7. Страны, Обычаи и Энергия ЦИ

Сангье
ФЭНШУЙ  И  НАЦИОНАЛЬНОЕ  МИРРОВОЗРЕНИЕ.   Какие бы методы мы ни использовали для работы с окружающим пространством, но источник благоприятного фэншуя будет находится – в нашем уме, мыслях и словах, и вашем сердце.  Здесь от фэншуя слегка отвлёкшись, поговорим о некоторой физиологической разности народов и национальном менталитете на фоне уже знакомой нам жизненной энергии ци.
______________________

Говоря о практическом применении фэн-шуй, мы не должны забывать, что в его основе лежит цельное, отличающееся от европейского мировоззрение (система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе) И любое живое "иностранное" учение в конце концов неизбежно воспринимает культурные черты тех стран, где оно распространяется. Либо это учение в новом месте не приживается. –  «Полная карманная энциклопедия Фэн-шуй», М. 2004.
                ______________________________________

«Запад есть Запад, Восток есть Восток – им не сойтись никогда…» - Рельярд Киплинг.               
                ___________________________________________


ФЭНШУЙ.  ТАКИЕ  И  ДРУГИЕ  ЛЮДИ,  СТРАНЫ  И  ОБЫЧАИ. Люди даже одной национальности встречаются очень разные. Что же сказать о жителях разных стран и континентов?!  Кто в детстве и отрочестве не любил читать романы Фенимора Купера о дружбе благородных белокожих с отважными индейцами?!  А в романах этих отражён один интересный и подтверждённый медицинский факт: белые на пути к алкоголизму могли пить половину жизни, а индейцы очень быстро и навсегда спивались. В Бурятии и Монголии врачи издревне работают по системе восточной медицины, с опорой на которую современные бурятские врачи дают такое объяснение: у смугло и желтокожих людей с косым разрезом глаз обмен веществ отличен от людей белокожих с широким разрезом глаз.

Например, у русских – вонючий пот, а у бурят пот как вода – не пахнет ничем. А это означает, что шлаки из печени практически не выводятся. При таком обмене веществ совсем нельзя пить алкоголь: идёт мгновенное привыкание, - месяца три и алкоголик. А русский попарится, пропотеет в бане – шлаки и выйдут. Зато желудок у нас слабее: скорее белокожий отравится чем бурят или китаец.  И при нашем кишечнике не наша местная пища – с Востока завезённый рис бледнолицым вреден: он у нас плохо переваривается и зашлаковывает кишечник. Желудок у белокожих слабее, а лёгкие лучше: воспаление лёгких буряту много опаснее, чем русскому.

Надо понимать, что речь выше шла об общих национальных особенностях. В каком-то частном случае бурят может иметь чудесные лёгкие, а русский – «железный» кишечник, но в массе положение соответствует выше описанному.  Хорошие восточные врачи независимо от друг друга, но дружно заявляют, что для европейцев им пришлось на ходу пересчитать дозировки восточных лекарств. Потому как на людей с разным национальным обменом веществ лекарства действуют по разному. Но разный обмен веществ влияет и на общие черты национального характера - на эмоциональное восприятие мира. 

В своё время бывший журналистом в Индии замечательный английский писатель Рельярд Киплинг в своих рассказах неоднократно отмечает: на индусов почти не действовали европейские лекарства от лихорадки, и этими же лекарствами весьма плохо лечились подхваченные англичанами местные индийские болезни. Но ведь в Англии для местного населения эти лекарства неплохо «работали»?!

 Из всего этого вытекает очередной вопрос: отчего происходят – отчего зависят разница во внешности и обмене веществ? Ответ на этот вопрос и сложен, и прост: взлетая к высотам, мы выйдем на в полном объёме теорию этногенеза Льва Николаевича Гумилёва. Более же просто следует ответить так: внешность и обмен веществ закодированы генетикой предков (наших а не чужих!), которые жили в определённом климате, ели определённую пищу, придерживались каких-то своих традиций и незаметно для себя создали – генетически закодировали преобладающий на данной территории обмен веществ и тип эмоционального отношения к миру, к чему после природных данностей подключается вся история страны и нации в целом вне прямой зависимости от знания этой истории конкретной личностью.

Например, общеизвестно, что жители солнечных стран более эмоционально импульсивны: солнце предоставляет им для "взрывных" эмоций более энергии. Тогда как задумчиво самоуглублённый принц Гамлет жил в северной суровой стране. Естественно, при разных менталитетах в разных странах буде разный фэншуй: и оформления жилища, и обрядовый, и поведения.
                _________________________________________


ФЭНШУЙ:  СТРАНЫ - ЭМОЦИИ - ОБЫЧАИ. Не только внешность с обменом веществ, но и исходная база эмоциональных реакций зависит в том числе и от истории своей страны и своего народа. И никуда от этого после исполнения ребёнку 7 лет не деться: на этом этапе доходящее до определённого уровня овладевание речью – языком той или иной страны – жёстко подключает человеческую особь к данной социальной сфере. (Говорим опять же о массе населения: с детства двуязычные и полиглоты, - каких не так уж много! - остаются вне сферы нашего рассмотрения.) В свою очередь, данного времени социальная среда диктует местные обычаи, стиль поведения и т.п.,  и всё это влияет на обмен энергии.

