Практика трёх пространств

Влад Камнев
         
"Внутри тончайшего сознания существуют все ощущения, так как в капле меда сосредоточены тонкие эссенции цветов, листьев и фруктов. Из этого сознания происходят все ощущения, ибо процесс ощущения это и есть тот, кто ощущает (осознание). Каковы бы не были отдельные ощущения, они все содержатся в едином ощущении сознания."
© Йога Васиштхи


               
                ВСТУПЛЕНИЕ.
Мой подход к практике исключает налет религиозности или излишней псевдодуховности. Все чему я предлагаю научиться - это ОЩУЩАТЬ! Когда ваша способность ощущать выходит на глубокие уровни восприятия, вы можете придти к выводу, что по сути , любое ощущение есть ФОРМА , возникающая в пустоте сознания, создаваемая его движущей силой - умом ( разумом).

Чем чище сознание человека, тем более тонкие формы оно способно осознавать (ощущать)! Тончайшая форма это сама способность сознания осознавать себя(осознанность) - это начало игры...


В своё время, когда мой духовный поиск только начинался, первый преподаватель на курсах ДЭИР сказал: "Всё чему мы будем с вами учиться, это ОЩУЩАТЬ, ведь реальность нам дана в ощущениях." Тогда я был разочарован этими словами, ведь как мне казалось, я пришел обучаться какими-то сверхестественным вещам, а мне предлагают научиться что-то ощущать. Однако уже после первых практических занятий, я понял как ошибался.


Всё то, что мы считаем своей жизнью, состоит из ощущений... Это абсолютно очевидно всем, кто более менее продвинулся в своём духовном поиске и , как правило, абсолютно не осознаётся обычными людьми.Если вы будете внимательны и осознанны, то так же увидите , как начиная с самых простых, можно сказать , базовых ощущений , сознание начинает создавать различные их вариации, тем самым постоянно усложняя свою игру в воспринимаемую реальность. Одни ощущения наслаиваются на другие, создавая всё новые и новые их варианты. В конце концов этот нескончаемый каскад ощущений приводит к тому, что внимание настолько погружается в этот хоровод, что сознание как-бы забывает само себя... свою суть СВОБОДЫ и бесконечного ПРОСТРАНСТВА.Восприятие реальности настолько уплотняется, что реальность каждого отдельного ощущения становится неочевидной и почти не осознаётся. Именно поэтому, если мы хотим "вспомнить" своё начало, с чего начинается наша "игра в жизнь", мы должны обратить внимание вспять и ОСОЗНАННО погружая его в ощущения, преодолеть ПРИВЯЗАННОСТЬ к ним - увидеть и осознать свою собственную природу ничем не обусловленной свободы и безграничности которая всегда ЗДЕСЬ...

Для начала необходимо расширить понятие "ОЩУЩЕНИЯ". Что это такое? Это АБСОЛЮТНО ВСЁ, что появляется в пространстве вашего восприятия! И с практикой в нём будет появляться всё больше и больше ощущений. Хотя правильнее будет сказать, что вы начнёте больше их ОСОЗНАВАТЬ! Любые тактильные ощущения тела, восприятие звука, запахов, вкуса и даже зрения... Любые проявления психоэмоционального плана, а также мысли и образы - со всем этим нужно работать и всё это сведётся в восприятии ,как поток ощущений в пространстве осознанности - ПОТОК ЖИЗНИ...

В конце концов, природа ЛЮБЫХ ощущений распознаётся как нечто имеющее своей ОСНОВОЙ пустоту - сознание "встречает само себя"...познаёт свою СУТЬ.Далее открывается прямой Путь к РЕАЛИЗАЦИИ...


В чем выражается и как возникает привязанность к ощущениям?
Как известно , корнем любой привязанности является мысль "Я", точнее не сама эта мысль, а отождествление с ней! Это отождествление как клей склеивает все ощущения в восприятии, переводя их в плоскость относительности ОЦЕНОЧНОГО МЫШЛЕНИЯ! То есть что бы не возникло в пространстве восприятия всё это натягивается на мысль "Я" и её производные - "МОЁ", "МЕНЯ", "МНОЮ" и так далее... Преодоление этого отождествления и ОСОЗНАНИЕ его ИЛЛЮЗОРНОСТИ это первейшая задача практики! Пока оно не преодолено, любое ощущение подсознательно будет трактоваться умом как ощущение некоего персонажа, то есть ум всегда будет создавать ОЩУЩАЮЩЕГО!

