Памяти архимандрита Павла Груздева. Воспоминания

Алексей Воднев 2
Хочу рассказать об одном удивительном старце, архимандрите Павле (Груздеве), который в мае 1993 года предсказал мне жизненные скорби, одиночество и монашество, но к последнему я не готов по причине желания создать семью, да и другие священники советуют жениться. Как Бог даст! В любом случае я ежедневно вспоминаю отца Павла, молюсь о нем и прошу его святых молитв обо мне грешном. Отец Павел более тридцати лет служил в Ярославской области, в селе Верне-Никульском,но я застал его уже в 1992 году, когда старца перевезли на покой в сторожку Воскресенского собора города Тутаев Ярославской области, слепого и беспомощного, в сопровождении пожилой келейницы Марии Петровны или Марьи, как ее все называли.

Мне было 14 лет, когда я привез маму в Сергиеву Лавру города Сергиев Посад Московской области. Я начал ходить в храм с 11 лет, а мама поверила в Бога уже в Тутаеве, хотя первая приучала меня с детства к поездкам к памятникам уходившей старины и писала стихи об этом. В Сергиевой Лавре я познакомился с протоиереем Николаем (Лихомановым)(ныне епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин), который, по моей просьбе, провел меня к старцу архимандриту Науму (Байбородину), ныне покойному. Он принял нас у двери своей кельи, т.к. детям не положено заходить в келью монаха. Отец Наум расспросил меня о моей трудной жизни в городе Гагарин Смоленской области и благословил нас с мамой поехать жить в богадельню при Воскресенском соборе города Тутаев, в котором отец Николай был настоятелем. Отец Николай согласился нас принять. Отец Наум при этом сказал священнику: "Вот, тебе, Коля, послушник, береги его!" На прощанье отец Наум дал мне половину круглого бородинского хлеба, банку малинового варенья и баночку морской капусты. Отец Наум скончался 13 октября 2017 года и погребен в Сергиевой Лавре. К нему я потом ездил только в конце 90-х, а в 2009 году он прислал мне утишительное письмо с заданиями по духовному келейному чтению. В 2019 году я ездил на двухлетие его кончины. Служили панихиды у могилы старца, приезжало много народа.

Об архимандрите Павле (Груздеве) написано не мало. Хочется внести и свою скромную лепту в это святое дело.

Отец Павел, хотя и был уже ослепшим, но все его существо излучало свет, добро, радость, живость. Гостей и монашествующих он принимал с большой любовью, пел им духовные песни, читал духовные стихи, рассказывал поучительные пословицы и поговорки, а мог и обличить или рассказать о чем-то со скрытым смыслом и прикрывая свой рассказ юродством Христа ради.

Келейница Марья изо всех старческих сил старалась сохранить покой старца. Она выбегала на крыльцо сторожки и, угрожая с любовью прогнать всех метлой, кричала: "Батюшка два инфаркта перенес!" И люди понимали, что старца не нужно обременять пустыми вопросами.

Батюшка Павел был страдальцем и исповедником за православную веру, пережил сталинские лагеря и ссылки, на допросах его били до крови, выбили все зубы. За эти страдания, которые будущий старец перенес с великим терпением и смирением, Господь даровал ему дары молитвы и прозорливости, простоты. Батюшка не боялся говорить правду. Прямо во время богослужения старец выходил на амвон и с любовью спрашивал: "Бабы, вы в церкви? Ау?" То-есть молитесь или болтаете? Они отвечали ему, что да, в церкви. Тогда батюшка с неким духовным подъемом и радостью возглашал: "Ну, тогда знаете что я вам сейчас скажу? Знаете? Вот, слушайте: бабы - дуры, мир вам!" и после этих благословений крестил всех. Всем становилось радостно. Я всегда наблюдал сбоку и смеялся, к тому же батюшка и меня при встрече Алексеем-дураком называл и мне это нравилось. Какое-то счастье было на сердце. И все мы его благодарили: "Спаси Господи, батюшка!" Считалось, что если отец Павел называет людей "дураками", то это означало, что их духовная жизнь в порядке. Иногда батюшка не называл меня дураком и я из-за утаенных грехов ощущал мрак в своей душе, холод духовный, который проходил после исповеди.

Вспоминаются случаи иной прозорливости отца Павла. На моих глазах старец при толпе народа сказал одной женщине: "Что, баба, шубу украла?" Она отпиралась, заплакала. А старец свое: "Врешь, зараза! Ты работала на фабрике и по кускам собирала!" После этого та женщина встала пред ним на колени и при всех созналась в краже лоскутов лисьего меха. Я был поражен такой прозорливостью слепого священника!

В другой раз, на праздник пророка Ильи (2 августа), мы с ребятами решили искупаться в Волге, а по церковному уставу и народному поверью купаться больше было нельзя. И мы пошли к отцу Павлу. Было жарко и хотелось поплавать. Отец Павел благословил нас, но предупредил: "Только сегодня!" Накупались вдоволь. На следующий день мы уже самовольно отправились купаться, но сбылось предсказание старца: на улице было жарко и душно, а вода в Волге оказалось такой ледяной, что мы лишь омочили ступни ног и со стыдом неверия старцу ушли гулять по городу.

