К 90-летию Александры Пахмутовой

Руслан Богатырев
К 90-летию Александры Пахмутовой

7 ноября 2019 г. в Концертном зале Центрального Дома журналиста (Москва) при поддержке Комитета национального наследия и Русского общества классического романса прошёл Большой юбилейный концерт-посвящение «Нежность» к 90-летию А.Н.Пахмутовой (из цикла «Великие песни великой страны»).  Он был посвящён ещё нескольким юбилеям этого года: 85-летию со дня рождения Эдуарда Хиля, 70-летию Александра Градского и 50-летию ансамбля «Песняры».

== Из вступительного слова к концерту

— Ольга Петрова: Добрый вечер!

— Руслан Богатырев: Добрый вечер, уважаемые гости, дорогие друзья!

— Ольга Петрова: Мы рады приветствовать всех,  кто пришёл сегодня в этот уютный Концертный зал Центрального Дома журналиста. Это замечательное здание —  некогда Дворец-усадьба князей Гагариных —  было построено свыше двухсот лет назад  и хранит воспоминания о первом венчальном бале Александра Пушкина и Натальи Гончаровой.  Здесь,  в Доме печати  выступали выдающиеся поэты Серебряного века —  Александр Блок, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский.  Давали свои концерты  блистательные музыканты молодой Советской Республики — пианист Лев Оборин и скрипач Давид Ойстрах,  ставшие впоследствии профессорами Московской консерватории, где и училась Александра Пахмутова.

— Руслан Богатырев: Дата нашего концерта неслучайна и весьма символична. День 7 ноября – день Октябрьской революции — был главным государственным праздником Советского Союза.  Эта дата, как и 4 октября 1957 г. – День начала космической эры человечества — во многом предопределили нашу историю, историю новой эры… Эры людей высочайшей нравственной закалки, которые беззаветно служили своей великой Родине, гордились ею, людям, которые умели по-настоящему мечтать и любить.

— Ольга Петрова: Две сферы,  в которых Советский Союз добился главных высот мирового признания –  космос и спорт высших достижений —  олицетворяли два легендарных человека —  Герой Советского Союза,  первый космонавт Юрий Гагарин  и Герой Социалистического Труда,  лучший вратарь XX века Лев Яшин.  К русскому балету, русской литературе и русской музыке —  высшим культурным достижениям Российской Империи  — новая великая Советская империя добавила космос и спорт.

— Руслан Богатырев: Во вступлении к концерту был исполнен гимн нашего ансамбля BELSONECO  – первые семь тактов вокализа С.В.Рахманинова. Гордость и слава нашей страны – не только русская классическая музыка, но и крайне недооцененная советская песня. Аналогов ей просто нет в мире.  Да, эпоха великих свершений и великих потрясений XX столетия, судьбы и чаяния героических поколений блестяще отражены в этой музыкальной летописи нашей культуры. Её олицетворяют три самых ярких имени: Исаак Дунаевский, Борис Мокроусов и Александра Пахмутова…
 
— Ольга Петрова: Послезавтра —  9 ноября —  Александре Николаевне исполняется 90 лет! Живая легенда,  непревзойдённый мелодист,  человек космического масштаба!  Народная артистка СССР,  Герой Социалистического Труда,  лауреат двух государственных премий СССР,  кавалер двух орденов Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени,  кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й, 2-й и 3-й степеней,  Ордена Святого апостола Андрея Первозванного…  Всенародно любимый композитор.   Но песни её сейчас звучат довольно редко.

— Руслан Богатырев: Вот, что писала «Русская мысль»: «Наше время отличается тем, что в нём невероятно много музыки. Она лезет во все щели, звучит из всех окон, слышится там, где её никогда раньше не слыхали. Есть экономический закон, что когда какого-нибудь продукта очень много, он дешевеет. Так происходит и с музыкой — она дешевеет как таковая, её слишком много. Она дешевеет и, кроме того, вульгаризируется… Музыка сама по себе рождается из великой тишины. Теперь во всём мире же не существует этой тишины — есть великий гвалт… Многие тысячи мелких композиторов заняты фабричным изготовлением музыки для надобностей развлекающегося человечества». Так с горечью в газете «Русская мысль» писал Леонид Сабанеев, ученик Сергея Ивановича Танеева, профессор математики Императорского Московского университета и профессор Русской консерватории им. Рахманинова в Париже. Миновало 60 с лишним лет, а слова стали ещё более пронзительны и актуальны. Потому песни Пахмутовой для нас — как глоток свежего воздуха, как родниковая вода…

