 Мы должны приветствовать Божественное, водворяя Его на жертвенном алтаре. Пока Божественное не войдет в *сердце человека, не проявится и не утвердится в нем, человеческое существо не может достичь обожествления и бессмертия.
Да действительно, Риши древности, провидцы, внимавшие мантре, принимали на себя роль жрецов в жертвоприношении, совершаемом теми, в ком божество еще не пробудилось, чтобы призвать его проявиться у них в сердце... "


Когда Божественное становится священнослужителем, то его называют мистическим Огнем, Агни – Божественным, воплощенным в виде огня. Если Агни принимает на себя роль жреца – это крайне благоприятное начинание, которое является лучшим залогом успешного и совершенного во всех отношениях исполнения обряда жертвоприношения.
Кто же есть Агни? Корень слова «аг» означает силу; а обладающий силой есть Агни. Корень «аг» обозначает в то же время свет или горение, силу, преисполненную пылающего огня знания, действенную энергию знания. Владеющий этой энергией уподобляется Агни. Этот корень также имеет значение первенства и преобладания; его семантическое значение – изначальная вселенская сила, первооснова всех проявленных универсальных элементов и сил. Обладающий этой силой есть Агни. Корень «аг» имеет еще значение «наяна»: вести, направлять. Владеющий вечной изначальной могущественной энергией вселенной и направляющий ее по предначертанному пути к предназначенной цели, как юноша, ведущий за собой Божественную рать, или наставник, поддерживающий на правильном пути своим знанием и силой Природу в ее многообразии, – все это и есть Агни.

Шри Ауробиндо.


Уша, богиня Зари, постоянно описывается в образе Матери Коров. Если корова является ведийским символом физического света или же духовного озарения, то это выражение должно соответственно означать, либо что она является матерью или источником лучей дневного света, либо что она творит сияние высшего Дня, блеск и ясность внутреннего озарения. Однако мы видим, что в Веде Адити, Матерь богов, описывается и как Корова, и как вселенская Мать; она есть Высочайший Свет, и все сияния исходят из неё.



Божественное являет нам себя в трёх аспектах:

1. Это космическое «Я» и Дух, пребывающий как внутри всех вещей и существ, так и позади них; Божественное в этом космическом аспекте дает начало всему, что проявлено во вселенной, и одновременно заключает всё в себе, даже если сейчас это проявление находится в условиях Неведения.

2. Это Дух и Владыка нашего собственного существа, пребывающий внутри нас; наше предназначение состоит в том, чтобы ему служить и учиться выражать его волю в каждом движении нашей природы, чтобы благодаря внутреннему росту подняться из тьмы Неведения к Свету.

3. И наконец, Божественное – это трансцендентное Бытие и Дух, который является воплощением блаженства, света, божественного знания и силы, и именно к этому высшему божественному существованию и Свету мы должны подняться и принести его истину вниз, всё более и более наполняя ею наше собственное сознание и жизнь.
Шри Ауробиндо.


Когда на вас нисходит Ананда, это значит, что на вас нисходит само Божественное, когда ваше существо наполняется Покоем, это значит, что само Божественное наполняет вас, когда вы тонете в океане Света, то океан этот есть Божественное. Конечно, на самом деле Божественное намного больше, чем всё это, и может проявлять себя во множестве иных духовных переживаний, но оно всегда ощущается как Присутствие, Бытие, Божественная Личность, так как Божественное – это Кришна, это Шива, это Великая Мать. Через Ананду вы можете воспринять всеблаженного, всерадующегося и наслаждающегося всем Кришну (Anandamaya Krishna), так как Ананда это тонкое тело и сущность Кришны, через переживание Покоя вы можете почувствовать преисполненного покоя Шиву (Shantimaya Shiva), а в потоке Света, освобождающего Знания, Любви, преобразующей и возвышающей Силы вы можете ощутить присутствие Божественной Матери.
Шри Ауробиндо.


Боги, как уже было сказано, по своему происхождению и по сути – это постоянные Эманации Божественного, исходящие из Всевышнего благодаря трансцендентной Матери, Адья Шакти; в своём космическом проявлении они выступают как Личности и Силы Божественного, при этом каждый из них имеет свой собственный космический статус, своё поле деятельности и свою роль во вселенной. Это не безличные сущности, а космические Личности, хотя они могут проявлять себя как безличные силы. Но если на уровне Верховного Разума и ниже – в нашем тройственном мире они предстают как независимые существа, то в Сверхразуме они вновь возвращаются к Единому и действуют в совершенной гармонии, как одно целое, представляя собой многочисленные аспекты одной Личности – божественного Пурушоттамы.

Шри Ауробиндо.


Что касается богов, то воображение человека может создавать формы, которые они впоследствии принимают, но, с другой стороны, сами эти формы ниспосылаются в разум человека с того плана, где обитает то или иное божество. Любое творение имеет два аспекта – один, проявленный в форме, другой – без формы. То же самое и с богами – с одной стороны, они представляют собой безличные Силы и бесформенные сущности, а с другой – существа, имеющие определённую форму и внешний облик. Однако божество не ограничено одной неизменной формой – богиня, которую в Индии знают как Махешвари, в Греции может предстать в образе Афины Паллады. Да и сама Махешвари имеет много ипостасей и может проявлять себя в образах разных богинь: Дурги, Умы, Парвати, Чанди и т. д. Боги ни в коей мере не ограничены теми формами, которыми их наделяет человек, – они предстают перед ним и в таких образах, которые не имеют ничего общего с обликом человека.


Шри Ауробиндо.


Шива – Владыка Тапаса. Его сила – это сила Тапаса. Кришна, как божество, является Владыкой Ананды, Любви и Бхакти, а в качестве инкарнации он символизирует единство мудрости (Джняна) и действия, и, благодаря этим своим могуществам, он направляет земную эволюцию и ведёт человека к единению с Божественным через Ананду, Любовь и Бхакти.

Дэви – это Божественная Шакти, Сознание и Сила Божественного, Мать и Энергия миров. Все силы принадлежат ей. Иногда могущество Дэви может означать могущество универсальной мировой Силы, но это только один из аспектов Шакти.

Шри Ауробиндо.

Божественная Сила способна действовать на любом плане, она отнюдь не ограничена супраментальной Силой. Супраментал – это лишь один из аспектов Божественной энергии.24

* * *
Под Силой я понимаю не просто ментальную или витальную энергию, а Божественную Силу, нисходящую свыше, – эта Сила (Шакти) нисходит свыше точно так же, как покой и широта. Ничто, даже размышление или медитация, не может быть осуществлено без воздействия Силы. Сила, о которой я говорю, предназначена для просветления, трансформации, очищения, для всего того, что должно быть сделано в ходе этой йоги, для изгнания враждебных сил и удаления неверных движений – и она, конечно же, служит для выполнения внешней работы, и если эта работа является частью тех процессов, которые направляются Божественной Волей, то не важно, велика ли она внешне или мала. Я здесь не имею в виду какую-то индивидуальную эгоистическую или раджасическую силу.

Шри Ауробиндо.