Необыкновенная

Милочка Шилова-Ларионова
Ачинск, сегодня печально известный, город
Провинциальный город.
Дороги никогда не видели асфальта - или грунтовые, или мощеные, как раньше была улица Ленина мощеная камнем.
В 60-х годах в нашем городе начали строить глиноземный комбинат, была комсомольская стройка объявлена на весь СССР. а по факту, строили условно-досрочно освобожденные.

К тому времени, когда я заканчивала начальную школу №11 в АВАТУ. была построена средняя школа во втором микрорайоне, четырехэтажная, такая современная для того времени!
Небольшое отступление.
Мои родители работали в военной части, они и привели в первый класс меня в АВАТУ. Первой моей учительницей была Татьяна Петровна Иванова. Из воспоминаний: в холле школы нас кормили булочками, пирожками с чаем, вероятно, приносили из местной столовой. В те годы на обед давали по одному рублю. И вот произошла реформа денег и рубль стал десятью копейками! Меня это обстоятельство очень удивляло - как на десять копеек можно было купить булочку и какао?
И ещё одно событие запомнилось : полет Гагарина Ю.А. в космос. Это было непостижимо для десятилетней девочки.
Помню о себе: в начале третьего класса стала плохо учиться, лень была готовить уроки. Педагог вызвала моих родителей... и всё. Четыре класса закончила в 1962 году на хорошо и отлично.

В пятый класс "Е"  - совмещены были учащиеся двух классов, нас было не менее сорока.
Первого сентября 1963 года нас встречала  новая школа  №7, новые преподаватели, было много новых одноклассников.  Мы сдружились вчетвером Люда Гриднева, Тома Алипо, Сима Мустафина и я.
В классе из мальчиков были Слава Чехович, Сережа Хайкин, Валера Сапронов,  Сережа Мышкин, Донат Женишев, Гена Осипов, Валера Сергеев, Саша Тарасенко,Клыков,  Кузиков, Балера Галяткин, Синицын, Саша Литвиненко, Гущин, Женя Калашников.
Жизнь разбросала нас по городам и весям. У каждого своя судьба. Но я уверена, никто из нас не забыл ни нашу школу, ни наших учителей.

Очень выделялась из педагогического состава наш преподаватель русского языка и литературы Бахтигозина Екатерина Хасановна.
Стать - королевская, не менее. Красота - настоящая, без прикрас. Волнистые волосы - уложены красивым вертикальным валиком.
Мы с неё не сводили взгляда, и девочки, и мальчики.
Умнейший педагог. Новатор. Когда она нам читала лекцию по литературе - было слышно как муха пролетает. Строгость и требовательность были отличительной её чертой. Мы должны и обязаны были быть готовы всегда к её урокам! Всегда!

Вспоминает Галя Манакова-Живодуева:
 - Вызывает меня Екатерина Хасановна к доске. Я ответила, а она говорит:
 - Вот найдешь ошибку в стенгазете, я тебе поставлю пять и своё слово сдержала.

Бахтигозина Екатерина Хасановна  Заслуженный учитель РСФСР и СССР.

Директор школы №12. г.Ачинск.
1964 - 1985 годы...
При новом директоре, Екатерине Хасановне Бахтикозиной, работавшей с 1964 по 1985 годы, престиж школы значительно вырос. За это время разделились начальные и средние звенья. Ребята с помощью своих педагогов создали "Музей боевой славы", а в начальной школе - музей имени В. И. Ленина. Кабинеты оформляли сами учащиеся под руководством преподавателя рисования и черчения Виктора Елизарьевича Логинова.

Надежда Гвозденко вспоминает:
 - Люда, спасибо, что рассказала про мою первую любимую учительницу! Именно после знакомства с ней я стала интересоваться её предметом, полюбила русский и литературу, даже в институт хотела пойти по её пути. Я помню, она стихи писала в школьную стенгазету. А потом, не помнишь , кто был вместо неё? Тоже очень хороший учитель. Она зачитывала лучшие сочинения.