Процесс этот достаточно многогранный... Обычно, ищущие видят и осознают лишь верхушку этого "айсберга", отсюда сейчас так много у нас "просветлённых" и "достигших", которые словив первое самадхи начинают нести свет своего просветления в массы... В реальности же это только первый шаг вступления на ПУТЬ - обретение Пути!

Преодолев "клей" мысли "Я", мы разрушаем основу оценочного мышления и получаем возможность смотреть на любые ощущения ПРЯМО ,т.е. без ощущающего! Однако в сознании остаётся ещё много скрытых тенденций и привычек, которые могут постоянно привязывать ум и с ними необходимо работать , выводя их в зону ОСОЗНАННОСТИ!

Одной из таких привычек может быть привычка НЕОСОЗНАННО(автоматически) как-то называть ощущения! Называя или оценивая любое из ощущений неосознанно, вы тем самым вешаете на него ярлык ума, другими словами обрабатываете ВТОРИЧНЫМ МЫШЛЕНИЕМ и цепляетесь за него! Приведу пример - на человека накатывает депрессия и плохое настроение... Если он глубоко осознан и видит ПРЯМО, то ни о каком СОСТОЯНИИ депрессии не может быть и речи, ибо ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ОЩУЩЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ УМА! Депрессией это ощущение станет лишь в том случае, если ум идентифицирует это ощущение (назовёт его депрессией) и застынет в нём (зацепится)!


Необходимо придти к такому восприятию реальности, в котором абсолютно ЛЮБОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТО ЕСТЬ! То есть оно никак не обрабатывается мышлением!Когда смотрение на ощущение происходит прямо и без оценивая и идентификации мышлением, оно просто разворачивается в пространстве , как часть вИдения здесь и сейчас. Если ум всё же делает попытку как-то идентифицировать возникающее ощущение (цепляется за него), то если это ОСОЗНАННАЯ попытка, тогда сама она является ни чем иным , как частью ощущения возникающего в вИдении , т.е она никак не привязывает ум! Если же данная попытка назвать и идентифицировать ощущение не осознана, то она привязывает ум!Не найдя опоры в виде зацепившегося за него ума, ощущение стремится к исчезновению, то есть пространство самоосвобождается - это базовое свойство свободного сознания... Слова Падмасабхавы: "Когда все явления, осознаваемые умом, возникают, но ты не цепляешься за эти зримые явления, ты – Будда. Явление само по себе ещё не ошибка, цепляться за него – вот в чём ошибка. "

Всё вышенаписанное в равной степени относится как к ощущениям психики и ментала, так и к ощущениям физического тела...


Вообще, реальность ума очень пластична! Хотите божественного , будет вам божественное, хотите атеизма , получИте безбожие. Но Истина , как всегда где-то посередине! Вернее она ДО всего этого! Это потенциал любых вариантов бытийности... Перекос же в ту или другую стороны, это уже интерпретации ума , наблюдающего реальность им же создаваемую.

Утверждая, "Я верю в Бога" или "Я не верю в Бога", в обоих случаях ум человека создаёт точку опоры в виде одной из этих двух концепций, и исходя из выбранного варианта выстраивает восприятие реальности... А что такое ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ? Это просто ПОТОК ОЩУЩЕНИЙ!
 
Когда человек приходит к ПРЯМОМУ недвойственному ВОСПРИЯТИЮ бытийности, ему не требуется какой-то веры в существование Бога , также как не происходит и отрицания этого! Он просто видит непосредственно саму игру сознания и своё место в этой игре.


Духовность вообще штука очень тонкая! У нас принято считать, что это нечто возвышенное и высокоморальное. Но на деле такое ее понимание способствует лишь развитию тонкого или как его ещё называют духовного эго. Это без труда можно отследить на многих представителях эзотерической тусовки. По тому как человек себя подаёт в обществе - как одевается, питается, разговаривает и так далее... Такие люди создают ОБРАЗ духовности , исходя из своих представлений о ней, и гордо несут его по жизни, стараясь при этом продемонстрировать его другим. Вспомните крылатое выражение "весь в образе"! Возможно, что такой человек действительно искренен в своих стремлениях соответствовать образу, чтобы продвинуться на пути, но происходит всё это из неосознанности!