— Ольга Петрова: Сегодня особая дата —  именно 7 ноября 1953 г. —  точка отсчёта начала её творческой деятельности.  В этот день по Всесоюзному радио  прозвучала первая песня юной выпускницы Московской консерватории Александры Пахмутовой  — «Походная кавалерийская» на стихи Юлии Друниной.  Именно эта песня получила первую премию  на конкурсе Московской консерватории как лучшая песня ко Дню Советской Армии.  За эти годы написано столько замечательной, светлой и глубокой музыки:  около тысячи музыкальных произведений,  только на её официальном сайте насчитывается без малого 450 песен.

Полковник Анатолий Григорьевич Утыльев,  работавший начальником парашютно-десантной службы в первом отряде космонавтов  и комсоргом для 20 первых кандидатов в космонавты,  вспоминал:  «Скажу не без гордости:  за то время, что я рулил комсомолом,  в нашем Центре побывали очень многие известные всей стране деятели культуры.  Но самой первой была Александра Пахмутова.  Она же затем приводила с собой Николая Добронравова, Сергея Гребенникова,  Муслима Магомаева, Льва Барашкова, Юрия Гуляева, Иосифа Кобзона,  Майю Кристалинскую, Льва Лещенко, Вадима Мулермана,  Эдуарда Хиля, Валентину Толкунову,  других авторов и исполнителей собственных замечательных песен.  Все космонавты первого и последующих призывов  души не чаяли в этой крохотулечной женщине с таким великим,  космическим песенным талантом.  Но, наверное, самым большим её другом был всё же  Юрий Гагарин».
 
— Руслан Богатырев: В январе 1938 г. 8-летняя Аля и её отец Николай Андрианович на фортепиано в четыре руки исполнили первую часть 40-й соль-минорной симфонии Моцарта. И вряд ли кто из присутствовавших на этом концерте в посёлке Бекетовка, что под Сталинградом,  мог предполагать, что спустя много лет в Зальцбурге, в родном городе Моцарта Александра Николаевна удостоится чести играть на клавире, клавиш которого касался юный Вольфганг Амадей.

Таланты и титаны не появляются из ниоткуда… Учитель Пахмутовой — выдающийся интеллектуал, ректор Московской консерватории, ученик Николая Мясковского и близкий друг Дмитрия Шостаковича — Виссарион Яковлевич Шебалин. Среди его учеников Борис Мокроусов и Тихон Хренников.

Неудивительно, что темой диссертации Александры Пахмутовой была партитура оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».  Александру Николаевну многое связывает с классической музыкой. Не только образование, но и творчество. Она написала немало симфонических и камерных произведений, о которых, увы, широкая публика мало что знает: Русская сюита (1952), Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль минор (1955), балет «Озарённость» (1973), увертюры, прелюдии, сюиты, оды, сонаты, сонатины, ноктюрны, токкаты, струнные квартеты…

В связи с этим не могу не сказать, что в ближайшее воскресенье 10 ноября телеканал «Россия 1» в режиме прямой трансляции из Большого театра покажет Большой юбилейный концерт в честь 90-летия Александры Пахмутовой. В программе прозвучит её симфоническая музыка, заявлены и премьеры, в том числе фрагменты новых балетов.

— Ольга Петрова: Для сегодняшнего концерта-посвящения  ансамбль BELSONECO подготовил свою антологию — 24 её лучшие песни. Они разбиты на тематические тройки-триарты: Вселенная и 7 планет Александры Пахмутовой из 7 созвездий.

Песня «Нежность», которая и дала название юбилейному концерту,  была написана в 1965 г. и посвящена французскому писателю и поэту Антуану де Сент-Экзюпери,  лётчикам и романтикам. Песня вошла в цикл «Обнимая небо» и была одной из самых любимых песен у лётчиков-космонавтов СССР,  и, пожалуй, самой дорогой —  для первого космонавта планеты Земля —  Юрия Алексеевича Гагарина. Она ждёт его. Одна. Его одного. На планете Земля.