Надежда Гвозденко:
 - Завернув тетрадь, чтобы не было видно фамилии, помнишь? И мальчишки всё гадали: чьё же это сочинение? И моё так зачитывала, мне это было так приятно. Но самое главное, что она поняла, что мы где-то стесняемся высказывать свои мысли, а вот так, анонимно - нет. Я, например, когда поняла это, раскрылась, стала писать красивые слова, фразы, не стеснялась. Вот до сих пор помню именно этих двух учителей.

 - Надюша, я в Ачинске нашла ее родственницу, она рассказывает: - Что у Е.Х. было двое детей. Светлана и Юрий Гагины. Их тоже уже нет в живых. Похоже, я нашла фото ее сына, похоже, он заканчивал иняз в Ростове. Так по крупице можно восстановить биографию прекрасных людей, красивых душой и лицом.

Людмила Шилова-Ларионова
 - Юрий последний раз был в Фейсбуке в 2011 г.

Надежда Гвозденко:
 - А вот нашу Надежду Михайловну я уважала, но так не любила, вероятно, из-за её предмета. Глупо, конечно. Помнишь, как она весь класс оставляла после уроков, и мы, якобы, учились заочно в мат. школе!  Очень хорошо почему-то запомнила, с каким воодушевлением Сашка Тарасенко вступал в полемику с ней! А я сидела и чувствовала себя совершеннейшей дурой, потому что я в математике ни бум-бум. Моё- это русский и биология, цветоводство.

Людмила Шилова-Ларионова ответила Надежде:
 - Её фамилия Гейх. Надежда Михайловна. Помню эту учебу заочно  где-то в Москве. Так? Я к учебе относилась спокойно, без фанатизма. Закончила школу балл 4,5. Память была хорошая, можно было и уроки не учить.

Надежда Гвозденко:
 - Гейх-Варламова. Помнишь, как мы её сынишку хоронили. Ужас, как мы переживали.

Людмила Шилова-Ларионова:
 - Точно... помню.

Статья в газете г. Ачинска "НП" - "Старые школы о главном".
Автор: Наталья Сущенко; Создана 04.09.2013г.

К началу нового учебного года «НП» решила вспомнить историю старейших школ Ачинска. Помогла нам в этом известный в городе педагог Тамара Геннадьевна Криворучко. 
"Школа №;12 (ранее 43-я, Кирова, 32)
Когда-то она называлась железнодорожной. Сейчас это одно из старейших учебных заведений города. Говорят, что в это здание заглядывал сам Ленин. Ранее здесь был и интернат, где учились дети пригородных станций. В школе работал заслуженный художник России Виктор Елизарьевич Логинов. А директор – Екатерина Хасановна Бахтигозина – считалась новатором в педагогике. Заведение имело свой приусадебный участок."

Донат Женишев:
 - Строга была, но справедлива, за это и её любили все. Я тоже второй в предпоследнем ряду.

Сергей Хайкин о Е.Х.Бахтигозиной:
 - Я впервые увидел Екатерину Хасановну Бахтигозину в новой средней школе №7, куда мы перешли после окончания 4-го класса. Раньше мы учились в одноэтажной школе на территории АВАТУ, а в пятый класс могли попасть в старую 2-ю школу на берегу Тептятки. Но построили новую, огромную, в микрорайоне, и мы там все оказались. Это был, наверное, 1962 год.

Какой я запомнил Екатерину Хасановну? Строгой, прежде всего. В ней не было мягкости и сердечности нашей первой учительницы Софьи Павловны Супруновой. Е.Х. Бахтигозина держала дистанцию, не подпускала к себе близко, требовала четкого выполнения ее команд и соблюдения дисциплины. В нашей среде, где преобладала "шпана" и дети уголовников, отпущенных на "химию", иначе было невозможно. Вообще в тогдашней школе преобладала армейская система воспитания. Учителей учили по Макаренко и Крупской, да и мы жили на территории воинской части, поэтому командная система в образовании воспринималась нами, как естественная и единственно возможная.