Истинная же духовность это ОСОЗНАННОСТЬ в чистом виде. Это понимание природы вещей... понимание себя... Любое действие исходящее из осознанности, становится проявлением духовности! И это не есть что-то надуманное или искусственно поддерживаемое! Это возвращение к своей истинной природе свободного сознания... .
Сначала для практикующего это трудно, незаметно и непонятно, но затем , если он настойчив и искренен в своих действиях, реальность раскрывается для него подобно цветку лотоса... Такое раскрытие происходит постепенно... шаг за шагом, но тот кто вкусил аромат истинной духовности, никогда не сможет забыть этого! 
Так же здесь стоит сказать , что изначально, пока вы ОБУСЛОВЛЕНЫ умом и не видите свою суть, ваша бытийность должна быть ограничена некоторыми правилами... Именно здесь мы имеем обилие всевозможных духовных наставлений, заповедей , заветов, обетов и так далее... Иначе каждое неверное действие из НЕОСОЗНАННОСТИ, будет загонять вас в ещё большую неосознанность!


Когда же природа ума распознана и есть истинное понимание себя, все правила и догмы распознаются как части иллюзорной игры, которые никак вас не ограничивают! Вы вне любых правил! Наоборот - любые правила находятся в вас , и следование им или не следование, никак на вас не влияет, ибо вы ЧИСТАЯ ОСОЗНАННОСТЬ - ЧИСТАЯ СВОБОДА вне каких-либо определений...





                ПРАКТИКА ТРЁХ ПРОСТРАНСТВ.
Далее постараюсь выразить и показать суть практического пути, коим я следовал и продолжаю следовать по сей день. Я назвал его "Практика трёх пространств". Нельзя сказать , что в данной практике предлагается что-то новое и сверхэффективное ,не требующее большой работы над собой - мечта доброй половины ищущих! Но в ней даётся определенный алгоритм практики , который является квинтэссенцией моего двадцатилетнего опыта.


Каждому уму, пока не открыто ПРЯМОЕ НЕДВОЙСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ, присущ свой путь, исходя из каких-то его индивидуальных качеств... Прошу учитывать это при прочтении данного текста! Другими словами , я не утверждаю, что каждый из читающих эти строки должен идти именно так.


А теперь непосредственно суть!
В дзен есть такое красивое слово - САТОРИ. Оно мне всегда очень нравилось! Когда я говорю "сатори", то подразумеваю под этим, мгновенный ПРЯМОЙ ОПЫТ постижения своей собственной природы - проблеск НЕДВОЙСТВЕННОСТИ... ЧИСТОГО ПРИСУТСТВИЯ... Такой опыт может быть ,как продолжительным , так и кратковременным... Это можно назвать вспышкой или проблеском Истины!


Сатори возникает спонтанно, но эта спонтанность всё же является результатом определенных условий, когда психическая структура и фокус внимания человека выстраиваются определенным образом.Такие вспышки пробуждения к истинной природе, иногда могут возникать и исчезать в процессе практики даже на относительно ранних стадиях ,пока сознание окончательно не утверждается в ЭТОм. Как правило они спонтанны и непредсказуемы и при этом полностью меняют состояние ума адепта. Например, только что ты находился в "обычном" для человека , скажем так "спящем" состоянии сознания, и вдруг бах... что-то переключилось , и открылось НЕЧТО - прямой опыт пребывания... безмолвное знание... Через какое-то время , опять бах... и ты опять в "обычности" , и то , что только что казалось простым , доступным и естественным бытием и пониманием, вдруг становится абсолютно непостижимым... Во всяком случае таким был мой опыт! Пережив множество вспышек сатори, я на годы был "отодвинут" от этого, пока однажды, как обычно практикуя ОСОЗНАННОСТЬ и НЕ ОТВЛЕЧЕННОСТЬ в повседневности, совершенно "случайно" не воссоздал сатори "техническим" путем... Иными словами, если раньше ЭТО возникало спонтанно и необъяснимо, то теперь Путь к ЭТОму был очевиден и понятен. Пониманием этого я и хочу поделиться.


Сразу нужно сказать, что , то о чем я сейчас пишу , это ПУТЬ к реализации, но не сама РЕАЛИЗАЦИЯ! Как говорят Мастера Дзогчена - плод должен созреть, а Учителя Адвайты говорят, что ДЖНЯНА должна стать устойчивой. Иными словами , никто не может подарить вам ПРОСВЕТЛЕНИЕ, но указать направление к нему вполне возможно. .
То что описано ниже, может быть полезно тем, кто уже определенное время практикует "НАБЛЮДЕНИЕ", то есть ПОСТОЯННОЕ осознанное восприятие мыслей и всех ощущений тела... Во всяком случае, в моей практике именно это понимание послужило катализатором перехода от "наблюдения" к "присутствию" - вывело в ПРЯМОЕ ВОСПРИЯТИЕ того что есть.


ИТАК : В практике осознанности УСЛОВНО можно выделить три "зоны осознания" - внешняя, внутренняя и средняя.
 