Такая проблема как ностальгия по оставленной родине или первому месту жительства имеет не только высоко духовную но и более грубую энергетическую причину: тело и сознание привыкли к особенностям обмена энергии именно этого места, - привыкли и не хотят переключаться. Знаменитый немецкий психиатр и философ Карл Ясперс (1883-1969) описывает клинические случаи, когда не высокого интеллектуального уровня люди (т.е. не наработавшие сознательное, подчиняющееся рассудку «я») до психической болезни и физических срывов не могли существовать вне пределов своего первого местожительства, что отражено в литературе.
 _________________

ИСТОРИЯ №1. "КОНЕЦ  ПУТИ" - РАССКАЗ   КИПЛИНГА. Самые потрясающие - самые жизненные рассказы Рельярда Киплинга о столновении английской и индийской культур времён английской колонизации Индии не входят ни в одну программу зарубежной литературы. Краткий сюжет рассказа Киплинга "Конец пути": «Четверо мужчин, теоретически имеющих право на "жизнь свободу и стремление к счастью"» - четверо англичан служат военными чиновниками в Индии. У них хорошее жалованье, нет семьи - никаких проблем, кроме чужой страны с культурой по сущности им непонятной. И вот четверо в дикую жару верхом добираются к дому одного из сослуживцев, чтобы поиграть в вист, побренчать на расстроенном пианино и поругаться.

Четверо давно друг другу надоели, но другой компании соотечественников нет. Совсем без компании соотечественников четверо неслабых мужчин боятся сойти с ума от одиночества. Одному кажется, что Англии даже не существует: Англии ему просто приснилась. А другому ещё хуже кажется, что не только АФнглии нет, но и его не существует: он никогда не рождался. И вот однажды надетает песчаная буря: четверо не могут собраться. А когда буря кончается, трое находят четвёртого застрелившимся от страха, - как констатирует один из них врач... Спросим: ощущаемое четверыми дикое одиночество не было ли усилено ощущением враждебности к завоевателям? Пусть четверо и были в нормальных отношениях с местнывм населением, но есть ведь и некое давление за пределами дневного сознания.

 Бывший корреспондентом в Индии Киплинг имел основания сказать: «Запад есть Запад, Восток есть Восток – им не сойтись никогда…» - но в настоящее время Восток и Запад постоянно контактируют. Описаной трагической ситуации более уже нет: Индия - одно из любимых мест отдыха западных туристов.  От контактов Востока и Запада возникает множество иногда не очень весёлых, а иногда и с улыбкой историй: нет нет, да и прорвётся глубинная несхожесть менталитетов там, где её, казалось бы не должно и быть! О чём ниже история.
          ____________________________________________________


ИСТОРИЯ №2. КАК   АВТОР  СТАТЬИ  ПРЕПОДАВАЛ  ЦИГУН.  Наравне с не очень продвинутыми в уме людьми интеллектуалы за пределами своей иногда немалой силы воли тоже подвержены почти неосознанному влиянию впитанных в юности традиций и образа мышления.  Только у в этом случае это проявляется хитрее. Вернёмся к упомянутому в первой главе замечательному китайскому врачу: интеллектуалу, в том числе любителю поговорить о разности культур. Но вот когда от разговоров доходило до дела… Лечение пациентов проходило в два этапа: сначала им ставили иглы, потом учили цигуну, должному усилить действие иглотерапии. Предполагалось, что далее пациенты цигун будут исполнять всю жизнь и не болеть.

В Китае цигуну обучают с детства, - люди имеют привычку: китайцам нет нужды спрашивать – «для чего это движение?» В России с малолетства цигуну не учат.  Русским тяжело иногда в не слишком молодом возрасте вдруг начать делать какие-то странные движения руками. Пациенты чуть не со слезами умоляли объяснять упражнения.

Будучи ассистентом китайского врача, автор данной статьи, после иглотерапии преподавал цигун, и соответственно просьбам, во время в замедленном темпе исполнения упражнений прямо на ходу вслух объяснял движения.  Увидев это, китайский врач пришёл в ярость: предварительно высказав об ассистенте эмоциональное мнение парой русских народных фраз, (доктор считал русский мат выразительнее китайской брани!), он прямо при пациентах кричал:
- Ты оскорбляешь священное искусство: цигун исполняют в священном молчании!
- Доктор, передо мной больные люди, - они так не могут. Для себя я буду исполнять в священном молчании.
- Кто не может освоить с движений учителя, тот слаб: пусть уходит!
- Эти люди нам заплатили, - нагло упорствовал русский ассистент: в Китае вообще не принято возражать тебя учившему.
 
