2. Фэншуй. Заброшенные дома

Сангье
Дом обветшалый молчал, как могила.
Кошка в него по ночам приходила …

…Темен теперь этот дом по ночам.
Кошка приходит и светит глазами.
Угол мерцает во тьме образами.
Ветер шумит по печам. (Иван Бунин. «Кошка»)
  *      *      *
    
КОГДА  НЕЛЬЗЯ  ЖИТЬ  В   ДОМЕ.  ЗАБРОШЕННЫЕ    ДОМА.  Заброшенные старые помещения для жилья или туристической ночёвки неблагоприятны: для жилья феншуй таких помещений не вдруг можно восстановить. Еще хуже в смысле неблагоприятной энергетики заброшенные общественные здания: особенно нехороши заброшенные и разорённые – подверженные вандализму сакральные объекты. Недаром есть пословица: свято место пусто не бывает! Начнём с литературных примеров.

Все мы со школьной скамьи должны бы помнить фантастическую повесть Николая Гоголя «Вий», где философ Хома Брут должен был три ночи в церкви читать по ведьме молитвы. Описание Гоголем церкви уже должно бы наталкивать читателя на мысли о в ней неблагополучии: «Они вступили наконец за ветхую церковную ограду в небольшой дворик, за которым не было ни деревца и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга. Три козака взошли имеете с Хомою по крутой лестнице на крыльцо и вступили в церковь…

Философ остался один. Сначала он зевнул, потом потянулся, потом фукнул в обе руки и наконец уже обсмотрелся (крайне в церкви анти фэншуйное поведение! По христианским традициям в церкви следовало бы сначала благоговейно перекреститься, - что хорошо было известно верующему Гоголю). Посредине стоял черный гроб. Свечи теплились пред темными образами. Свет от них освещал только иконостас и слегка середину церкви.

Отдаленные углы притвора были закутаны мраком. Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость; сквозная резьба его, покрытая золотом, еще блестела одними только искрами. Позолота в одном месте опала, в другом вовсе почернела; лики святых, совершенно потемневшие, глядели как-то мрачно…» - как помним, в повести неухоженная церковь становится местом явления нечистой силы, после чего её окончательно забросили: «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги…»

Повесть Гоголя основана на фольклорных сказаниях. Что же дало фольклору пищу для создания страшных сказок про выходцев из потустороннего мира? – не такой уж простой вопрос. Автор этой статьи много ездит в поездах, где много слышал интересных разговоров. Так вот в плацкартном купе одна ново воцерковленная девушка восторженно рассказывала, как помогает ей церковь: она каждый день в неё ходит… Пожилая попутчица-грузинка слушала-слушала, да и прокомментировала:
- Не собираясь стать монахиней, зачем вы бегаете каждый день с церковь? В церкви на невидимом уровне есть как святой верх, так и низ, нечто вроде помойки- где копится то, что приходящие желают избавиться, отбросить. А это ходящий не по делу как раз может «вляпаться». Поймите, девушка, - истинной вере не нужны частые подстёгивания. Верьте всегда – каждый день, и ходите в церковь по праздникам и по истинной нужде. Я верующий человек, на моей родине христианство крепкое, но говорить о своей вере потребности не ощущаю, и в церковь хожу не слишком часто.

Отповедь попутчицы логична: верх и низ есть везде, - и в нашем сознании тоже. В повести «Вий» по версии Гоголя в сознании его героя философа Хомы Брута преобладал «низ» - любопытство относительно нечистой силы: «Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул. — Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха». Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок! – как гласит пословица. Как не полагается лазать через заборы на чужой двор, так разумно сходу не лезть в чужое инаковое пространство.

Конечно, фантастическая повесть не отражает жизнь прямо. И в наше время если где-нибудь чудом появился бы дом с натуральными привидениями либо чудовищами, - пришлось бы опасаться наплыва туристов с кинокамерами. В жизни всё скромнее: переночевал в анти феншуйном помещении, - кошмар приснился, а утром голова болит. Но когда подобралась дружная туристическая компания этически подкованных да ещё есть с собой свеча, тогда при крайней необходимости (ливень, жуткая гроза с градом) приятность ночёвки в заброшенном помещении от вас – от ваших добрых пожеланий зависит. Ниже приведены истории без видимых «чудовищ», -- когда жить и в не заброшенных помещениях оказалось неблагоприятно по вине людской.
________________

В том доме было очень страшно жить… - Анна Ахматова

ИСТОРИЯ №1.  ОПАСНЫЕ  БЫВШИЕ   ДВОРЯНСКИЕ   УСАДЬБЫ.  Русский и народный, и дворянский фэншуй оформления жилых помещений – то, что мы ныне на свою беду забыли! - был весьма строго регламентирован и на русский лад содержал практически все содержащиеся в китайском фэншуе знания.  Небезызвестный культурной общественности академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) боролся за реставрацию ещё не до конца разрушенных русских дворянских усадеб. Лихачёв рассказал историю разрушения богатых дворянских усадеб в пригородах Москвы и Петербурга: не сразу стали разрушать, - первоначально переоборудовали такие усадьбы в госпитали для выздоравливающих и дома отдыха. Но тут неприятность случилась: в этих госпиталях легко раненные и отдыхающие ни с того, ни с сего стали умирать. Почему? Ответ требует углубления как раз в фэншуй постройки дворянских  усадеб.