Больше всего вспоминается Пасхальная ночь под 18 апреля 1993 года, когда в Оптиной Пустыни убили трех монахов. Отец Павел при мне попросил настоятеля отца Николая служить одновременно в верхнем и нижнем храмах Воскресенского собора, хотя народа было не много и все бы поместились в нижнем зимнем храме. Видимо, его сердце ощущало большую тревогу и старец попросил молиться сугубо. Утром даже на солце были черные пятна, напоминавшие запекшуюся кровь. А к обеду 18 апреля мы узнали об убийстве в Оптиной Пустыни....

Что касается лично меня, то отец Павел не раз защищал меня от служителей собора. Однажды я сорвал зародыш огурчика с грядки старца и старушка начала ругать меня за это "воровство", побежала рассказывать об этом в соборе. Но, когда рассказали отцу Павлу об этом, то разом все утихло, т.к. батюшка детей в обиду не давал, прощал, если что-то было пустяковым, как в этот раз.

Так-как мы были приезжими и должны были питаться самостоятельно, настоятель собора вдруг перестал благословлять меня ходить на вечернюю трапезу для рабочих собора, хотя я тоже и за хлебом для трапезной ходил за 2 км в магазин с большим мешком, возил в собор воду и дрова, помогал на поле, даже читал на клиросе и помогал в алтаре. Эта вечерняя трапеза была для меня подспорьем, а мама питалась дома, т.к. работала в городе, ей места при соборе не нашли, т.к. она еще была невоцерковленная. Бабушка для нее присылала овощи в посылках. И я пошел жаловаться отцу Павлу. Все разрешилось в один момент. Отец Павел по себе знал людское горе.

Хочется рассказать об одном важном эпизоде из книг об отце Павле. Там протоиерей Анатолий Денисов, тоже духовное чадо старца и даже брат бывшей жены настоятеля Воскресенского собора отца Николая Лихоманова, по-своему описал момент встречи отца Павла со Святейшим Патриархом Алексием 2 11 мая 1993 года. Отец Анатолий довольно красочно и возвышенно рассказывает о том, что он вместе с другим чадом старца -  протоиереем Григорием Гогишвили из Рыбинска - держат его под руки и что слепой отец Павел преподносит Патриарху поднос с Крестом и при этом показывает ему старые рясы, подаренные архиереями, а также рассказывает о лагерях и ссылках. Это не правда! Отец Павел никогда не хвалился и не жаловался, так бы это могло выглядеть со стороны. На самом деле старец смиренно сидел на табурете на втором этаже собора, дождался Патриарха, смиренно попросил его благословения и старца повели в келью, а Святейший пошел служить Литургию. Я стоял справа от старца и все видел, как было на самом деле. Жаль, что отец Павел по немощи не смог побыть на Патриаршем богослужении, но Святейший после службы зашел навестить его в келье. У меня были мысли, почему отец Павел не был хотя-бы в алтаре в этот праздничный день. Дело в том, что накануне настоятель собора попросил старца не юродствовать при Патриархе и не ругаться при народе. Отец Павел смиренно согласился. Это я тоже видел, т.к. находился в алтаре недалеко от старца. Думаю, что все перестраховались и решили для старца сделать подарок в виде благословения  Святейшего у входа в верхний храм и отвести его в келью, о чем я написал выше. Ну, да Бог с ними! Мне посчастливилось в этот день стоять на Патриаршем служении прямо у престола. Протодьякон хотел, чтобы я подал кадило Святейшему, но у меня по болезни дрожат руки и я отказался. Зато после службы, когда Святейший Алексий пошел навестить отца Павла, его сразу окружил народ и я выпросил у него аж два благословения, а на третий раз он с улыбкой произнес, смиряя меня: "Что, всю благодать забрать хочешь? Другим-то оставь!" И я послушался.

Один раз мне довелось свести старца с верхнего этажа собора. Часто люди не задумывались о том, что помощь нужна не только им и оставляли слепого старца, а он ждал помощника, который бы его отвел в келью. Я не смог пройти мимо и мы вместе с ним шли вниз, считая ступеньки. А на улице я передал батюшку келейнице Марье. И батюшка после, при встрече, не раз благодарил меня со словами: "Я помню тебя!"

А перед нашим отъездом из Тутаева в конце мая 1993 года батюшка помолился обо мне и сказал, что у меня будет тяжелая жизнь, что я не буду учиться в семинарии, а когда останусь один, пойду в монастырь и стану монахом. И что я все переживу, если буду помнить о нем, что я и делаю даже сейчас. И я было время испытывал предсказание отца Павла насчет семинарии. Поступал четыре раза, но первого курса так и не окончил, старец так и говорил. Приходилось уходить по семейным обстоятельствам. Зато смог получить заочное библиотечное образование с надеждой пригодиться в православной библиотеке, монастырской или православном издательстве. Но, пока моя жизнь продолжает оставаться мирской, т.к. я не готов по страстям пойти в монахи, хотя в монастырях пробовал жить месяцами после смерти матери. Уходил, когда ощущал, что мне туда рано. Да и знающие батюшки считают, что слова старца "пережить тяжелую жизнь" надо понимать так, что я, возможно, буду монахом лишь в старости, когда мирское уже ничем не будет отвлекать меня. Как Бог даст! Знаю одно: на Небесах есть мой дорогой старец Отец Павел, о котором я помню и моя душа радуется! Царство ему Небесное и вечная память!