Внешняя - это осознавание объектов окружающего мира.
Внутренняя - ощущения в теле.
Средняя - пространство мыслей.
 
Сатори "состоит из трёх условий":
1. Бдительность к проявлениям "внешней" реальности. Когда твое ВНИМАНИЕ находится сразу везде и нигде во "внешней" зоне. То есть оно расфокусированно и не привязано ни к чему конкретно снаружи.

2. Осознанность и виденье проявлений "внутренней" реальности. Когда внимание фиксирует каждое ощущение тела, как образ в пространстве восприятия, но не погружается в эти образы, не цепляется к ним. То есть оно не привязано ни к чему конкретно "внутри".

3. Умение останавливать мышление посредством ВиДЕНЬЯ. То есть ты должен уметь сохранять внутреннее безмолвие и АБСОЛЮТНУЮ безобразность ума в "средней" зоне. Но при этом, ты не должен "наблюдать" это внутреннее безмолвие, то есть не должно присутствовать образа пустоты и образа себя наблюдающего в любых их проявлениях ... При соблюдении этих трёх условий, внимание погружается в свой источник, образуя ПРЯМОЕ ВИДЕНЬЕ - ПРЕБЫВАНИЕ В ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС... ЧИСТОЕ ПРИСУТСТВИЕ В МОМЕНТЕ...


По сути, то что написано выше , это вершина всей ПРАКТИКИ и это высшая практика РАВНОВЕСИЯ! Тот кто сможет понять и освоить то, что здесь описано выведет свою практику на очень достойный уровень.


Ещё раз повторю, что разделение УМА на три пространства (три зоны осознания) достаточно условно! Каждая из этих зон (внешняя, внутренняя и средняя) на самом деле являются одним единым ПРОСТРАНСТВОМ УМА! Это становится очевидным на более продвинутых этапах практики.




                ***
Для начала рассмотрим СРЕДНЮЮ зону - пространство МЫСЛЕЙ(ментал, мышление)! Именно в этой зоне происходит практика большинства ищущих, и здесь же нужно отметить , она в большинстве случаев и остаётся! Именно это пространство ,обычно, и принято называть умом, так как это абсолютно очевидно с первого взгляда...
Так же к средней зоне отнесём все проявления ПСИХИКИ(чувства и эмоции), хотя это уже и не ментал, но это тесно с ним связано!


Средняя зона - это зона ВЕРБАЛЬНОГО(в виде слов) и ОБРАЗНОГО (в виде "картинок") мышления! Как правило, ищущие даже преодолевая вербальные проявления ума, прочно застревают в ОБРАЗАХ, при этом не замечая этого! Поэтому работая только со средней зоной, адепт , как правило и не может продвинуться далее, оставаясь в сладких иллюзиях трансцендентных состояний ума и его ВНИМАНИЕ ПРИВЯЗАНО К ОБРАЗАМ!


Что бы ОСОЗНАТЬ эту привязанность и разорвать её ,и необходима работа с двумя другими зонами осознанности - внешней(зрительные образы физического мира) и внутренней(ощущения тела)! В процессе практики происходит перераспределение внимания таким способом, что средняя зона полностью исключается из цепочки восприятия и сознание начинает воспринимать "себя" напрямую , минуя образы ментала... Человеку стоит один раз ОСОЗНАНО(это очень важно!!!) воспроизвести этот процесс , и "его" сознание будет постоянно стремиться к такому восприятию реальности! Если же данный процесс не осознан, адепт будет воспринимать прямое восприятие как некую "милость" небес, не понимая каким образом эта "милость" случается...


Основу работы со средней зоной составляет классическая сидячая медитация. Так же именно здесь работает практика атма-вичары(вопрошание КТО Я?). Так же очень эффективна здесь практика КВАНТОВОЙ ПСИХОЛОГИИ С.ВОЛИНСКИ.


Работа со средней зоной это БАЗА ПРАКТИКИ! При правильном подходе в этом направлении, ум практикующего освобождается от привязанности к "Я"- мысли и раскрывается как ПРОСТРАНСТВО ОСОЗНАННОСТИ (самадхи)!




