Вид Тифлиса от Сейд-Абаза И. Айвазовский

Каменцева Нина Филипповна
«Вид Тифлиса от Сейд-Абаза» И. Айвазовский

    Я не смогла бы обойти стороной картину Ивана Айвазовского «Вид Тифлиса от Сейд-Абаза», потому что сама жила и выросла в Грузии в Тбилиси, раньше его называли Тифлис.
   Картина Айвазовского «Вид Тифлиса от Сейд-Абаза» была выставлена в Музее частных коллекций в 1868 г., также там есть описание картины: «Вид Тифлиса от Сейд-Абаза» Айвазовский написал в 1868 г. Холст небольшого размера, масло. 47 х 36 см.
   Великий маринист в этой картине показал себя талантливым пейзажистом, способным не только великолепно передавать все переливы морских волн, но и создавать ощущение пространства древнего города, панорамный вид на Тифлис со стороны гор.
   Майдан – так называлась площадь, где было скопление ремесленного населения, лавочки с разными товарами. На переднем плане – здания, скорее напоминающие византийский стиль со своими резными балкончиками, как будто бы играющие блеском от солнечных лучей. По очертаниям они почти что все с плоскими крышами, на одной из них художник разместил людей в костюмах
    Кинто с национальными инструментами: дудуками и барабанами. Видно, что там пир! У нас говорилось: где собираются два грузина, уже песни!
    С двух сторон дом с музыкантами окружают зелёные деревья, из чего можно понять, что это лето или ранняя осень – можно сказать, сентябрь, в это время грузины отмечали праздник плодородия, винограда и вина, прекрасное мачари – молодое вино, сейчас праздник называется «Тбилисоба».
   Центральная площадь наполнена жителями: кто-то просто любопытствует, а больше тех, кто зашёл сюда, чтобы сделать покупки и продолжить гулять на празднике в кругу своей семьи.
   Сам Тифлис, сейчас Тбилиси, находится словно бы в глубокой чаше, окружённый горами, горы же все в зелёных насаждениях, среди которых всегда встретишь что-то из ценных пород: грецкий орех, маленький орех -фундук, кизил, не говоря о ежевике и ещё многом другом. А некоторые из скалистых гор вокруг города образуют как бы сиреневую дымку, поэтому дома в центре Айвазовский писал розовыми, а далёкие горы – синими, чтобы усилить колорит произведения, выразительность и объёмность всей картины. Особое лирическое настроение придают картине танцы «лекури» на крыше, рядом с музыкантами. Это не просто пейзаж, это воплощённое в красках чувство любви и привязанности к чудесному городу Тифлис, где был частым гостем Иван Айвазовский!