3. Культура и Смерть. Фэншуй на кладбище

Сангье
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам. (А.С. Пушкин)
    *       *       *

КУЛЬТУРА  И   СМЕРТЬ.  ФЕНШУЙ  НА  КЛАДБИЩЕ. В стихотворении Пушкина «родное пепелище» и «отеческие гробы» неотрывны от понятия «Родина»: речь идёт об уважении к национальной культуре и её важной части - сакральному обряду погребения усопших. Но у разных народов – совершенно разные погребальные обряды. Весьма разные сакральные обряды в двух половинках мира: на Востоке и Западе. Какие же из них истинны?

Все сакральные обряды истинны в своей стране и в своё время. Поэтому и правила поведения на кладбище расходятся только в частных проявлениях, но в принципе, по сути они одинаковы: не нарушай напоказ традиций - не оригинальничай в сакральном месте. О таких общих, истекающих из внутреннего отношения к данной проблеме, но ныне подзабытых правилах и пойдёт речь. Тогда как информация о правильной ориентации в пространстве могилы и т.п. неоднократно изложена в многих известных пособиях по китайскому  ф э н ш у й: дословно «ветер и вода» — ещё из даосизма пришедшая практика организации гармоничных отношений с пространством физическим и энергетическим, связанным с энергией предков, иначе - рода или генетики по кровному родству. В деталях современная наука объяснить эту тему не может, но нежелательные последствия нарушения этой гармонии печально известны, хотя и не признаются материалистами...
_______________________

УСТАНОВКА  ПЕРЕД  ТЕМОЙ. По древней даосской философии: жизнь человека - есть циркулирование и взаимодействие в теле энергий янь и инь (янь - мужская, инь - женская энергия). Смерть - есть прекращение движения янь-инь вследствие естественного - энергетического-генетического - исчерпания срока жизни (глубокая старость как "идеальный" вариант!), либо вследствие внешнего разрушающего воздействия: убийство, катастрофа, гибель на войне, тяжёлая внезапная болезнь и т.п. Однако,гораздо чаще подобные "разрушающие воздействия" создают сами люди вследствие своей сакральной неграмотности: общество диктует сиюминутные установки, подчиняющие сознание... Совершенно ли верны ли эти установки?..

Итак, если у вас есть некоторые на грани материализма (Вы это подозреваете!) проблемы, то не бегите сразу к экстрасенсам и гадалкам, но посмотритесь в зеркало... В жизни - знаете ли, есть много на первый взгляд загадочного, но для наших предков совершенно очевидного, что мы просто забыли. Как ни странно, но древняя восточная философия наиболее более кратко кратко и доступно объясняет суть проблемы для тех,Ю кто готов этому объяснению верить. (Все прочие могут воспринимать ниже излагаемое как занятную фантастику!)

П л о х а я  янь или инь - такого термина в восточном фэншуе нет: и тёмное женское начало инь (инертность и её положительный аспект - стабильность; ночь, земля, холод, зима) и светлое мужское янь (активность и её нарушающий стабильность "взрывной" отрицательный аспект, день, воздух, тепло, лето) - равно необходимы для жизни. В восточной медицине и фэншуе говорят не о плохой энергии, но о неблагоприятных - избытке либо недостатке янь или инь у конкретного человека или в конкретном месте. Феншуй как раз и служит для уравновешивания инь-янь.

В общественно широком смысле фэншуй - это правильно повешенное зеркало или по всем законам фэншуй ориентированные дом или захоронение (дом усопшего, и соответственно задаче, дома - один фэншуй, а на кладбище - другой). В первоначальном смысле фэншуй - это наш соответствующие или несоответствующие Космосу образ мыслей и мировосприятие, и только во вторую очередь прочие "разные" фэншуи: зеркало, ориентировка дома и т.п. В самом широком смысле фэншуй - это все наши мысли и поступки: материалисты мы или нет? Уважаем то, что физическому глазу недоступно или смеёмся над этим?

В какой-то мере, совершенное неверие во что-либо за пределами физического существования тоже может являться защитой - до поры до времени: пока не будет сделано какой-либо "крутой" сакральной глупости. Так что даже ни во что не верующим следовало бы "на всякий случай" соблюдать  хотя бы внешние общие правила поведения в сакральных местах (кладбище, морг, крематорий, знаете-ли, всё-таки не цирк и не бар!), о чём речь пойдёт далее.
___________________________

КУЛЬТУРА -  ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ. Любая развитая культура имеет своё развитое понятие о смерти. "Развитая культурап" – здесь не означает технизацию и прочие блага современной цивилизации. Развитая культура означает – процветавшая в свое время. Так культура Древнего Египта была на своём уровне в своё время весьма высоко развитой, хотя, возможно, сейчас кому-то и покажется детской вера в параллельный миру живых загробный мир. Однако, не тоже ли самое в других этических категориях утверждают и христианство и ислам, ведь рай и ад не та же согласная с верованиями древних египтян загробная жизнь?! А буддизм говорит, что сознание человека многократно перерождается в новом теле, но между рождениями проходит не менее 40 дней, в течении которых облечённое в тонкое тело сознание находится в особом промежуточном мире – бардо, - очередной вариант загробно – переходного мира.