                ***
Далее рассмотрим ВНЕШНЮЮ зону осознанности - пространство ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ.


Начнём с того , что ум привыкший воспринимать реальность через ментальные образы СРЕДНЕГО пространства(ментала), даже в случае СЛУЧАЙНОГО прорыва к своей ИСТИННОЙ недвойственной природе, будет стремиться создать себе ОПОРУ! Он просто не готов ещё к БЕЗОПОРНОСТИ, так как в сознании ещё ОТНОСИТЕЛЬНО "мало" ОСОЗНАННОСТИ! Познав свою пустотность и безмыслие , он тут же может создать ОБРАЗЫ пустоты или безмыслия! Иными словами , ПРИВЯЗЫВАЯСЬ К НЕ МЫШЛЕНИЮ, МЫ ПОЛУЧАЕМ ОДНО СПЛОШНОЕ МЫШЛЕНИЕ, пусть даже оно и происходит без вербального выражения в виде мыслей-слов! Это важнейший момент в правильном понимании практики!


Чтобы этого не происходило, когда ум относительно замолкает, необходимо развернуть ВНИМАНИЕ из "внутри" на "ВНЕШНИЙ" мир! Пусть ум найдёт опору на ОБРАЗАХ внешнего мира! Однако, тут есть одно условие - ВНИМАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ЦЕПЛЯТЬСЯ ни за один конкретный образ! То есть оно должно быть рассеянным вокруг на 360 градусов - быть ВЕЗДЕ и НИГДЕ одновременно! Такой способ восприятия физической реальности называется - ПРОСТО СМОТРЕТЬ! Ты смотришь на мир вокруг никак его не называя, то есть не комментируя ментально. Когда данный способ смотреть освоен в совершенстве, взгляд остаётся расфокусированным даже тогда, когда человек смотрит на какой-то один конкретный объект.


Есть разные способы научиться подобному восприятию "внешней" реальности... Сам я пришёл к этому много лет назад "случайно" и спонтанно в процессе выполнения практики "слияния с миром". Суть её в следующем - в некоторых эзотерических системах существуют методы считывания намерения человека. Техника исполнения заключается в объединении энергетических центров внимания того, кто считывает и того , чьё намерение считывается. Результатом такого объединения является то, что считывающий чувствует намерение апанента, как ощущение движения энергии в пространстве. Иными словами он чувствует ДВИЖЕНИЕ его УМА! Аналогично можно работать не только с намерением, но и с другими проявлениями психики... К чему я всё это написал? Чтобы показать , что при определенной тренировке, вы можете НАПРЯМУЮ чувствовать УМ другого человека!Скажу даже больше - вы можете напрямую чувствовать ум ЛЮБОГО живого существа!

Далее расскажу немного об одном из этапов своей практики. Тогда, описанным выше способом, я "слушал" вибрации ума людей и различных животных. Следующий логический шаг был "послушать" неживую природу - деревья, камни, дома, машины и так далее... Все они тоже по своему вибрировали. И вот однажды я решил "послушать" ВЕСЬ МИР СРАЗУ!

Для "объединения" с миром, я сел в медитацию как обычно, но не смотрел во внутреннее пространство , а повернул ВНИМАНИЕ на внешний мир. Далее стал "растягивать" свою энергетику на энергетическую структуру всего, что есть, при этом ФОКУС ВНИМАНИЯ рассеялся вокруг на 360 градусов, и возникло ощущение некоего слияния. Во время выполнения описанной выше практики, ваш "маленький" ум человека, сливается с "большим" умом всего творения. При этом он становится более сбалансированным и уравновешенным. Он словно маленький энергетический вихрь, синхронно колеблющейся в огромном океане энергии. Вы чувствуете себя частью ЕДИНСТВА всего , что есть...

Изо дня в день ,я выполнял данную практику, пока однажды не почувствовал, что это "слияние" с окружающим пространством, возникает по одному моему желанию, и для этого мне не нужно садится в медитацию - это стало происходить в повседневности! При этом стал замечать, что внимание постепенно изменяет свою конфигурацию , всё чаще оставаясь рассеянным вокруг на 360 градусов! Оно было везде и нигде одновременно. Именно к такому восприятию рассеянного фокуса "внешнего" пространства необходимо придти!

Стоит сказать ,конечно, что есть разные виды практики, для достижения подобной конфигурации фокуса внимания, а здесь описывается конкретно мой путь. Позже я узнал, что существует специальная подобная практика и называется она "ВНЕШНИЙ ТРАНС". Вся суть внешнего транса состоит в манипуляции ЗРЕНИЕМ! С помощью расфокусированного взгляда и регулирования его точки опоры, в "готовом" сознании запускаются сильнейшие трансцендентные процессы.


