Августовские иды...

Татьяна Латышева
 Юбилейное. 19 августа. (Пост с ФБ)

              " Двухлетнюю Сашу спросили: — Куда ты идешь? — За песочком. — Но ты
               уже принесла. — Я иду за ещём.-."
                (Корней Чуковский. "От двух до пяти.")               


"Графиня Беломоро-Балтийская с мужем принимает поздравления"...(Ильф с Петровым, вдруг кто забыл. В неточных цитатах ставятся кавычки? - Не помню). Впрочем, вру. С "графьями" (кто знает, тот поймет. Ира Боднева, привет Белке с ее поэмой - это ее авторства титул. Эк, нас разбросало из одного двора по странам и континентам!) мы покончили еще - не скажу в 17- м году, но в один из юбилеев Октября.
 
 ...Мне сегодня по штату положено лечиться (пляски вместо таблеток, ну,  вы помните...) казачьими песнями, хотя с украинской кровью в данном случае тоже все в порядке. Старый казак из станицы Кумылженской напутствовал Андрея в его ранней юности: "Только на марейке не женись" (Какие-то счеты в станице были к тем марийцам, поселившейся в ней лет за тридцать до того - чужаки, однако). И с почтением относяшийся к законам Казачьего круга и старшим вообще, чоловiк мой послушался. А насчет евреек его не предупреждали. И его бабушка Васелина с сумского хутора Ващенки против ничего  не имела(где только она их видела): "Красиве як яврейча"(про симпатичного ребенка). - А что, баб, евреи красивые? - Дуже красиве." Правда, эстетическим канонам Васелины (как вариант держала в голове имя для дочки - красивое, и своему папе Василию опять же созвучно) я вряд ли отвечала. "Кака красива жiнка: высока, товста! " Идеалом в этом смысле для нее была Людмила Зыкина.
 
 Зато обе ее дочки имели. Питерская,  бездетная, посвятившая себя космической науке, а не всяким глупостям, тетка переживала интеллигентно (письмо как-то на глаза попалось, и поскольку я чужих писем не читаю, то прочла только:" В каких ты теперь Палестинах?.." Как средство передвижения -  я не пригодилась. "Не нужен нам берег Турецкий..." Мне - больше остальных.). Правда, когда ее досматривали в Курске "у сестре" со свойственными "той сестры"(как говорят в нашей губернии) особенностями, тетя Нина, уже в некотором ауте, приняла мои с ней беседы и пирожные за предложение пожить у нас:" Вы думаете, мы уживемся?"
 
  А вот свекрухи у меня как на подбор. Та, что педагог, выражала свое "анти" более изощренно, а про эту, действующую (престижное питерское образование и дальнейшая "культурная среда" не привилась совсем) покойный свекор говорил, что за.... большое количество десятков лет  не сдвинул ее ни миллиграмм ни в чем. Живописать не стану. Пара локальных еврейских погромов  - пустяки по сравнению с прочими подробностями и их последствиями, но невесткой я была… из серии «Таня-дура», см. маму, ФОФ.  Это  и очевидцы говорят, утешая, что, мол, так - по-христиански (нет в иуадаизме такого понятия: подставлять щеки, но  «святое»  и жалость всегда  существовали  на уровне инстинкта).
               
 Проблемы их решала, в жопу даже ни разу не послала, а к бывшей ходила с вкусненьким покормить из ложечки, когда она на 5 лет залегла на руки к бывшему "графу" (лирический герой поэмы подруги Белки). Только она сейчас в Америке, а я, значит, тут, на Северо-Западе ("Значит, Галя сейчас в Москве, а я здесь, на полу, в Ленинграде?")Но... "каждый выбирает для себя"(Юрий Левитанский). "Никто себе, как сам себе" - моя мама, Фрума Ошеровна, в девичестве Фраерман. Два вызова в США мы (я )похерили, и в другие страны тоже.
 