Небедная дворянская усадьба нередко строилась полукругом с центральным парадным подъездом посередине. В этот полукруг въезжали кареты. И полукругом, и прямоугольником построенную усадьбу старались парадной частью развернуть на церковь, около которой в большинстве случаев находился родовой погост (кладбище). Это понятно: церковь должна быть не позади верующего, но впереди, чтобы на неё крестится. Буде церкви за отдалением не было видно, всё равно старались развернуть дом в её направлении. И символически получалось, что к парадному подъезду подъезжающие гости как бы были посланы Богом и предками…

На одной стоне с парадным подъездом окна были большие: за ними находились парадные залы: столовая, бальная. На окнах, естественно, были красивые шторы и в залах к вечерним приемам зажигали крестообразные подсвечники. Но в этих залах постоянно не жили! Жили в более маленьких и тёплых комнатах окнами на другую противоположную погосту сторону. Таким образом собрание в парадных залах походило на своеобразный ритуал: красиво одетые люди картинно танцуют (напомним, что вальс долго считался неприличным – бешенным танцем с «лапаньем»).

Ко времени превращения усадеб в дома отдыха вместо свечей явились «голые» лампочки под потолком. В больших залах устроили общие палаты. Занавеси в этих залах ободрали и огромные окна смотрели и открывались на разрушенную церковь и погост, тоже нередко подвергавшийся вандализму: гробницы знатных людей разбивали, мундиры с покойников срывали, а тела или кости бросали напоказ… При такой ситуации приходится ли удивляться странным смертям?!  Но зацикленные на материализме решили иначе: «дворяне все придурки, и в их домах жить нельзя!» – и стали разрушать.
   ___________


Надо сказать, что квартира эта – N 50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией… И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. – М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».               
                _________________________________________

Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать. (Владимир Набоков)
   *       *        *

ИСТОРИЯ №2.  НЕХОРОШАЯ   КВАРТИРА.  Ныне пожилой человек 1925 г.р. рассказал другую историю: в годы массовых репрессий 1930-х в квартиры разоблачённых врагов народа вселяли рабочий класс. И его - мальчика с матерью - скромной верующей женщиной – вселили в одну из комнат 7 комнатной квартиры расстрелянного генерала.  В квартире оставались все вещи небедных бывших владельцев. Увидев это, мать рассказчика выбрала комнату прислуги, где была только самая простая мебель. Остальные вселённые смеялись над несознательной тёмной женщиной: почему не пользуется оставленным? Пролетариат теперь имеет право! Тёмная женщина без возражений отмалчивалась и так ничего и не взяла. 

Около года спустя в квартире сменился – погиб почти весь состав живущих: кого на улице задавили, кто простудился, кто с лестницы упал… И второй состав квартиры тоже не удержался.  В этой квартире массовые неприятности заглохли только к третьему составу жильцов лет через семь. Но с рассказчиком и его матерью ничего плохого не случилось: они жили спокойно и благополучно.

Возникни подобная ситуация ныне, -  вызвали бы экстрасенсов. Они бы подвергли квартиру энергетической чистке, велели бы выкинуть старую мебель и т.п. Все подобные действия, конечно, могут быть небесполезны, когда ситуация приобрела необратимый характер и о её истоках уже никто не помнит.  Но вернёмся именно к истоку: кто изначально был виноват в неблагоприятной – анти фэншуйной обстановке? Были в этом виноваты нежданно и без причины напавшие на квартиру потусторонние силы или неэтическое поведение жильцов – их презрение к даже не к родовым традиция – просто к традиция нормального человеческого общежития?

Издревле известно, что награбленное и вещи насильственно убиенных не приносят счастья. Вот фэншуй – энергетическая аура той квартиры и сработала против новых жильцов. Фэншуй, таким образом начинается, с этики, с нашего отношения к миру и к своим поступкам. Всё остальное - вторично. И раз уж мы заговорили о некоторых вариантах анти фэншуйной обстановки в квартире после насильственной смерти хозяев, то ниже поговорим о фэншуе на погосте – на кладбище.
______________