Маяк

Люба Мельникова
Маяк был для многих единственной нитью, что протянута для спасения. Не раз он спасал, предостерегая капитана о близости скал. Много раз он помогал людям деревни обрести покой, зажигая своим огнем погасший свет в их душе.

Но однажды маяк устал. Устал стоять в гордом одиночестве, возвышаясь над всеми. Устал быть путеводной звездой, считая, что не имеет на это право. Устал, что он у всех на виду. Маяк тоже хотел странствовать по свету, узнавать новые миры, постигать загадочные культуры мира.

И Маяк выключил свой прожектор, решив покончить с прежней жизнью. Предрассветный туман окутал его, закрыв от моряков, которые стали беспомощными перед морской стихией. Корабли не смогли пристать к берегу, довезти товары для жителей деревушки. Капитанам дальнего плавания не удалось пришвартоваться в местном порту, чтобы пополнить запасы провизии и отдохнуть. Вскоре место стали считать заколдованным, так как никто не смог найти пройти опасный участок без маяка. Берег стал последним пристанищем для десятка кораблей.

Жители деревушки стали покидать свои дома, ведь в ней больше не было жизни. А маяк так и стоял, почти всегда скрытый туманом. В одну очень холодную ветренную ночь старик, которому нечего было уже терять, решил навестить Маяк и поговорить. Это был первый человек, который навестил Маяк после нескольких десятилетий одиночества.

Человек долго взбирался по крутым ступеням Маяка, часто останавливаясь, чтобы передохнуть. Было тихо, старик слышал каждый свой шаг. Взобравшись, он еще долго не мог восстановить дыхание.

- Маяк, почему ты выключил свой свет? – спросил старик, глубоко дыша.

- Я устал быть тем, кем не являюсь. Я не считаю себя путеводной звездой и тем, на кого стоит равняться.

- Но ты создан ею быть. Ты возведен как ориентир для многих поколений. И должен радоваться. Не у всех есть свое предназначение в жизни. Многие, как я, например, за всю свою жизнь не находят свое место, свой путь. Они так и блуждают в потемках, постоянно сворачивая в проулки жизни. А можно было идти по широкой улице с высоко поднятой головой.

- Что ты хочешь этим сказать?

- А мой сын с детства понял кем станет. И он стремился и добился этого.

- Кем он стал? – спросил Маяк.

- Помощником капитана. Если бы все пошло хорошо, через два-три года он стал бы капитаном. Он уже почти накопил.

- И что? Он не стал капитаном? Передумал?

- Нет, не передумал. Его корабль разбился о скалы, когда хотел пришвартоваться к нашему берегу. Они всегда верили тебе и твоему свету.

Маяк задумался. Старик успел восстановить дыхание полностью, прежде чем Маяк вновь заговорил.

- Но я не выбирал и не желал такой жизни. Очень хочется самому увидеть далекие страны, а я лишь вижу корабли и людей с горящими глазами, которые возвращаются из странствий, полные впечатлений и эмоций.

- Быть избранным непросто, согласен. – вздохнул мужчина. – Но кто-то должен освещать путь кораблям, чтобы они выбрали верное направление. И никто, кроме тебя, это не сможет сделать. Я бы сейчас все отдал, чтобы стать тобой, но это невозможно.

- Почему?

- Потому что у каждого свой путь.

- Старик, получается, от судьбы не уйти?

- Получается, что так. Даже если мы считаем, что можем в любой момент сойти с одной дороги и перейти на другую, это будет ошибочно. Ты можешь выключить свет, но ты никогда не будешь тем счастливцем, который отправится в путешествие. Я бы мог стать капитаном вместо своего сына, купив на сэкономленные деньги корабль, но я не смогу никуда уплыть. Я ничего не смыслю в мореплавании. Мое предназначение на сегодняшний день – это земля.

- Но ты можешь пойти учиться.

- Могу. Но не хочу, потому что не хочу быть капитаном.

- Если бы захотел?

- Стал бы. Но ты не можешь никем стать, кроме маяка, потому что в твоей жизни есть цель: показывать путь заблудившимся и отчаявшимся. И я был бы горд, имея такую цель.

Маяк долго молчал.

- Старик, прости, что по моей вине ты потерял сына. И что он не сможет теперь достичь своей цели. Я приложу все усилия, чтобы остальные достигли ее. Спускайся, я освещу тебе путь.

Маяк вновь стал той нитью, с помощью которой моряки благополучно добираются до берега. Но сейчас он был горд собой, осознавая свою важность и значимость. Но при этом всегда был рад каждому посетителю, которых становилось все больше. Теперь долгом моряка или приезжего стало обязательное посещение Маяка как дань уважения. Люди несли воспоминания, эмоции, переживания и делились с этим с ним. Так Маяк побывал почти в каждом уголке мира. Он немного грустил ночами, но все печали проходили, когда предрассветный туман рассеивался и Маяк мог видеть корабли, которые с его помощью достигли берега.