Едва ли все хором ведущие мировые религии во всём совершенно не правы. К этой проблеме отношение к этой проблеме лично можно корректно сформулировать на границе благоразумия и веры: первый признак, может быть, не слишком верующего, но культурного человека – уважение к традициям и не оскорбление чужой веры. И если какая-либо жизнь после смерти всё-таки существует, хотел бы я заранее и по глупому нарушать границу между миром живых и «тем» миром?! Когда же мы ещё и верим в бесконечную жизнь и существование других миров – отношение к смерти – переходу в мир иной по ясной причине особенно важно. 

Истинно культурный человек не заявляет в лицо и даже за глаза носителей иной культуры: «Отсталые эти индусы. Глупее их реинкарнаций ничего не придумаешь!»; «Этот парень – исламист: что с него взять!»; «Ни рая, ни ада нет! И зачем вы зажигаете на могиле освящённые свечи: вполне сошли бы и хозяйственные!»; «Петя совсем одурел, - в бога уверовал!»; «Все восточные религии – от дьявола!» - и т.п. и т.д.

 И, конечно, порча религиозных памятников (кража крестов, рисование жёлтых звёзд и прочее) во все времена считалась преступным вандализмом, - среди более или менее культурных личностей это даже обсуждению не подлежит! На сакральном же уровне, рано или поздно, такие лихие вандалы - дикари жестоко поплатятся: так предупреждает опыт предков.

Признак этически высоко развитой культуры – думание о смерти, рассуждения о смерти в масштабах общества. Увы! По этому признаку наша нынешняя культура в узаконенном государством масштабе являет все признаки деградации.  С 1917 по примерно 1990-е годы перестройки у нас в общественном масштабе был хотя бы культ героической смерти за Родину, а теперь и совсем ничего нет. Один старенький, переживший сталинщину учёный сказал автору статьи: «М ы  т а к  плохо живём, потому что слишком много своей крови лили, да ещё без всяких извинений об этом не желаем помнить. Вот прошлое и настигает - бьёт нас!» Это правда: позиция от страха зарывающего голову в песок страуса остальные части тела не спасает.

Думание о смерти вовсе не означает страх смерти. От личности изрядного мужества требуют вопросы: за что не жалко отдать жизнь?; как мне желательно умирать? какой обряд сделать? Отсутствие такого осознанного – желательно на широком фоне мировой культуры обдуманного отношения к смерти в обществе чревато забвением многих сакральных правил поведения, ибо когда не думаем о главном, рационально ли помнить на эту тему «мелочи»? Все ли христиане знают, что совсем не водку, и тем более не виски, а только символизирующее кровь Христа красное вино следует пить на поминках? Это, заодно, сделает поминки более культурными: пресечёт пьяные выходки.
                *                *                *

- А по обочине дороги мёртвые с косами стоят...  И тишина! – реплика из известного старого "детского" кинофильма «Неуловимые мстители».
                ___________________________________________


КЛАДБИЩЕНСКАЯ  МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ. ПРАВИЛЬНЫЕ  И  НЕПРАВИЛЬНЫЕ   ПАМЯТНИКИ. К монументальности люди были склонны всегда и во всех сферах жизни. Но что в Европе и России считалось достойным кладбищенским памятником вплоть до конца 19 века? Это были - каменные крест и подобие внешнего гроба, фигуры скорбящего ангела или плачущей женщины с изречениями из Священных текстов. Имеющие портретное сходство с довольно известным усопшим бюсты встречались раньше не так часто, причём такие бюсты были сильно символизированы, если так можно выразиться. Ныне всё изменилось.

Сколько-то лет назад батюшки старой школы ещё пытались внушать: не стоит ставить на кладбище плиту с на ней в полный рост выгравированным фотографическим портретом покойного. А ныне придёшь на кладбище, и по выражению из знаменитого фильма «Неуловимые мстители» вокруг «покойнички стоят». Такие напоказ массивные дорогущие памятники могут оскорбить чувства материально не столь хорошо живущих.  Едва-ли стоит ставить и слишком напоказ «выскакивающие» из общего оформления кладбища памятники.