Николай Добронравов вспоминал: «Мне был важен не сам лётчик,  а человек,  который глазами поэта смотрел оттуда на Землю,  Вселенную,  мне нужен был поэт»... В 1968 г. Николай Добронравов написал слова для другой песни,  которая перекликается с этой. «Маленький принц». И вновь Экзюпери. Но музыка уже Микаэла Таривердиева.

Концерт сегодня необычный. И не только потому, что он юбилейный и во многом даже исторический. Песни Пахмутовой более привычны в оркестровом или хоровом исполнении. Симфоничность, присущая её музыке, обычно раскрывается именно в таком звучании. Но при этом в ней столько душевного тепла, искренности,  камерной тонкости и классических пропорций... Сегодня вы услышите антологию лучших песен Александры Пахмутовой  в звучании именно камерного ансамбля классических музыкантов,  музыкантов, которые на своих концертах исполняют произведения Баха,  Моцарта, Шопена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова,  шедевры европейского и русского классического романса, в звучании ансамбля ярких солистов-виртуозов, где каждый инструмент – особый тембр, особый голос,  вплетаемый в музыкальную миниатюру, в музыкальный сонет.

— Руслан Богатырев: В сегодняшней суете мы настолько потеряли ориентиры, что по дороге на ВВЦ равнодушно проходим мимо высочайшего памятника Советского Союза, сделанного фактически из чистого золота, из драгоценных листов титана, которые с таким трудом добывал для него Сергей Павлович Королев. Кто теперь это знает и помнит? По песням, которые поёт молодежь, можно судить о том, в какие идеалы она верит, о чём она мечтает. Новые поколения столь же равнодушно проходят и мимо творчества Александры Пахмутовой.

Великая страна (если она хочет, чтобы её считали таковой) должна знать и свято чтить своих героев. А имя Александры Пахмутовой в советской песне сродни имени Юрия Гагарина в советском космосе!


== Представление участников и почетных гостей

Московский камерный ансамбль BELSONECO («Благозвучие», в пер. с эсперанто): Руслан Богатырев (тенор), Лариса Тымчинская (сопрано), Юлия Туляева (скрипка), Владимир Гапонцев (гитара), Александр Новиков (фортепиано) — лауреаты и дипломанты международных конкурсов в России, Украине, Италии, Испании, Франции, Германии, Португалии, Румынии, Литве и Израиле. Уникальная особенность коллектива: стиль sentimento brillante (светлая изысканная музыка с ноткой ностальгии). В основе программ ансамбля — эрмитажная, бальная и национальная музыка, классические, салонные и кармен-романсы; сочетание шедевров классики и эстрады.

Участники коллектива выступали на сценах Государственного академического Большого театра России, Римского оперного театра, Московского международного Дома музыки, Государственного центрального концертного зала «Россия», Концертного зала им.П.И.Чайковского, Концертного зала «Барвиха Luxury Village», Концертного зала «Crocus City Hall», Большого, Малого и Рахманиновского залов Московской консерватории, Большого концертного зала Российской академии музыки им. Гнесиных, Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Центрального Дома учёных РАН, Центрального Дома работников искусств, Центрального Дома журналиста, Центрального Дома актера им.А.А.Яблочкиной, Московского дома композиторов.

— Руслан Богатырев: Перед началом второго отделения несколько слов о нашем коллективе. В декабре этого года Московскому камерному ансамблю BELSONECO исполняется 5 лет. Я хотел бы представить каждого из музыкантов.

• Как отзвуки сердца — хрусталь фортепиано... АЛЕКСАНДР НОВИКОВ. Лауреат международных конкурсов. Универсальный пианист, аранжировщик, импровизатор. Ему в равной степени подвластны классика, джаз, эстрада.

• Как пламя души — неземная гитара... ВЛАДИМИР ГАПОНЦЕВ. Один из лучших классических гитаристов России.  Лауреат и дипломант более 20 международных конкурсов. В 2017 г. вошел в число полуфиналистов самого престижного международного гитарного конкурса Guitar Foundation of America в Лос-Анджелесе.