Сергей Хайкин вспоминает:
 - Альтернативой ей была абсолютная расхлябанность, нетребовательность некоторых учителей, за которой пряталась некомпетентность. Большинство учителей были примитивными, не имеющими образования. До сих пор помню, как в ужасе ждал каждого урока математики, так как вообще ничего не понимал. Мне ставили тройки, а Саше Литвиненко пятерки за одинаковую работу, так как оценивалось поведение в классе, а не работа. В итоге учительницу выгнали, так как выяснили, что она сама не знает предмета. С радостью мы обнаружили ее через некоторое время воспитательницей в яслях. И только Надежда Михайловна Гейх (Варламова) дала мне возможность поверить в свои арифметические силы. До сих пор ей благодарен. Учителями иностранного языка были порой вообще не дипломированные специалисты. Одно время нашей классной руководительницей была учитель домоводства (забыл ее фамилию, что-то на Г, типа Горелова). Даже мы, дети, понимали, что это совершенно не развитый человек, полная дура. Директор школы Романовский был отставным танкистом и, наверное, законно вел уроки географии, так как проехал на танке всю Европу.

И вот на этом фоне в классе появляется представительная дама (я думаю, ей было лет 35), с большущими круглыми глазами, статная, чуть полноватая, с высокой взбитой (модной тогда) прической, командным голосом, в темном костюме с белым воротничком. Мне кажется, что она не была нашим классным руководителем в 5"Е" (шесть пятых классов в школе!), а была завучем? Она была, как и моя мама, депутатом Ачинского городского совета, что тоже поднимало ее статус.

Ее уроков литературы я не помню. И были ли они в пятом классе? А вот уроки русского языка, я, как педагог с 30-и летним стажем, считаю советской классикой. Екатерина Хасановна использовала новаторские тогда приемы обучения, в том числе самодельные наглядные пособия. Ни у кого тогда такого и близко не было. На каждый урок она приносила большие ватманские листы, клеила их пластилином к доске, и делала примерно то, что сейчас нам позволяет компьютер: через прорези в бумаге выдвигала правильные и неправильные варианты. Тренировка, повторяемость, закрепление.

Она была Учителем. Чуть ли не единственным профессионалом в окружении дилетантов. Бог знает, было ли ей легко с такими коллегами. Но как-то уживалась, сумела, раз ее продвигали по службе. Стал ли я грамотным человеком благодаря такому учителю? Наверное, нет. Е.Х.Бахтигозина работала с нами недолго, а кроме хорошей методики, нужно было много читать, чтобы чему-то научиться. Ко мне это пришло позже, уже в Воронеже, где была атмосфера не казармы, а свободы. Как я писал, Екатерина Хасановна была человеком властным и даже несколько высокомерным, невозмутимым. Ничего не могло ее сбить с намеченной цели, ехала, как по рельсам.
 Сергей Хайкин:
 - Лишь однажды, я видел ее возмущенную, но растерянную. Случилось это, когда один из наших одноклассников толкнул другого, и тот пробив головой стекло, застрял ушами между оконными рамами. Уши никак не хотели складываться, а без этого большая белобрысая голова не могла вернуться на место. "Кретин», - бросила в сердцах педагогичная наша Екатерина Хасановна, тем самым обогатив мой словарный запас новым словом. "Папа, - спросил я отца, вернувшись домой, - а что такое кретин?" "А откуда ты узнал это слово?", - спросил отец, как будто не знал, что мы могли ругаться матом, как одесские биндюжники. Но слово-то было не из нашего лексикона. Помню, очень удивился, узнав, кто нас просвещает. До сих пор, когда общаюсь с участниками этого эпизода (а они живы и относительно здоровы), не могу не сдержать улыбку. Могу себе представить, что пережила учительница, если из нее вырвалось такое точное определение.

Итак, что же остается от человека, которого ты знал совсем мало, но запомнил так ярко? Образ, пример, который я в какой-то мере воспринял, воспроизводил, соотносил с другими. Остается чувство искренней благодарности человеку, который в очень непростых условиях "держал спину", был высоким профессионалом и как будто порядочным человеком. И остается сожаление, что так и не пришлось поговорить с Екатериной Хасановной, когда я уже стал гораздо старше ее тогдашней, когда научился расспрашивать и больше понимать. Быть может, и ей это было бы приятно. Педагог практически никогда не видит результатов своей работы.
А это - мы.

Соавторы:
С.Хайкин, Н.Гвозденко, Г.Живодуева, Д.Женишев