Всё это попытки размышления о смерти «заткнуть» - заслонить большим количеством затраченных денег. Всё это на новом фоне «египетские» попытки мир мёртвых подменить миром живых: «Колян был такой парень! Ну мы ему и памятник отгрохали, - был бы доволен! Мы же настоящие были друзья!» (Слышано автором статьи своими ушами!) Здесь общую меру указать нельзя: здесь нужно просто иметь художественный вкус и уважение к сакральной стороне бытия.

 Мы никого не хотим оскорбить, но представьте: что изрекли бы усопшие, на которых в виде надгробия навалили гранитную машину или огромный вычурный крест, зачем-то с дырой посередине и каменной головой этого усопшего наверху, – какой религии или вере принадлежит сия символика? Скорее всего, это - "религия" собственного эго, боящегося даже серьёзных за пределами материального раздумий о смерти.

Любители кладбищенской современной монументальности забывают или никогда не знали: в тоже приверженном кладбищенской монументальности Древнем Египте пресечением утечки энергии из мира живых регулярно занимались специальные, хорошо тренированные и на своём поприще весьма сильные жрецы. То же было и в Китае, и в Японии, где, между прочим, существует масса страшных рассказов о краже мёртвыми энергии живых. Так в сказках представляется утечка жизненной энергии ци вследствие нарушения сакральных традиций - нарушений фэншуй. Сказка ложь, да в ней намёк, - добрым молодцам урок.
                ___________________________________________

               
                Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. Наконец приподнялся, бледен как сама покойница, взошел на ступени катафалка и наклонился... В эту минуту показалось ему, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом. Германн, поспешно подавшись назад, оступился и навзничь грянулся об земь. Его подняли.... -- А.С. Пушкин "Пиковая дама".
____________________

  Когда в дореволюционной России ставили монументальные памятники, за под ними погребённых заказывали неоднократные панихиды.  А панихида, это обряд, в том числе символически «закрывающий» двери из мира мёртвых в мир живых - закрывающий утечки ци. Обсуждать силу производимых осовремененными батюшками обрядов мы здесь не будем. Напомним только, что сильное или слабое действие подобных обрядов зависит ещё и от ментальных  установок сознания обряды заказавших: от их искренней веры либо безверия с мотивировкой «на всякий случай». (Состояние искренней веры в массе населения путь каждый оценит для себя сам.)

Если мы согласны с существованием тонкого, глазу невидимого вида жизненной энергии в любом её названии, то логично предположить: эта энергия не только естественно уменьшается к старости, но может и преждевременно утекать в антифеншуйные дыры. И вот идёшь по монументальному кладбищу с приветливо улыбающимися «покойничками» и нередко видишь: один монументальный памятник, и рядом от его конечной даты через год другой с той же фамилией. А бывает, через два года уже и третья одинаковая фамилия!  Что же происходит?

Происходит та самая показываемая китайскими сказками утечка жизненной энергии, в чём виноваты, правда, не мёртвые, но эргетическая и сакральная неграмотность живых. Как  помним, пушкинский Германн недолго жил после ему подмигивания мёртвой графини. И какая разница - привиделись кому-либо подобные вещи или были на самом деле, когда и привидевшееся может негативно влиять?!
                ____________________________


Много в небе звёзд далёких,
Небо тайнами полно;
Но на дне могил глубоких
Меньше ль тайн погребено? (Яков Полонский. На кладбище)
      *      *      *

СМЕРТЬ  И  ЭНЕРГИЯ  «ЦИ». 9 и 40 дней после смерти, и годовщина со дня ухода – сакральные, напряжённые для родственников усопшего даты. Бывает так, что на закатном периоде жизни пожилые, вместе долго прожившие люди уходят до 40 дней после смерти партнёра. В этом случае вслед уходящие нередко и не хотят оставаться одни, да и жизненная энергия их почти исчерпана. Но на дублирующих поочерёдно через год одинаковые фамилии усопших памятниках нередко означен далеко не старый возраст! Учение об энергии ци способно разъяснить эту странность:  ци функционирует природными циклами.

Существует 12 созвездий зодиака – 12 месяцев года и 12 меридианов (область иглотерапии) – путей невидимой энергии ци в теле человека.  Каждый определённый месяц какой-то меридиан наиболее активен, а какой-то – наименее активен и уязвим.  За 12 месяцев энергия ци проходит полный сезонный цикл: человек стал на год старше и вышел на следующий круг работы меридианов - на следующий годовой этап жизни. За пределами тела человека ци образует ещё и ауру – как бы защитное поле. Живущие вместе люди безусловно «меняются» энергией – «заражены» ритмами друг друга, – как бы отражены в друг друге. Что же происходит с оставшимся после смерти «отражённого» партнёра? За 12 месяцев энергия ци должна бы, пройдя полный сезонный цикл, переключится на следующий, - должна бы, но этого не происходит, когда путь ей закрыт нарушением обрядового феншуй.

