Вася

Ольга Андрианова 001
Василисе Кожиной посвящается.
" Вася,Вася",- бабка Матрена шепчет и легко трясет за голую ,свешившуюся с закраины  печной лежанки детскую голую  ступню.
"Да Вася же, спокойся, дитятько,спи"- слышу я сквозь сонную мглу.
- баб,а баб!Я что видела!Во сне-то! - пытаюсь тоже шепотом объяснить бабушке.
- што,радуга моя ясная,што? Бабушка нежно гладит заскорузлыми пальцами ножки любимой внучки через лоскутное покрывальце.
- спят все, угомонись уже!А то братьев разбудишь, трепака получишь!
Забыла,што праздник завтра!
Покров.То-то.
Лежи и спи себе.Утром все на ярмонку подадутся.Батька платочек тебе обещал.Привезеть!Спи,душа моя!
  Я укрываюсь одеяльцем,но  не могу уснуть.
Бабушка хлопочет у горла печи с пирогами.Я чувствую запах ржаного теста и капустно- картофельной начинки.Сразу сосет в кишках. Но вставать до утра с печи нельзя.Бабушка слышит,что я ворочаюсь и шуршу овчинкой под своей спиной.
- неслушка какая!
Подходит она ко мне снова и подсовывает под мою ладонь кусочек хлеба.
- на-ка,пожуй и спи,кому говорят!
-Бабушка!
Ухватываю ее ладонь с хлебушком,и ,несмотря на голодные спазмы,шепчу, наклонившись, прямо в лоб:
-ба!Слушай,я во сне дракона видела!Вот тебе крест!
Бабушка сдергивает меня с печи,тащит за косу в холодные сени.
- ты чтой-то, краса моя,какие сны драконьи? Тебя уж от  Федотки сватают, а она сны видит ,колдунья!
Вот я батюшке на тебя пожалуюсь! Задаст он тебе епитимию !
- пусть задаст! Зато замуж не пойду!
Хохочу я и прыгаю по сеням.
- поскакушечка ты моя!Что ж ты делать то будешь,а?В девках просидишь век,состаришься без деточек..кому пироги печь будешь?
- баб,пироги я напеку,куда денусь!Только твои всегда вкуснее!!Мне тебя не перепечь!
А дракон-то о двенадцати головах,да землю ел с домами и человеками!!!
У бабушки рот открылся,она всплеснула руками и прикрыла рот левой ладонью,б ыстро  перекрестившись .
- никак,опять война будет!
А луну видела во сне?Или солнце?
- солнце,баб. Только утреннее. Не яркое.Как зимой.В дымке будто.
- ну,ну..через солнцеворот, значит..гореть будет земля..все, как в Святцах написано...
- баб,ты не горюй!Я дракону- то энтому все головы то отшибла!
- как это?Ты ж девчонка!
- а так.Коса у меня а руках вострая. Золотая.Черенок красный.Размахнулась я,да полетели головы те.Куда-не знаю..
Василина задумалась, остановив свой рассказ.
- есть хочу!
Бабушка,дай хлеба еще, родненькая!
- на,вот, покушай.
Да марш на печь в дом, застудишься!
"Не могу я спать. Как тут уснуть..мне дракона обдумать надо.
Бабушка сказала- "война".Знаю, что такое.Дед сказывал.Год аккурат прошел с его возвращения.Боцман он.Фрегата " Рафаил".Сражение при Афоне было.С турками . Пушками да ядрами стреляли.Абордаж делали. Корабли топили и бомбами жгли.Славный адмирал Сенявин командовал.Турок разгромил так, что они три корабля последних на мелях сами уничтожили.В заливе Айос.Слова то какие. Не наши слова.Грецкие. Нет гре-чес-ки-е...Убитых море похоронило.Так принято у морских воинов. "
А адмирала Сенявина несправедливо потом пытались осудить,но государь отстоял.