• Как ангельский голос — небесная скрипка... ЮЛИЯ ТУЛЯЕВА. Лауреат международных конкурсов. Скрипачка и органистка. Приглашенный концертмейстер итальянского фестиваля Palermo Classica 2019. С отличием окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. Работала солистом Баховского общества и солистом-концертмейстером Концертно-симфонического оркестра Московской консерватории, созданного по инициативе Геннадия Рождественского.  Один из её педагогов, органист Сергей Леонидович Дижур, — ученик прославленного пианиста Генриха Густавовича Нейгауза. Наставник Александры Пахмутовой, профессор Виссарион Яковлевич Шебалин считал Г.Г.Нейгауза самым великим интерпретатором XX столетия.

— Ольга Петрова: Помимо инструментального трио в состав ансамбля входят лирико-драматические голоса: сопрано и тенор.

• Сопрано ЛАРИСА ТЫМЧИНСКАЯ. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Фонда Ирины Архиповой и Фонда «Таланты мира» п/р Давида Гвинианидзе, выступала как солистка в Большом театре России, Московском театре «Новая опера», Московской областной филармонии.

• Тенор РУСЛАН БОГАТЫРЕВ. Лауреат Международного конкурса имени Шаляпина, Международного конкурса памяти Рахманинова, Международного конкурса старинного русского романса имени Изабеллы Юрьевой, лауреат и дипломант конкурсов классической и эстрадной песни в России, Украине, Италии и Испании. Поэт-песенник, автор слов к русским песням и романсам, вальсам Чайковского, Свиридова, Шостаковича, Зацепина и Доги, победитель международных соревнований по бальным танцам в категории Pro/Am, включая Открытый чемпионат Италии и Firenze Dance Festival во Флоренции в 2019 г., постановщик программы и руководитель Московского камерного ансамбля BELSONECO.

За свою концертную и просветительскую деятельность по развитию русской музыки Московский камерный ансамбль BELSONECO в 2016 г. награждён почётной медалью Василия Павловича Зубова, отца-основателя уникальной русской коллекции смычковых инструментов работы итальянских мастеров: Антонио Страдивари, Андреа Гварнери, Франческо Руджери и Николо Амати,  директора Московского отделения Императорского Русского музыкального общества.

В концерте также принимают участие  Сергей Дашкевич и Дарина Семёнова — мастера танца России, члены Всемирного Танцевального Совета, хореографы и педагоги, победители и призёры крупных международных соревнований, на которых они  выступали как члены национальных сборных трёх стран: России, Украины и Беларуси.

— Руслан Богатырев: Мне бы хотелось представить и почетных гостей этого концерта.

Зоя Аркадьевна Фёдорова. Автор уникальной вокальной методики, педагог, солистка Большого театра Союза ССР золотой эпохи Владимира Атлантова и Елены Образцовой, главный эксперт Комитета национального наследия.

О втором нашем госте расскажу чуть подробнее. Его биография имеет самое прямое отношение к нашему концерту.

Владимир Александрович Сухомлин. Доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией открытых информационных технологий факультета Вычислительной математики и кибернетики  МГУ им. М.В.Ломоносова, председатель Международного Союза славянских журналистов.

Внук Николая Николаевича Озерова, народного артиста России, лирико-драматического тенора Большого театра, профессора Московской консерватории, руководителя Оперной студии при Большом театре и одного из наставников Сергея Яковлевича Лемешева. В ту пору, когда Александра Николаевна Пахмутова училась в Московской консерватории, он был деканом вокального факультета.

Один из самых любимых спортивных фильмов Пахмутовой – фильм «О спорт, ты – мир!», созданный в 1981 г. В нем прозвучало 12 её произведений, среди них «До свидания, Москва» и «Нам  не жить друг без друга».

Автор сценария и режиссер этого фильма – народный артист СССР Юрий Николаевич Озеров.  В золотую летопись советского кино он вошел как режиссер киноэпопеи «Освобождение», фильмов «Битва за Москву», «Солдаты свободы», «Сталинград».

Владимир Александрович Сухомлин — сын Юрия Николаевича и племянник прославленного спортивного комментатора Николая Николаевича Озерова. С нашим ансамблем он и Зоя Аркадьевна Фёдорова с самого первого выступления в 2014 г.


ДОП. ИНФОРМАЦИЯ:

* Нежность. Музыкальная сказка: http://proza.ru/2019/11/08/1651