На время похорон родственника ещё физически здоровый человек выдержит год утечки ци, но в середине либо в конце года наступит переломный к худшему момент. Кроме того, человек не обязательно может успеть заболеть: когда жизненная энергия ци ослабевает – ослабевает и защитная энергия (разновидность ци), человек становится более рассеян, в итоге может попасть под машину - врезаться на машине; умереть от такого количества алкоголя, который ранее переносил легко, и т.п. (Всё это согласуется с теорией кармы, о которой здесь пока говорить тоже будем, т.к. большинство предпочитает «карме» разговор о «тонкой энергии»). И вот после нежданной смерти ползёт шепоток: ранее усопший родственник приходил и забрал к себе!.. Не усопший, а сами себя столкнули на тот свет небрежением сакральных традиций.
_________________________________________

ФОЛЬКЛОР  О  БУРНЫХ  РЫДАНИЯХ  ПО УСОПШЕМ. Также негативным считается выражать скорбь по усопшему бурными рыданиями не только в день похорон, но длительно после. С восточной точки зрения это негативно влияет на будущее перерождение. Христиане же считают, что это тревожит душу даже в раю. Есть забавная украинская полу сказка – полу притча: у матери умерла любимая единственная девушка-дочь. Мать тоскует-рыдает год, рыдает другой: всё в не себе от тоски. Хочется ей дочь ещё хоть разок увидеть. И вспомнила тут женщина, что по христианскому обряду похороненных есть своя Пасха Мёртвых, когда они ночью собираются в церковь.

Вот в нужный день женщина спряталась около церковного входа: видит, - и правда, идут в церковь усопшие с этого кладбища – все нарядные, довольные.  Все прошли, - её дочери нет.  Наконец, последней и она еле-еле плетётся сгорбленная с двумя огромными вёдрами в руках. Выскочила тут женщина из укрытия:
- Доченька! Дорогая! За что же ты одна так нагружена – так мучаешься?!
- Так то, мамо, слёзы, которые вы по мне наплакали! Вот и приходится мне их таскать с собой.
Поумнела тут мать и прекратила часами рыдать об усопшей.
               ___________________________


Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы. – Гаврила Романович Державин
     *       *        *

ФЭНШУЙ   ПОВЕДЕНИЯ  НА  КЛАДБИЩЕ. При посещении любого и даже самого правильного - по всем правилам феншуя устроенного кладбище старинные люди рекомендовали соблюдать некоторые на первый взгляд мелочные правила. Начнём с забавного и не слишком печального эпизода. Бабушка автора статьи успела до революции закончить Институт благородных девиц, так что русский фэшуй поведения в разных ситуациях она знала хорошо (в то время обрядовой стороне жизни учили с детства). И вот как-то сын бабушки – отец тогда ещё юного рассказчика поссорился со своей старой матерью. Когда обычно такое случалось, отец вместо прямых извинений старался к матери подольстится, - сделать что-нибудь для дома полезное.

На другое утро после ссоры бабушка собралась на кладбище к родственникам.
- И я с тобой пойду, - предложил отец рассказчика.
- Зачем? – удивилась бабушка.
- Ну, тебе же нужно что-нибудь сделать: ограду там покрасить?
Бабушка поджала губы:
- Мужчина – существо с агрессивной энергией. Да ещё вчера водку пил. И утром накурился. И не веришь ни в бога, ни в чёрта. Один вред от тебя на кладбище будет. Дома почини ножку у стола, - и помиримся.

Эту историю вполне можно прокомментировать с точки зрения восточного фэншуй: на кладбище преобладает инь энергия, женщина - тоже существо инь-ское, - подобное безопасно для подобного?.. Вывод был бы безупречен, но вот в исповедующих буддизм странах  Бурятии и Монголии женщинам на кладбище вообще ходить не разрешается. Впрочем, в Бурятии и Монголии и мужчины ходят на кладбище только в должности ламы - священнослужителя. Так что в каждой стране в частностях свой кладбищенский фэншуй, основанный - как ни странно! - на общих "подводных" понятих.
                ________________


КЛАДБИЩЕ  -  ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ   ЗЕРКАЛО. Кое-какие старинные, непрописанные в учебниках правила поведения на кладбище мы попытались в осовремененном виде изложить ниже. Во-первых не заявляйтесь на кладбище вдрызг пьяными, не бросайте окурков, и не мусорьте. Старые люди говорили: кладбище – это большое зеркало. Энергетическое зеркало, отражающее в увеличенном размере – добавим мы. Дело в том, что энергия ци на кладбище уже утратила связь с неким личным «я», но ещё в какой-то мере адекватна жизненной энергии живых. Отсюда и страх и возможность увидеть на кладбище некий призрак – фантом – отражение собственных страхов:

Так и кажется, что тени
Мёртвых колокол сзовет…
На церковные ступени
Призрак сядет и вздохнёт;
Иль, костлявыми руками
Мертвеца приподнята,
Глухо стукнет за кустами
Надмогильная плита…

…В мире тленья не выносит
 Ум — свидетельства немых,
И, бескрылый, робко просит
Убежать скорей от них. (Яков Полонский. На кладбище)
   *      *       *
 
ПРОГУЛКИ  ПО  КЛАДБИЩУ.   ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ. Посещение кладбища - повод подумать о вечности.  В противовес этому на похоронах  у провожающих на лицах нередко отражена одна затаённая "задняя" мысль: хорошо, что это случилось не со мной!.. Надо скорей запить!"