   Не знал ни дед Никанор,ни тем более Василина о переговорах  Императора Александра Первого с Наполеоном Бонапартом.Не могли знать.Не могли знать об английских шпионах.Не могли знать,что флот русский был отправлен в Константинополь из за англичан. На что сильно обиделись французы и что потом из этого вышло. "Басурманы черномазые"
Дед закашлял,о н часто бормотал во сне. Значит,скоро рассвет,солнце встанет.Печка все больше протапливается и мне становится жарко.Но мне нравится. Где еще погреться.Однако кусочек хлеба проскочил в живот,как не был.Пироги у бабушки совсем готовы.Она ссыпает шуршащие конвертики в большой глиняный горшок,накрывает полотенцем.
- на-ко,возьми к себе.Да укрой еще одеялом,чтоб тепло не ушло.Бабушка подает мне наверх этот горшок.
Ох и хитрая бабушка у меня! Всегда меня подкармливает.Дала мне пирог.
С калиной. Запеченная калина вкусна.Горькая и ароматная.
Но вот и утро. Едва солнце поднялось, все уже на ногах.Я бегу за водой. Когда возвращаюсь,дед уже при полном параде стоит перед образами  и крестится,шепча Иисусову молитву.Знаю молитвы наизусть.И" Богородице дево, радуйся",и " Воскресение Христово видевше"... встаю за дедом,подпеваю ему тихо.Он оборачивается на секунду,серьезно подмигивает. Молодец мой дед.Борода седая широкая ровная.Пахнет вкусно махоркой.
Раз я попробовала из его трубки покурить, да как закашляю!Дед заругался,что вот щас полено возьмет да угостит меня вдобавок!
Так кричал,что я  теперь в жизни не буду махорку курить.
Тем временем в избе собралась на молитву вся семья.Четыре брата Василины, да бабка.Вот и все тут.
Сторожа снаружи. Собакам не позволено в дом заходить. Правило такое.- - дед !А медальки твои? Ты почему не одел?
Дед Никанор машет рукой.
-Не хочу.Зачем мне побрякушки на ярмонке?
- как зачем? Новые люди вдруг наедут.Оне не знают,кто ты такой.А с медалями сразу видно будет, кто главнее!Ну,одевай.
Я строго - весело пытаюсь уговорить своего деда , чтобы он нацепил на кафтан свои медали.
И крест Святого Георгия,и медали отменные.Тоже за турецкую войну.В Туле сделанные. Серебряные  да с чеканкой. Наградные звонкие особенные.Дед столько воевал,сколько другому не приснится! Почитай,каждые четверть века с турками война происходит.
- Деда,я сейчас!
Пока дед Никанор управляется в избе,укладывая в саквояж необходимое в долгой дороге,братья  проверяют на улице,все ли телеги и сани  подготовлены.Ехать далеко,в самый Смоленск. Почитай,две недели не будет в хуторе родных.
Останутся дома только Василина с бабкой да собаки.Но это ничего. Василина умеет метко стрелять,с косой 
и топором обращаться. Для своих двенадцати лет она ловка и сноровиста.
Василина достает из-за образов коробочку.Там в вышитом  платочке завернуты деушкины медали и кресты. Несмотря на его капризы,Василина прикрепляет награды рядком на левый борт кафтана.Проверяет ладошкой,любуется дедом, целует его в щеки!
- ах, егоза!
Бабушка тоже подходит посмотреть и трижды целует своего доброго мужа.По христиански.По православному,как заведено.Так спокойнее отправляться в дальний путь . Так спокойнее ждать.Под Христом Богом все ходим.Как же без этого?
А Василина уже на улице. Щебечет ее голосок,на первом сухом снегу оставляют серые  валеночки маленькие следы.Но вот все проверено,товары увязаны.Укрыты и еще раз пересчитаны .Товар дорогой.М ного чего.Кожи дорогие выделанные.Меды в бочонках.Веревки,канаты,ценная розовая смола для ладана.Кожа особая, самая лучшая.Только дедушка знает, как тонко и ровно  выделать самую грубую  кожу.В далеком Константинополе рассказал ему этот секрет один русский раб.Под страхом смерти выдал турецкую старинную тайну.Не знает дед,что стало  с тем Василием, но молится за его здравие каждый день.
Кожи по турецкому способу получаются мягкие атласные.Самой Царице Государыне из наших кож туфельки да сапожки тачают.