 А сыновей своих свекровищ я не выбирала - они сами, очень настойчиво. "Так что, лежите теперь на полу (порой там себя обнаруживаю. Сколько организм и мозг может терпеть "Вопреки"! ), мамаша, и не гавкайте! " (анекдот, если что).
 Кстати, речь отнюдь не об Америке. В чужие края едут не из-за себя (Я по крайней мере, только б из-за мотивации посерьезней).  А о планиде. Ведь это не я писала ту поэму про "прогрызшего ей сердце "де Г."...  Какие глумливые подсказки бывают у Планиды! А "первая пуговица", застегнутая неправильно... Где не услыхала сигнал судьбы?
 
 Нет, увы, я так и не научусь себя жалеть. А про любить - так и вовсе. Я не знала, что до такой степени не умею. А люди это кожей чувствуют и не щадят. Единственная защитная реакция - обостренное чувство справедливости.
 Да и сейчас не обо мне речь. И даже не о моих, как раз прекрасно умеющих это, свекрухах. Не буду пока формулировать, о чем и зачем. Что-то я поняла,  кажется, о мироустройстве и людях окончательно. Все значительно проще, чем нам кажется в начале пути. Просто нужно как можно раньше это главное понять. Может, кому-то поможет. Мне часто писали и пишут, когда что-то попадает в ту самую струну. А вдруг?..
 
   ...В школу я поступила по точному сценарию фильма "Первоклассница" - самостоятельно, увязавшись однажды в августе на экскурсию с соседской бабушкой, секретаршей. И так захотелось здесь остаться, а не ждать целый год , что та попросила кого-то из случившихся в тот день в школе учительниц проверить меня на предмет готовности к обучению. Все получилось: и читала, и писала печатными буквами "главные имена», и декламировала. Приняли. С одним "но": печатное "я" девочка Таня написала в обратную сторону (и долго потом еще почему-то писала так - клинило просто). Кто-то из умных прокомментировал: у всех к себе, а у тебя наоборот - от... Может, в том и главная "военная тайна" судьбы. Цитат из жизни от наблюдателей немало. Одна из имеющих отношение к разгадке...
 
 Была когда-то такая жена собкора (не помню какой центральной газеты) Янчик Н. (она себя сама так называла - Янчик. Мужа она звала Пабля, а сына Деник). Сочная личность - отдельного мемуара требует. Пристроенная к делу в отдел информации, она не столько информировала кого бы то ни было, сколько живую редакционную жизнь наблюдала. Это был уже отнюдь не первый по счету город собкорства семьи Н. Через пару лет они отправлялись по месту нового назначения мужа и, прощаясь, Янчик посмотрела на меня грустно и провидчески и рекла из Шолохова: "Все в тебе, Латышева (Лушка), ладно, и нога под тобой хороша, но не там ты, Лушка, этой ногой ступаешь!.."
 Не то, чтоб Америку открыла (в разных ситуациях и разным текстом) про "не там" слышала часто. И дело даже не только в том, что "королевство маловато".... Но об этом грустно и долго. Не осилю.

... Н-ы отправились в хороший большой город А мне стало тогда жалко (в контексте янчикова про "не там" ) не себя - сестру. Реалии жизни жены собкора сильно рознятся с реалиями жизни офицерских жен, больше никаких сравнений не привожу. Но... "Мы сами себе выбираем и песни, и судьбы". Или нас выбирают(вступает ребятам в голову иде-фикс) настойчиво и долго.
   
 В первом случае: жили-жили, росли-росли-росли - никого не трогали - и на тебе: озарило! И себя убедят, и "хитрых, расчетливых, еврейских девушек", что "встретиться судил нам Бог"... Отводил-отводил, а потом все-таки организовал ту встречу, если про сегодняшнюю дату – столько было тех самых неслучайностей! Ключевое слово (смеяться будете, но - "в хорошем смысле слова") - "лагерь".
 
 Встретиться могли раньше: в двух молодежных лагерях. В Сочинский ММЦ не смогла поехать я  - ребенка оставить не с кем в том мае оказалось, и моя путевка ушла к парню, с которым они с чоловiком потом дружили весь заезд. А второй раз он сдал путевку в Домбай, потому что  на носу грандиозный городский праздник, а человек при исполнении: как на войне - в комсомоле работает. Хотя до того и у меня, и у него все вроде складывалось, препятствия случались в последний момент. С его другом Володей и в то время невестой Ирой мы познакомились еще на вокзале в Курске.