Когда кладбище – энергетическое зеркало, то какие мысли ты на кладбище с собой принесёшь, такую энергию в многократном размере и унесёшь. Поэтому на кладбище нельзя проявлять агрессию: нельзя вспоминать всё негативное. На кладбище и тем более у ещё не зарытой могилы не стоит вести никаких мелочных «мусорных» бытовых разговоров на темы – покойный с кем... и когда?.. А ведь случаются, -  что греха таить! - частенько случаются такие неэтичные разговоры после выпивки даже вслух. Случаются и с самим собой не к месту - не к ситуации рассуждения, ещё не в самом худшем варианте описанные в рассказе Достоевского. Его незадачливый герой размышляет:

«Х о д и л  развлекаться, попал на похороны. Дальний родственник. Коллежский, однако, советник. Вдова, пять дочерей, все девицы. Ведь это только по башмакам, так во что обойдется! Покойник добывал, ну а теперь - пенсионишка. Подожмут хвосты. Меня принимали всегда нерадушно. Да и не пошел бы я и теперь, если бы не экстренный такой случай... Лет двадцать пять, я думаю, не бывал на кладбище; вот еще местечко! ...Мертвецов пятнадцать наехало. Покровы разных цен; даже было два катафалка: одному генералу и одной какой-то барыне. Много скорбных лиц, много и притворной скорби, а много и откровенной веселости. Причту (священнику или дьякону) нельзя пожаловаться: доходы…». (Ф.М. Достоевский «Бобок. Записки одного лица.)
 ________________

КОМУ  ПРОГУЛКИ  ПО  КЛАДБИЩУ  БЛАГОПРИЯТНЫ?  Есть не так чтобы многие люди, для которых прогулки по кладбищу всегда благоприятны. Особенно, если эти люди умеют мыслить поэтически: поэтическое мышление сметает страх и даже способно преобразить негатив – поднять его на свой уровень мышления. Впитавшая в себя следующие строки тёмная энергия инь едва ли будет к автору нижеприведённых строк агрессивной:

Оплакавший земной дорогой
Любви утрату не одну,
Созревший опытностью строгой,
Паломник скорбный и убогой,
 Люблю кладбища тишину.

Мне так сочувственны могилы,
В земле так много моего,
 Увядших благ, увядшей силы,
Что мне кладбище — берег милый,
Что мне приветлив вид его. (Князь Пётр Вяземский)
    *       *       *

Пространство вообще подчиняется кодированию красивым словом, ведь поэзия «выросла» из ритмичных заклинаний древности. И так красиво о кладбище мыслившему князю Петру Вяземскому, безусловно, можно было гулять по кладбищу сколько ему хотелось. Но вообще, кладбище – не место для пустых прогулок и любителям подобных развлечений – еще не признанным поэтам лучше сократить такие походы.
___________________________________________

...И веют древними поверьями –
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука. (Александр Блок. Незнакомка)
   *    *     *

- ЦВЕТ  ОДЕЖДЫ.  Ходите на кладбище по памятным дням, ходите в чистой одежде не ярких цветов: не только потому, что скорбь и печаль чаще всего символизирует чёрный цвет. Дело в том, что два начала энергии ци – инь и янь символизируются чёрным и белым цветом. На кладбище преобладает инь – инертное тёмное начало.  Любой цвет есть как бы материализация определённой интенсивности уровня энергии. И слишком яркий – интенсивного излучения цвет вашей одежды может возмутить зеркало кладбищенской инь. А ведь инь и янь всегда стремятся соединиться... И  в итоге, после посещения кладбища в яркой одежде хорошо ещё, если вы выйдете только с разовой головной болью!

- ТАТУИРОВКИ. При визитах на кладбище в тёплое время года закрывайте любые татуировки (проблема нашего времени!) с сакральными элементами: черепами, крестами, ножами, змеями и т.п.  Тем более не надевайте на кладбище всегда и во всех случаях сильно анти фэншуйной и безвкусной одежды с изображением черепов, скелетов и т.п. Любители кидать такие панты особенно на кладбище могут жестоко поплатится. 