  Уехал дедов поезд.Скрылись за рощей лошади и телеги.Снег еще гуще пошел. Заметает путь.Вот и не видно следов.
Также  шесть  лет назад уехали в город родители Василины на ярмарку .А привезли с гостинцами болезнь страшную. Горячечную да с язвами оспенными. Померли они.Не выдержали.А у Василины осталась оспинка на самом носу. Да на лбу,как звездочка.Ну да ладно,это дело житейское.Не одна Василина такая.На соседнем хуторе детишки все с оспинками. Звездочками отмеченные.У кого на щеках, у кого на лбу. Говорят,вакцина есть.Лекарство,значит.Сама Царица Екатерина принимала давно это лекарство, говорят.Но не нам судить.Если Батюшка благословит,будем лекарство принимать.А пока что дела и заботы.Бабушке на передых пора. Умаялась она .
- бабушка,давай баньку затоплю, веничков напарю,а?
- озорница моя. Устала я.Пойду  полежу.
- нет ,бабушка,давай! Квасу попьем.
- ну, милая,делай,как знаешь.А я отдохну пока.
Снег идет.Сыплет на крыши, на землю белую перинку.
Растапливает баньку Василина. Бабушка пока в доме.Отдыхает,глаза прикрыла. Лавка застелена тулупом и лоскутным одеялом.Тепло от печки по всему дому.Дух мятный да яблочный.Покров называется.Пресвятой Богородицы.
      Часть вторая:"пришла беда, откуда ждали"
 Подросла Василина.После Рождества просватана была и выдана замуж.
   В 7318 году. А по новому стилю- в 1812 м.Батюшка кряхтел, записывая в церковную книгу новыми цифрами дату венчания..24 июня 1812 лета от Р.Х.Не укладывалось в его голове - как это такое можно?  Всегда летоисчисление вели от Потопа.  А теперь уж сто лет как-от Рождества.Вот и Новый Год числится не с первого марта,а с первого января. Наверное,еще сто лет надо, чтобы привыкнуть.
Закончив дела, Отец Иоанн вышел из церкви после всех гостей,бабок-доглядок и нищих.Закрывая двери в храм, услышал за спиной топот копыт и громкий голос:
-отец,отпирай храм,сей же миг звони набат!Отец Иоанн встревоженно обернулся. Вестовой тяжко дышал.Соскочил  с лошади, повторил приказ :"набат,Святой Отче. Нашествие. Буонапарте идет с войсками.По нашей дороге идет.На Москву.
В набат,Отец.
В Набат".
Но отцу Иоанну два раза повторять не пришлось.Он мигом прочел бумагу вестового и бегом взлетел на колокольню.Дьячок с удивленным лицом бежал за батюшкой наверх. Длинные  черные полы одежд волновались и хлопотали вокруг  ног,как потревоженные галки.
Воздухом разнес набат по округе тревожный сильный звук.
Вмиг остановился свадебный поезд Василины.Вмиг высыпали на улицы дети ,бабы и мужики.      
   Еще через два дня слухи дошли, что французы всех грабят. Уводят коров,лошадей,живность ловят и утаскивают с собой. Если что,и убить могут.Х ошь мужика, хоть бабу с дитем. Говорят,хуже турок.
   Василина с ночи ушла в лесной шалаш.Тревожилась.А что делать? Сено само себя не сготовит.С раннего утра на покос выходить сподручнее.Для любимой Росинки старалась.
Мужа в армию государеву забрали.Братьев тоже.Деда оставили.Ветеран он теперь.Дома сидит и ноги лечит заслуженные.
Василина шагала по лугу,мерно и уверенно заученными взмахами косила высокое свежее разнотравье.С тебли сочной молодой травы ложились волновыми откосами налево. Раз. Налево. Два.Туда же.
Все.Жарко.Солнце в полдень пошло.Половину луга скосила. Жаворонки пели в высоте заливисто.Журчали ручьем." Пить хочется"
Не успела подумать  Василина,как услыхала ржание лошадей со стороны дороги.
Осторожна была Василина. Научена бабкой своей.И жизнью.