На данном этапе практики возможно проявление различных видЕний, очень ярких духовных переживаний и откровений! Вы можете "узнать" ,например, что вы Бог создатель миров, источник вселенской любви, космическая пустота и так далее, вариантов масса!)) ВАЖНО!!! - НЕ ИДИТЕ ЗА ЭТИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, если они вдруг возникают! Пусть они приходят и уходят, просто наблюдайте не включаясь в них, иначе можно далеко зайти!))) На самом деле это УМ ,играя моделирует различные одному ему ведомые модели реальности в которые предлагает самому же себе поверить... Данный период может длиться достаточно долгое время, пока сознание не переживёт некоторую внутреннюю трансформацию... В моём случае это было около полугода... Всё что вам нужно - просто ждать , когда все эти трансцендентные переживания плавно сойдут на нет и тогда придёт некоторая стабильность в состоянии ума... Однако вполне возможно, что ничего подобного в вашей практике не случится... Не стоит ждать этого!Просто практикуйте, приучая зрение к рассеянному фокусу внимания, не забывая ,конечно, ОСОЗНАВАТЬ возникающие мысли и образы в средней зоне осознанности.


Обучившись манипуляциям со зрением, адепт обретает способность "опираться" на объекты "внешнего" мира, не привязываясь к ним! Когда это произошло, можно сказать, что работа с ВНЕШНЕЙ зоной осознанности вполне освоена.




                ***
Теперь рассмотрим ВНУТРЕННЮЮ зону осознанности - пространство ОЩУЩЕНИЙ ТЕЛА.


Работа с осознанностью ощущений тела очень важна, и она недооценивается многими практикующими! Разговор сейчас идёт не о такой практике работы с телом, в которой практикующий выделяет какое-то определённое время для своих занятий, хотя и она очень важна, а о пристальном внимании к осознанию ощущений тела в повседневности!


Конечно гораздо проще выделить пол часа - час в день для практики асан хатха - йоги или комплекса цигун, например, а далее со спокойной совестью жить "обычной" жизнью обывателя! И гораздо сложнее превратить всю свою жизнь,каждую её секунду, каждое движение и ощущение тела в одну нескончаемую практику! Но лишь только в этом случае можно добиться реального успеха!


В специальное время отведённое для практики, вы занимаетесь непосредственно её формальной частью, допустим делаете асаны хатха-йоги, и это как генератор, вырабатывающий дополнительную энергию... Здесь вы собраны и сконцентрированы в турбо-режиме, так сказать, всё остальное время , живя "обычной" повседневной жизнью, вы используете эту полученную дополнительную энергию, для поддержания БДИТЕЛЬНОСТИ и ОСОЗНАННОСТИ к каждой секунде этой жизни!

Когда я говорю о дополнительной энергии для практики, то имею ввиду прямой смысл этих слов! Обычно, любая формальная практика с телом способствует такому набору энергии , а чем больше в системе тело-ум энергии, тем проще практиковать осознанность! Если такой энергии не будет, или её будет очень мало, вы просто не сможете поддерживать нужный уровень практики осознанности! Кстати, это безусловно касается осознанности не только тела ,но и пространства мыслей!


Ощущения тела это всегда часть того, что ЕСТЬ - они всегда являются проявлением настоящего момента... его составной частью... и остаются этим пока в работу не включается оценочный ум. Очистив сознание от мыслей, адепт получает возможность ПРЯМО и непосредственно воспринимать ВСЕ ощущения своего тела ( осязание, обоняние, зрение, вкус, слух ) , не навешивая на них ярлыки оценочного мышления! Такое безоценочное восприятие ведёт его в глубину собственной природы...


Постоянная практика осознанности СРЕДНЕЙ зоны (пространства мыслей и эмоций ) приводит к тому , что мысли и эмоции растворяются в осознанности едва случившись! Если говорить о ВНУТРЕННЕЙ зоне осознанности (ощущениях тела ), то они так же могут быть превзойдены! Под словом "превзойдены", я подразумеваю , что они не растворяются бесследно , как мысли ,например, но могут уходить из поля восприятия, как бы поглощаясь всеобъемлющей ПУСТОТОЙ... "Уходя" в эту пустоту, адепт теряет восприятие плотной реальности...




                ***
Теперь необходимо немного осветить практику центрирования внимания в Харе(нижний Дань-тянь). Благодаря такому центрированию, ум становится удивительно ясным, что позволяет вывести практику ВНУТРЕННЕГО БЕЗМОЛВИЯ на качественно новый уровень!