 Но в ночь с 18 на 19 августа (не подумайте плохого!) - Аннушка все-таки разлила масло. В Мокве. В пионерском лагере. На детском карнавале.( Никакой там "Маска, я вас знаю», и никаких тебе оперетт" Летучая мышь").  Спутник моей жизни (столько вообще люди не живут, сколько лет нашему союзу сегодня!) по своей комсомольской миссии оказался в соседнем лагере допризывников. И решили парни - инструкторы культурно отдохнуть от подростков. Судьба еще давала шанс: весь вечер дотемна на родном "Полтиннике", остановке 14-го(три автобуса проезжали переполненные) ловила такси или попутку. Машины нескольких знакомых останавливались. В том числе, и бывшего "графа" Г.(цель моей поездки ближе всех как раз была к нему), но он посетовал, что не по дороге и помахал мне ручкой из машины. Повернуть бы стопы, но... Сдаюсь только тогда, когда все пути перекрыты, замки и решетки непрошибаемы, но тем не менее, для верности постучавшись еще "контрольными выстрелами" пяток-десяток раз головой... Много крепостей взято, благодаря этому качеству. Наверняка почти все оправданы.(Такое вот утешение). Почти.
 
 А про судьбу в лице (опять же бывшего соседа из Третьего подъезда) Саши Ч.(сына того самого Ч.) мы порой с Ан. шутим: "Бедный Цып!Не было у нее шанса спастись. С ее упорством!.." И встретившись как-то в "Диетке" со всеми героями того 19 августа: "Донья Танька и 2 ее мужа, Жорж Амаду" - Софа порой так это называла - и Саша Ч. -  мы перст судьбы обсуждали. "Хороший смех!.. " - говорила по подобным поводам моя мама.
 
  Такой вот получился "юбилейный монолог". И опять же: хочешь- не хочешь, можешь- не можешь, а ехать надо . Немного отметить роковую дату. Бывало, что и в том самом лагере ее отмечали. Несмотря ни на какие предварительные обстоятельства. Не совсем по ассоциации, но... вспомнилось. На выпускной графа-механизатора его однокурсник и тезка (имя не оглашаю, но многие его знают, знали, вернее) с женой Инкой сильно припоздали. А когда я спросила, что случилось, на свету она мне показала пару царапин на молодом супруге и синяк на лице собственном(не, это она сама не удержала равновесие в гневе и ударилась об угол какой-то путающейся под ногами мебели). Бить не будут. А гундеть - да. А мне б еще ночь простоять, да день продержаться. Прочту и ошибки-опечатки проверю тогда потом. Кстати, и герою дня прочитаю - он всегда первый мой читатель. Тут не отнять.
  Да, и казачья пляска -пляска....
https://www.youtube.com/watch?v=VoTQMv95QU8
Песня Донских казаков "Узенький проулочек" - Кубанский казачий хор


... Понимаю, что это мало похоже на юбилейный спич "по поводу..." Порой вспоминала свое первое образование(полученное невзначай, "по залету") и параллельно с основным родом деятельности не только преподавала "Массовые игры и празднества" в "кульке", прыгала-скакала в альма-матер на ФОПе и на кафедре педагогикм при "подготовке к пионерским лагерям", но и тамадила свадьбы и юбилеи. Наслушалась. А уж цветистая патетика тостов во время застолий моих первых свекров (те, что "из графьев")!.. Не привилось. Как многое другое из времен тройной морали. Странно, что оно в поколения передается -  в соцсетях и жизни наблюдается ежечасно. Да и нужно же хоть изредка пополнять текст (хотя бы для той самой психотерапии) "Подводя итоги Жизни.."
 