Также современные пластмассовые подделки под черепа и тому подобные предметы - крайне антифэншуйны а доме: одно дело - быть великим средневековым алхимиком или индийским йогином (последние использовали украшения из человеческих костей и иногда даже жили на кладбищах), другое дело – без надлежащей силы воображать себя таковыми.
             _____________________________________________


«Всё мое», — сказало злато;
«Всё мое», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато;
«Всё возьму», — сказал булат. (А.С. Пушкин)

- ЗОЛОТО  И  СЕРЕБРО. Перед визитом на кладбище снимите с себя лишнее золото, если у вас оно есть.  Кроме обручального, золотые кольца лучше снять все. Дело в том, что золото – энергетически опасный металл, по заблуждению считающийся супер фэншуйным – полезным.  Золото как бы контактирует с историей человечества: припомним, - сколько крови пролилось за золото?!  Не такое уж малое количество чувствительных людей имеют не медицинского происхождения аллергию на золото: от этого металла у них на коже даже могут выскочить волдыри.

Да, золото обладает свойством при определённых фазах луны благоприятно усиливать энергетику тела, но в неблагоприятных обстоятельствах также может усилить и негатив. Если вы даже озаботились узнать благоприятные для вас фазы луны, всё равно на посетителе кладбища золото излишне, - особенно на открытых частях тела (Если дама постоянно носит небольшие золотые серёжки, то это не повлияет).

А вот серебро, наоборот, весьма фэншуйный - полезный металл: серебро не держит никакой негатив. Вспомните народное поверье: оборотня можно убить только серебряной пулей. С научной точки серебро обладает дезинфицирующим действием: оно очищает воду, делает её весьма полезной. С точки зрения фэншуй серебро стабилизирует обстановку. Но самый полезный - самый комплиментарный человеку металл всё-таки - медь.
___________________________


- КАК   ХОДИТЬ  ЧЕРЕЗ   КЛАДБИЩЕ?  ЗАЩИТНЫЙ КОРИДОР. На кладбище, как уже говорилось, не ведите бытовых разговоров, не осуждайте никого, не орите и не сквернословьте. Если проходите через кладбище просто для сокращения пути, то проходите быстрее, - не глазейте от нечего делать или по рассеянности на надписи на памятниках, не оценивайте портреты.  Недурно ещё учесть, что по китайскому феншуй события на тонком уровне совершаются как минимум за два часа до их физической реализации.

 То есть, если вы запланировали с утра быстро пройти через кладбище для сокращения пути на работу (немалое количество петербуржцев так «пробегают» через Волковское кладбище), то перед вами как бы выстилается защитный коридор именно на это одно действие. Буде вы нарушаете свою программу, то нарушается и защитный коридор. Когда же вы собрались, подобно князю Петру Вяземскому на кладбище именно поразмышлять о вечности и смысле бытия, на это идет другая защита – при соблюдении всех остальных правил поведения в сём печальном сакральном месте. Знать, - чего мы хотим? и что собираемся делать? - не вредно во всех случаях жизни.
__________________________

- ФОТО   НА   КЛАДБИЩЕ.  На кладбище делать «сэлфи» рядом с чужими надгробиями – есть мало культурный и совершенно анти фэншуйный – неумный поступок. То же самое относится и к фото рядом с не зарытой могилой родственника. В крайнем случае при привлечении на похороны известного человека общественности предоставьте запечатлевать это профессиональному фотографу, который, будучи профессионально грамотным, фотографирует на таких мероприятиях общие группы. И уже совершенно ни в коем случае не фотографируйте на кладбище детей!!!
  ______________________

- СОВЕРШЕННО   ГЛУПЫЕ   ПОСТУПКИ   НА   КЛАДБИЩЕ. Не повторяйте поступков героя рассказа Достоевского «Бобок»: «Н е  п о н и м а ю  только, зачем остался на кладбище; сел на памятник и соответственно задумался... Надо полагать, что я долго сидел, даже слишком; то есть даже прилег на длинном камне в виде мраморного гроба. И как это так случилось, что вдруг начал слышать разные вещи?» - не стоит на собственном опыте проверять, что услышал незадачливый герой, которому мёртвые предсказали скорую смерть. Если кому любопытно, то лучше перечитать указанный рассказ Достоевского.
  ___________________________


- О   НЕКОТОРЫХ   СКОРОСПЕЛЫХ   ПОЖЕЛАНИЯХ. Помните, есть такой забавный ещё советский детский фильм - сказка: волшебник подарил мужу с женой выполнение одного желания. Муж с женой поспорили: чего им больше хочется? Согласия не достигли, так жена в сердцах и крикнула: "Ч т о б  тебе провалиться, проклятый!" Догадываетесь, какой был результат?
 