Пригнулась и побежала за самое большое дерево в роще.Оттуда стала наблюдать.По дороге скакали драгуны.В зеленых новых мундирах,незнакомых высоких головных уборах .В золотых шнурках с кисточками и подвесками грудь и плечо главного всадника.Лица веселые и злые. Сабли длинные на правом боку. Пыль столбом.
Заныло в груди Василины." Французы проклятые.... ишь,к нам на хутор поскакали .нечисть картавая"...
Василина подобрала косу и быстро,как могла,зашагала в сторону дома.
Взмокло платье , косы летали ,мешали,били  по спине. Василина уже  бежала,когда почуяла дымный горький тревожащий запах.Мысли прогоняла,как могла.
"А вот и Росинка!"
- милая моя,ласточка!
Ты что?
Лошадь влетела в рощу навстречу Василине так, что ей пришлось отскочить в сторону.
И уж чего никогда не случалось,-она встала на дыбы перед хозяйкой.
Василина ухватила за узду,притянула к себе,обняла
любимицу.Тяжко дышали обе. Лошадиная шея отдавала холодом...
- кто испугал тебя,Роса? Гладила Василина шею и атласную  морду питомицы.
Вспомнила: прошлой зимой везла она муку в мешках через мост.В деревню.Встретился ей жених названый.Федот Кучерных звать его.Навстречу.К деду Никанору ехал..Озорной...ох,хуже некуда.
Встал перед мостом.Не дает проходу,хоть плачь.Да только Василина не робкая.Вышла, коляску его отодвинула и поехала себе дальше."Будешь приставать до свадьбы, охальник,кнута отведаешь! Не посмотрю, милый, что ты не конь!"
Удержать хотел Василину.Грубо ухватил за рукав.Нагло в лицо дышал.С силой вырвалась Василина,на ногу Федоту с силой нажала.Обиделся Федот,плюнул.Отъехал на своей повозке.Ну да на обиженных воду возят.По своим делам Василина поехала,не до заигрывания ей.
Через секунду мост затрещал, провалился под Василининой тяжелой телегой.Со всем добром.На лед и воду.А Федот умчался.За подмогой.
Как Василина из воды сама выбралась да Росинку спасла- Богу известно.
Ножик дедов спас.Не будь того ножа,рыб кормили бы.
Мужики прискакали, когда Василина с Росинкой как раз до берега добрались.Дрожали-не то слово.
Так и вышла замуж Василина за другого.За старосту ее отдали.
Вот и сейчас стояли они обе-  как тогда на берегу,-в ознобе теперь от тревоги и жара.
Подышали они,поговорили,пошли домой скорым шагом. Горел дом.Горели амбары и забор. Собаки отчаянно хрипло лаяли, визжали  и выли,метаясь во все стороны.Кто то повесил два больших,очень тяжелых мешка на воротах. Зачем? Зачем мешки тут?
Василина не подошла- подлетела к пожару.Опалило огневым ветром лицо.Затрещали завитки каштановых  волос на висках.
  Туго обхватывали прочные льняные веревки за шею тела Матрены Захарьевны и Никанора Никитича .Василина кричала,не помня себя,поднимала вверх оба тела, стараясь ослабить мертвые петли.Не помогло . .Залезла Василина на Росинку, упросила ее подойти поближе, обрезала веревки тем самым ножом.Забрала с собой.Увезла, оттащила от пожара своих дорогих и любимых.
  Так и вижу в глубине памяти своей:седая молодая женщина в опаленном платье,острый нож на боку.Да лошадь верная с верными собаками.Да коса в руке.А рядом  два  свежих земляных холмика.
Жаворонки поют. Все звонче и звонче.
И не жаворонки это,а набат. По всей земле Русской.
Ополчение Тверское,Рязанское и Калужское.Дмитровское,Владимирское ,Нижегородское ,Тульское. Стальной живой щит собрался пуще китайской стены!
Если в этой стране Василина французам-захватчикам головы резала косой,-не ходите,захватчики,в эту страну.Россия называется. Нос сунете-нос отрежет. Сунете что нибудь еще- и то отстрижет.
И крест Георгиевский получит, и жизнь долгую и яркую проживет.
Вот и весь сказ.
А теперь - всем в баню!