  Мемуары, боюсь, не одолею уже. Студентов-журналистов(старалась главное , выжимки из практики, из собственного опыта передать, квинтэссенцию) учила когда-то тому, с чем сама так и не справилась: сначала лид, а потом все остальное. Когда переполняют впечатления после мероприятия, события, - отпишись информацией, а потом уже - лирические репортажи, полноценные интервью и очерки. Как карта ляжет, время и состояние души.
 Потребность в мемуарах( всегда их любила) многих настигает, подводя итоги... Умные подводят их заранее (а то ведь дальше -  тоже как карта ляжет). А я сохраняла жизнь других - уже ушедших(те хоть уже не разочаруют), и ныне живущих. А надо бы начать с другого. Но данность. ("Я" печатное - тест при поступлении в школу Тани Л.). Как и вообще многое другое в жизни.
...Вдруг кому-нибудь пригодится.
 ...
Из комментов: Лариса Р. - Читается как роман!Напиши продолжение!

- "В следующей жизни, когда я стану кошкой.... Ла-ла-ла-ла" - непременно. Не стану тогда флейтой забивать гвозди и лить в море воду кружками, а начну сразу с  "Человеческой комедии." 137(91 законченных и 46 незаконченных) романов. Или с "Ругон-Макаров"(там и всего-то 20 книг). В этой жизни мне "планида" вкупе с "еврейским счастьем" и "первой пуговицей" помешала.

  У сына в тетрадке по зарубежке, кажется, прочла начало чего-то мемуарного: "Все началось с того, что мой папа (чуть больше, чем пальцев на руках, видел наследник "графского титула" того-то папу вблизи после нашего  скорого  расстава, несмотря на одну улицу проживания - уже не на расстоянии 40 ступенек, а подальше - 600 с чем-то шагов- считали с тем "папой" же, когда переезжали: "А чем еще, Танечка, я могу тебя задеть!"- "графская порода" налицо!) поймал-таки мою маму в недрах третьего подъезда(эпитеты про подъезд пропущу, бо с обобщением не согласна - он всегда был мытый 2 раза в день в те времена)"... Года три ловил, к слову сказать. Изобретательно. (Отдельного рассказа требует). За кончик конверта вытаскивал эпистолы из города Киева в своем почтовом ящике, который под нашим - такие деревянные были "почтовые гнезда" для всего подъезда. "Судьба, судьбу, судьбе, судьбою, о судьбе..."               
 
  "Ругон-Макары" мне ближе с детства. "Радость жизни" перечитывала рекордное количество раз класса с 6-го. Недаром, скорей всего: "делать жизнь с кого". Дурочка Полина - такая же овца, как дурочка Таня. Но... Не в коня корм - не те выводы делала. В одном томе с "Дамским счастьем"(тоже сто раз читанное, но по торговой линии не пошла - нет призвания - пособие просто для нынешних маркетологов и проч... Пиарщики и торговые вузы должны изучать подробно)- тоже, наверное, недаром.

 Когда занялась генеалогией, ген. древо Р-М. - вкладкой в одном из томов - стало пониматься яснее на тему "кто кому Вася" (это Марии Арбатовой выражение - про Васю). Но ... родоначальница обеих ветвей Аделаида Фук 1768–1873 (с ее "двумя мужьями"... опять же -  Жорж Амаду) оказалась намного счастливей дуры Тани. Хотя, казалось бы:

 "Аделаида Фук (прозвище тетя Дида) родилась в 1768 г. В 1786 г. вышла замуж за своего батрака Ругона, неповоротливого и спокойного, и родила от него сына Пьера. В 1788 г. овдовела, а в 1789 г. взяла себе в любовники Маккара, неуравновешенного пьяницу, контрабантиста, и бродягу. От этого союза появляются на свет внебрачные дети – Урсула и Антуан. Отпрыски Ругона наследуют крестьянскую хватку, жадность, хитрость. В крови Маккара, напротив, заложены бесшабашность, склонность к пьянству, страсть к бродяжничеству, храбрость. В 1851 г. сошла с ума и содержалась в Тюлет, в доме для умалишенных, где и умерла от удара в 1873 г.
105-ти лет от роду. "
  И кого там только нет - в том древе: священники, художники, политики, торговцы, коммерсанты, крестьяне, рабочие... Ну и без проституток не обошлось ("Нана"). Как в сору в тех-то потомках могла Тетя Дида рыться.
В следующей жизни я буду смелее. Ла-ла-лала...

19 августа 19 года.