Заметка о глаголах

Валерий Василёв
Заметка о глаголах в русском языке.


     Глагол в русском языке есть суть производимого действия. Действия, которое осуществляется существительным во времени бытия: в настоящем, прошедшем, или будущем времени.
   Это действие глагол имеет потенцию влагать в человека действующего, дабы действие происходило в тот или иной момент времени.

     В не такой уж далёкой древности, как представляется среднему обывательскому большинству, живущему короткую одноразовую социальную жизнь, само произнесённое слово много чего обозначало, отсюда и пошла известная пословица (тавтология, увы, но куда уж без неё!):

 «Слово не воробей, выскочит, - не  поймаешь». Тогда, в этой самой нам неведомой древности, как говорили, так и действовали, слово и дело не расходились друг с другом. Это совместное простое действо назывались гологолением.

     Гологолить означало тогда: как говорить, так и действовать, или так: верно говорить и верно действовать. Или говорить строго по делу и это дело делать. Это означает жить в настоящем. От обширного понятия гологолить пошло слово глаголить («устами младенца глаголит истина»), и произошло само понятие глагол в его современной форме. Отголоски оного мы можем видеть в  многочисленных народных сказках в обращении йогической Бабы-яги к Добру молодцу:

 «Дело пытаешь, аль от дела лытаешь?».

   Кстати говоря, именно лытание от дела во многом способствовало разрушению того древнего общинного патриархального уклада жизни.
 Увы, лодыри были во все времена!  Те, кто в общине лытал от дела, то есть лодырничал в силу различных причин (или, скорее всего выдумывал оные), в конце концов покидали эту общину в одном случае, а в другом их просто изгоняли из неё по общему решению родового вече или кола. Коло это круговое собрание старейшин общества под мудрым наблюдением и руководством безсмертных волхвов.

   В последнем случае, за лытание, изгоняли также отдельных особей за неблаговидные, а то и идущие в разрез с моралью общины проступками, как то: ложь, воровство, сексуальные непотребства и подобные им извращения, кои в те времена были редки, поскольку не было не только интернета, но даже: представьте себе и телевидения, то есть отвратительного  зомбоящика в любой упаковке!

     И что делали эти изгнанные пилигримы? В одних случаях они объединялись в шайки, превращаясь в разбойников, в других, - пристраивались к инородческим племенам, полностью изменяя своему роду, что мы повсеместно наблюдаем в России, начиная с раннего средневековья.
 
   Этих изгнанных или добровольно покинувших свой род, свою землю, так и называли: из-гои, то есть изгнанные гои, кои, таким образом, гоями уже переставали быть.

  В этих действиях Рода доминирует глагол из-г-на-ть, то есть из-влечь, из-торгнуть порченый элемент общины из Рода.

      Ключевой слог в глаголе изгнать это обратный слог из-зи, где значение из есть извлечение, отделение, то есть обратное понятие слогу заморозки, ограничению зи (ср.: зи-ма, вер-зи-ла, ка-зи-но,ко-р-зи-на, зи-пу-н)…

    Знаковое слово до-ро-га всегда связано с действием, с движением, таково влияние определяющих сие слово слогов ро и га: по дороге идут, едут, плетутся, по ней можно тащиться, мчаться, бомжевать и даже ползти. Однако, как справедливо замечено классиком, рождённый ползать, летать не может!
 
       А что автор оного эссе хочет сказать в своём панегирике глаголу?! Только то, что где существительное (существует), там всегда действует глагол… Сердца же жгут глаголом, совершенно верно отметил русский гений!

Эти понятия взаимосвязаны и равнозначны, как «Слово и Дело».





  Слайд из сети.