 Так вот, не произносите на кладбище или рядом с телом ещё не похороненного усопшего экстремальных пожеланий: считается, что они могут исполнится, правдивость или абсурдность какого утверждения, может быть, тоже лучше не проверять на себе?  Автору статьи была рассказана следующая история не совсем давнего времени: у одной деревенской ещё бодрой старушки уж как лет 20 назад умер муж. И когда умер сосед, старушка возьми да и крикни через забор при выносе гроба: «П ё т р! Скажи моему Кольке, - что он меня здесь забыл?» Через неделю (7 дней – сакральное число!) выносили и старушкин гроб. Правда, вполне возможно, что той старушке действительно надоело жить... Тут каждый решает сам.
_____________________________________________________


...Плачу, скорбя,
Над долиною «Вечный покой»,
Там, где теперь
Притаились немые могилы…
Деньги я жгу,
Как положено жгу над тобой,
Чистым вином
Орошаю я холмик могильный…
В горе своём над могилой читаю стихи… (Корея - Хо Нансорхон; 1563-1589)
     *      *       *

КЛАДБИЩЕ. - ПОСЕЩЕНИЕ  МОГИЛ. Традиции посещения могил разные: в Древнем Китае, Корее, Вьетнаме на могиле делались подношения духам умерших: проливали вино, жгли деньги. По индийской традиции тело жгут и пепел развеивают: если дух перевоплощается, то зачем сохранять гнилую плоть в могиле? Но пока около 40 дней перерождение ещё не наступило, оставившему старое тело делают подношение специальной пищей (существа бардо могут поглощать только запахи) Кроме того, в индуизме и буддизме делают подношения неимущим, нищим, посвящая от благого деяния заслуги лучшему перерождению усопшего. Милостыню на похоронах и по сакральным дням подают и христиане. Даже без веры в загробный мир такая международная традиция достойна уважения и человечна. Что касается отношения к могилам родственников, - ваша воля выбрать что-то вам по мировоззрению подходящее, но какое-то осознанное отношение необходимо.

 Когда у вас уже есть по европейской традиции похороненные родственники, то одно из двух: либо содержите могилы в порядке (можно заплатить за уборку кладбищенским работникам, заодно, и велеть «намертво» зацементировать, чтобы не росли сорняки). В противном случае не ходите раз и навсегда.

Среди в основном буддистской конфессии населения Бурятии и Забайкалья принято при похоронах покрыть захоронение яркими искусственными цветами. Затем на могилу помещают камень с мантрой на лучшее перерождение и, по возможности, статуэтку будды (аналог христианского изречения из Библии). В дальнейшем на могилу не ходят: зачем, если сознание не более чем через 40 дней уже зачато в новом теле и после того через 9 месяцев переродилось?! Так же вы считаете или иначе, но посещение запущенной грязной могилы едва ли принесёт удачу. И обычная помойка опасна, тем более - помойка сакральная!
     _____________________________

- СВЕТИЛЬНИК   НА   МОГИЛЕ.   На могиле согласно традиции хорошо зажечь свечу, а чтобы она в нашем ветреном климате не гасла и горела, можно накрыть свечу пластиковой прозрачной бутылкой с отрезанными горлышком и дном (получится пластиковая трубка). Если знаете молитву, то прочитайте её на эту горящую свечу. Если не знаете молитвы, то просто пожелайте усопшим покоя и всем живущим блага и помолчите.
      ______________________________

Утром роза раскрыла под ветром бутон,
И запел соловей, в ее прелесть влюблен.
Сядь в тени. Этим розам цвести еще долго,
Когда будет наш горестный прах погребен. - Омар Хайям
    *      *      *

- ЦВЕТЫ    УСОПШЕМУ - СИМВОЛИКА.   На удивление совпадающая во многих странах традиция носить на кладбища цветы говорит: усопшим носят чётное количество цветов (в букетах мелких цветочков, конечно, не считают). Почему так? - китайский фэшуй объясняет: энергии – тёмная инь и светлая янь постоянно «крутятся» - перетекают друг в друга, образуя переходный третий элемент (энергетический аналог христианской Троицы), - это и есть жизнь. Когда движение с образованием третьего элемента прекращается, то инь и янь распадаются – это и есть смерть. Поэтому живым дарят – нечётное число цветов, усопшим – чётное. Отсюда вывод: в Европе тоже имелись знания о жизненной энергии, только ныне они забыты – погребены под давлением цивилизации.

В христианской символике цвета и цветов белый цвет и Белая Роза символизируют чистоту, непорочность, дух, но и печаль - отрешения от земного бытия. Считается, что белые розы снятся к потере. Красная Роза –  полноту земного бытия, страсть, волнение крови, но, по ситуации смотря, и пролитую кровь.  Две розы – красную и белую - положите на могилу накрест стебельками. (Тоже самое и на похоронах) И можете считать, что со свечой и двумя розами вы достигли в вашем печальном визите для вас благоприятного фэншуй.