Сам я узнал о Харе совершенно случайно... Тут стоит сказать, что энергетическая сборка системы тело-ум, может функционировать в различных вариантах... В некотором смысле её можно собирать и разбирать путём изменения проекций точки сборки центра внимания. В своё время с помощью практик школы ДЭИР , моя энергетика была выстроена определённым образом, отличным от энергетики среднестатистического человека, что позволяло мне достаточно эффективно и осознано функционировать в этом плане. Но однажды, энергетика вдруг сама перестроилась и центрировалась в Харе! Это было удивительно , ибо ранее такого никогда не случалось! При этом возникла необычайная ясность восприятия, какой у меня никогда до этого не было, а в животе "полыхал" ослепительный внутренний свет. Так же возникло чёткое ощущение центра в животе, которое придавало телу чувство некой устойчивости в пространстве...


Первая пришедшая мысль была - "точка Хара"...и это было странно, так как я о ней практически ничего не знал... Через пол часа энергетика вернулась в привычную для меня прежнюю конфигурацию, но теперь уже я осознано ее перестроил на центр в животе , сделав эту конфигурацию устойчивой.

Придя домой ,набрал в интернете слово "Хара" и начал изучать доступную информацию. Все что я читал там, подходило под мою новую энергетическую сборку. Произошло центрирование энергий, ясность пространства сознания просто поражала! Замечались и осознавались малейшие движения ума... даже самые тонкие ,быстрые и неуловимые в виде каких-то образов и картинок. В общем все то , что крайне полезно и нужно в практике.

Есть различные способы опустить внимание в Хара-центр. Самый простой
выглядит примерно так: Смотря прямо перед собой начинаем плавно и равномерно дышать, отслеживая каждый вдох и выдох... Далее, концентрируем внимание на области хара - чуть ниже пупа и представляем, что центр тяжести тела собирается в этой точке. Держим внимание на этой точке и одновременно на дыхании. Оно наполняет этот центр энергией. Взгляд при этом прямой , расфокусированный и опущен ниже уровня горизонта. Эта практика позволит постепенно "привыкнуть" к концентрации на Хара и закрепить там внимание практикующего.




                ***
Итак, теперь рассмотрим "практику трёх пространств" в сборе! Переход к этому этапу предполагает, что адепт уже хорошо освоил и постоянно практикует в повседневности осознанность всех трёх зон - расфокусированное зрение(внешняя), относительное безмыслие в ментале(средняя) и ощущения тела(внутренняя) - всё это называется термином "НАБЛЮДЕНИЕ" (наблюдающее присутствие).


Возможно стоит пояснить ещё раз , что разделения на три зоны осознания очень УСЛОВНЫ! Это делается чисто для облегчения отработки технической стороны практики! В реале же каждая из зон является продолжением двух других!

Внимание человека в "обычном" состоянии восприятия, практически целиком НЕОСОЗНАННО сосредоточено в СРЕДНЕЙ зоне , то есть в ментале! Он постоянно пережёвывает мысленную жвачку! Поэтому две другие зоны, он воспринимает обычно , через СРЕДНЮЮ... Суть практики состоит в том, что бы НА ВРЕМЯ вывести СРЕДНЮЮ зону из цепочки ОСОЗНАВАНИЯ и тем самым "показать" вниманию, что возможен другой , а именно ПРЯМОЙ способ восприятия реальности. После того, как ОСОЗНАНИЕ прямого способа произошло, средняя зона становится гармоничным звеном в цепочке восприятия и больше ,скажем так, не тянет одеяло на себя! Это называется термином - СВОБОДНОЕ МЫШЛЕНИЕ... НЕ ПРИВЯЗАННЫЙ УМ...


Хочу сказать, что то о чём я здесь сейчас пишу, это работа с вИдением пространства ума! Здесь не требуется чего-то понимать или о чем-то философствовать! Алгоритм работы прост - есть ОЩУЩЕНИЯ(образы) и есть ВНИМАНИЕ, которое их фиксирует, и в результате этой фиксации приобретает тот или иной фокус и конфигурацию!


Если говорить в двух словах, то сначала вы создаёте такую конфигурацию внимания, которая опирается в своём вИдении на то что есть, а именно образы внешнего мира и ощущения тела , минуя при этом ментальные образы мышления... Практикуя так, однажды, рано или поздно вы приходите к осознанию того, что НАБЛЮДАТЕЛЬ И НАБЛЮДАЕМОЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ И ИСЧЕЗАЮТ в СРЕДНЕЙ зоне ВМЕСТЕ!

Это осознание ,в свою очередь, освобождает внимание от создания отождествлённости с ОБРАЗОМ наблюдателя и ум расслабляется. В силу того, что ум полностью расслабился,так как ушла идея наблюдателя, ему больше не требуется никакой опоры , ни в каком виде! Возникает полная БЕЗОПОРНОСТЬ пространства - чистое ПРИСУТСТВИЕ.. С этого самого момента можно сказать , что вы вступили на Путь без пути...