Ассистент уже знал, что все воззвания к милосердию не произведут на врача никакого впечатления: по его мировоззрению не могущим повторить урок без разжёвывания было не место в этой жизни. И деньги были единственным пунктом, заставлявшим врача умерять свой гнев. В конце концов, не в силах смириться с порчей цигуна, но и не желая потерять группу, врач пошёл на компромисс со своим мировоззрением: стал уходить раньше проводимых ассистентом занятий, - якобы он ушёл и ничего не знает... Не смешно ли для профессионала, который мог с безупречной точностью ставить иглы в темноте и с закрытыми глазами? Прежде чем смеяться, не посмотреть ли нам на себя в зеркало?!
                *                *                *

ВОСТОК - ЗАПАД. СМЫСЛЫ   РАЗЛИЧНЫХ   ПРИВЕТСТВИЙ.  Обычаи нашей родины и общественное мнение в немалой степени определяют наше мировоззрение и поведение. Мы может сколько угодно гордится единственно личным мнение: рано или поздно общее пролезет – найдёт отдушину. В одних и тех же культурно фэншуйных обстоятельствах представители разных национальностей ведут себя по разному стандарту их предков: при встрече китаец соединит ладони в центре груди, какой приветственный жест на самом деле означает: «Я к тебе лоялен: твоей энергией завладеть не хочу, но и своей не дам. Я защищён невидимым щитом контролируемой мною энергии ки!». (О том, что описанным жестом называемая манипурой чакра в центре груди прикрывается от внешнего влияния поговорим в другой раз.) Таков смысл приветствия китайского джентльмена. А вот европеец до последнего времени при встрече снимал шляпу или подавал руку: не забыл ли он случайно исходное значение этих жестов?

В рыцарские времена рыцари и простые воины защищали голову шлемом: без головы всё прочее бесполезно. С низким поклоном снятие шляпы перед вышестоящими на социально лестнице – перед королём, например, - означало как бы отдачу своей жизни в распоряжение властителя. При обряде похорон уважаемого человека обнажали головы, - это означало презирающее даже свою возможную смерть (а ну как по обнажённой голове саданут стрелой из-за кустов?!) почтение к усопшему. Тоже самое и с рукой: руки - кисти защищали плотными с железными прокладками а иногда и полностью из железных деталей перчатками. Ведь если тебе повредят руку, ты не сможешь держать оружие, а это – смерть.  Поэтому в рыцарские времена подававший кому-то обнажённую кисть как бы вступал в спор с судьбой: либо обретёшь друга, либо будешь предан и убит, или того хуже – позорно пленён. Но без друзей совсем одному нельзя, - приходилось рисковать.

 В сравнении с обнажения руки более само безопасным жестом миролюбия было поднятие забрала на рыцарском шлеме: человек с закрытым забралом лучше защищён уже потому, что лица его не видно. Поднятие забрала по внутренней наполненности (давай поговорим сначала: может быть, и не стоит драться?) близко к восточному складыванию ладоней у груди.  И уже на примерах – восточного соединения ладоней у груди и западного подавания руки можно ли не заметить разную эмоционально психологическую подкладку поведения Востока и Запада?! Как сказал Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток – им не сойтись никогда…»  А что бывает, когда они сходятся?
                ________________________________________

НАЦИОНАЛЬНЫЙ   МЕНТАЛИТЕТ  И   ЭНЕРГИЯ   «ЦИ». Среднему носителю определённых национальных традиций – национального менталитета – носители иных нац-традиций нередко кажутся странными, неприятными и даже опасными варварами, примером чему – вся история человечества. Под эту неосознанную природную схема легко подводится религиозная либо политическая база и разражаются войны, примеры чего каждый день мы видим на голубых экранах. Политическую и религиозную подкладку мы пока отодвинем в сторону: они вторичны, каким бы диким на первый взгляд не казалось такое утверждение.

Такая неприязнь может возникнуть даже между двумя самыми аполитичными и не приверженными никакой религиозной конфессии личностями разных культур. Более того: два высоко образованных и испытывающих искренний интерес к друг другу человека вдруг могут обнаружить, что у них каждую встречу болит голова и вообще по непонятной причине как-то нервно и напряжённо, - отчего же это?

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
 Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
 Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает? (Киплинг. Баллада о Востоке и Западе)

С точки зрения высшей истины Киплинг прав, но он берёт случай исключительный, частный – за пределами  массово средних норм поведения.  Нас же сейчас интересуют общие закономерности контакта культур, отражённые в самой первой строке стихотворения. Запад и Восток есть наиболее некомлиментарные по языку и культуре части земли, - эта проблема возникла ещё на заре нашей эры. Та же проблема возникает и при контакте двух представителей разных культур. Здесь самое время вернуться к называемой китайцами «ци» - жизненной энергии и к языку.

 Ци – природное явление, но язык – явление совсем другого – духовного порядка. Культурный контакт происходит всегда при посредстве речи, тогда как ци вездесуща и функционирует в теле человека, и в теле животных. А речью способен овладеть только человек. Так что есть необходимость поговорить о языковом фэншуй: о правильных и неправильных посредством языка контактов человека с самим собой, с м себе подобными и с Космосом.