Вообще, думайте, какие чувства вы хотите выразить букетом: если усопший - близкий вам человек, то уместно преобладание в букете красного как символа большой скорби. Если же вы горячих чувств к усопшему не испытывали, то лучше букет холодных тонов. (То же самое правило применимо и на юбилеях).
    ________________________


- ПОМИНОВЕНИЕ   АЛКОГОЛЕМ. Если при посещении кладбища вы уж непременно хотите помянуть усопших вином или водкой, то сбрызните немного на землю и отпейте глоточек, если сильный мороз не требует большего. Более капитально выпить лучше по возвращении домой, где тоже хорошо будет прожечь свечу. Внешние вещи, в которых ходили на кладбище, по возможности, постирайте (хотя бы постирайте джинсы, перчатки и подошвы ботинок помойте).
______________________________

Где б ни был я в чужбине дальной,
Мной никогда не позабыт
Тот угол светлый и печальный,
Где тихий ангел погребальный
Усопших мирный сон хранит. (Князь Пётр Вяземский)
      *       *        *

- «Я   ПРИШЁЛ  С   МИРОМ!»   И вот всё выше насоветанное выполнено, потому что  воспитанный и благоразумный человек ничего неподходящего к месту и не будет делать. Но есть и ещё  более тонкого уровня моменты. Реальность или нереальность существования духов мы в этой статье не будем обсуждать. Но старые люди советуют перед кладбищенским входом мысленно проговорить: «Я  п р и ш ё л  с миром, - не хочу возмутить здесь покой. Отпустите и меня с миром!» - что-нибудь подобное. И уходя недурно ещё поблагодарить за проявленное к вам миролюбие.
   ___________________

- МАЛЕНЬКОЕ  МИЛОСЕРДИЕ. У входа или выхода с кладбища хорошо - по фэншуй благоприятно будет покормить птиц.  Странно только, что ныне не редки таблички с запрещениями кормить птиц в общественных местах, к коим отнесено... кладбище. Впрочем, в нашей стране выросшие люди всё равно птиц кормят, - милосердный, значит, всегда не лишний поступок. Даже маленькое милосердие на сакральном уровне может иметь немалые благоприятные последствия.
          

- Славный был человек Хома! - сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. - Знатный был человек! А пропал ни за что.
- А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. - Н.В. Гоголь "Вий"
                ___________________________________

- ЧЕГО РЕАЛЬНО  БОЯТЬСЯ  НА  КЛАДБИЩЕ?  ЕСТЕСТВЕННЫЙ  СТРАХ  СМЕРТИ. Многие проблемы при посещении кладбища истекают из страха: отражая чей-то страх, кладбищенское зеркало как бы возвращает его в образах. Эти страшные образы дестабилизируют сознание, в результате чего происходит "пробой" сначала защитной части энергии ци, и вслед за тем в худшем случае - жизненной части энергии ци.

Страх перед смертью и местами её явления является естественным инстинктом живого организма, - это научный факт. Ибо обратная сторона страха смерти есть - жажда жизни. С точки зрения природы страх смерти должен пресекать попытки самоубийства, которое есть пресечение и эволюции в том числе. Но бывает и завышенный - нездоровый страх смерти, приводящий к негативным последствиям - к дестабилизации сознания.

Когда ни обряды, ни фэншуй, ни преобразование факта смерти в высоко поэтические размышления о вечности не смогли преодолеть инстинктивную дрожь при мысли о необходимости посетить кладбище, тогда лучше без крайней надобности сакрального случая (который, всё-таки, не так уж часто случается) на кладбище не ходить: ни усопшим, ни вам такое посещение не нужно.

Александр Сергеевич Пушкин сочинил забавную картинку, что может случиться на кладбище с трусом. Этой поэтической картинкой можно и ограничить дальнейшие рассуждения:

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.
Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит,—
Кто-то кость, ворча, грызет.
Ваня стал;— шагнуть не может.
«Боже!— думает бедняк,—
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.
Горе! малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем».
Что же? вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!) —
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость. - А.С. Пушкин "Вурдалак"
__________________________________


ЗАВЕРШЕНИЕ  КЛАДБИЩЕНСКОЙ  ТЕМЫ. И закончить наши скромные советы хочется преображающими действительность опять же Пушкина стихами, как примером фэншуйного осмысления смерти. Пушкин жил во время, когда была развита культура размышления о смерти от уровня вечности до шутки (пример выше), и само иронии (пример ниже). Подобное фэншуйно поэтическое рассуждение  в разумных пределах "стирает" страх смерти, чем увеличивается продолжительность жизни.

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине... - А.С Пушкин "Дорожные жалобы"
______________