Дальнейшие рекомендации будут даны в виде инструкции, то есть прямому руководству к действиям:


1. Опусти внимание в Хара-центр.


2. "Обопрись" рассеянным взглядом на образы внешнего мира, не проходя сквозь них - второй вариант взгляда внешнего транса! Почувствуй как внимание "размазалось" вокруг на 360 градусов, не фиксируясь ни на чем конкретно!


2. Далее часть внимания направь в ощущения тела... То есть распредели внимание между двумя этими зонами осознанности, воспринимая их как одно общее пространство.


3. Теперь заметь, что когда внимание распределено так как я сказал, ты относительно легко можешь не думать... Нет вообще никаких мыслей и главное НЕТ ОБРАЗА БЕЗМЫСЛИЯ ИЛИ ОБРАЗА ПУСТОТЫ!!! Можно сказать, что СРЕДНЕЙ ЗОНЫ НЕТ ВООБЩЕ! (так будет при условии, что всё делается правильно).


4. Если же мысли появляются, то часть внимания снимается в среднюю зону и это хорошо заметно, так как ясность восприятия при центрировании в Харе очень велика.


А теперь опять, НЕ ДУМАЯ распредели внимание во внешнюю зону и в зону ощущений тела , но не держась ни за что конкретно... просто будь БЕЗ ОПОРЫ... Осознай, что МОЖНО ТАК БЫТЬ ВООБЩЕ ИСКЛЮЧИВ ЗОНУ МЕНТАЛА!


Пребывай так...

Пребывая , однажды рано или поздно внимание начинает "проваливаться" сквозь ощущения тела в пустоту, и здесь вся штука в РАВНОВЕСИИ!  Требуется некий баланс внимания между поглощением пустотой и восприятия ощущений реальности тела и форм... Такое место , где ВНИМАНИЕ не там, ни там - оно ЗДЕСЬ! Поглощение пустотой это очередное приглашение ума "поиграть" в состояния! Если внимание зацепилось за пустоту , вы продолжаете НАБЛЮДАТЬ ОБРАЗ ума! Он предлагает "поиграть" в небытие или "понежиться" в блаженстве !  Если же "вы" ЗДЕСЬ - то это сама НЕВЫРАЗИМАЯ ПУСТОТА... абсолютное небытие... 

“Достигая предела пустоты, я сохраняю абсолютный покой. Мириады вещей тотчас возникают вместе. Я же лишь взираю на их возвращение”.  © Вэнь - цзы

ИСТИННАЯ ПУСТОТА выражает себя через ПОЛНОТУ! Именно ЗДЕСЬ замыкается круг Дзен! Начало и конец находятся в одной "точке"! Её ещё называют "точкой Бинду". Вы никогда не познаете ИСТИННУЮ пустоту, как что-то отдельное , что можно "увидеть" ибо НЕКОМУ - познающий исчезает в процессе отпускания попыток познания! Пустоту нельзя увидеть! Каждый раз ПЫТАЯСЬ "увидеть" , а не "ПРОСТО БЫТЬ" , возникает лишь ОБРАЗ пустоты - её "отражение" в уме! Глаза не могут увидеть сами себя, лишь своё отражение в зеркале! Поэтому этот мир и существует, как отражение истинной реальности в зеркале ума , её попытка осознавать саму себя...


Реально ли отражение в зеркале? И да , и нет... Оно ПРОСТО ЕСТЬ... как часть отражаемой реальности, но всё же иллюзорно относительно её истинной природы! Поэтому и говорится , что все вещи существуют и не существуют одновременно... Стремление познать Истину, в конце концов всегда приводит нас к познанию собственной БЫТИЙНОСТИ, которая является обратной стороной - отражением НЕБЫТИЯ;... Всё вместе это и есть невыразимое ДАО...


Ещё раз хочу отметить , что "грань ЗДЕСЬ" очень "тонка"! Она не выразима и не передаваема! Все попытки передать ЭТО, всего лишь игра слов и образов, как например, слова из Йоги Васиштхи: "Он (Брахман) есть чрезвычайно тонкая середина между двух крайних проявлений, и эта середина сама имеет две стороны."

Подводя итоги всему выше написанному , я бы сказал так: "ЭТО всегда ускользает при поиске, будучи неизменно ЗДЕСЬ... Если ты нашёл ЭТО... выбрось, ибо это не ТО! Нельзя найти то, что никогда не терялось! Все границы возникают в ЭТОм , никак ЭТО не ограничивая... Так ГДЕ же ЗДЕСЬ ты? Просто смотри... Прямо сейчас что это?"