Кто... Часть 4. Спасатели? - Джентльмены удачи!

Вадим Осипов 2
     Вспоминая все суда, на которых мне пришлось работать в Мурманском морском пароходстве, я пришёл к выводу, что за три с половиной года я побывал на одном «Адмирале», а названия всех остальных моих судов начинались со слова «Капитан». Дальше за этим словом шла фамилия заслуженного человека, имя которого было увековечено в названии того или иного судна. За каждой такой фамилией стояла чья-то героическая жизнь, трудовой или военный подвиг, благодарная память потомков. Мы тогда не особо отдавали себе отчёт, что люди, в честь которых названы пароходы, были почти нашими современниками. Что совсем недавно они стояли на ходовых мостиках судов, названных в честь других великих предшественников, которые совершили свои славные дела до них.
           Когда на борт нашего судна поднималась какая-нибудь пожилая седая женщина, в сопровождении нескольких высоких чинов из руководства пароходства, то капитан и первый помощник заботливо провожали их в кают-компанию, где уже был собран весь свободный от вахты экипаж. На этом торжественном собрании в честь юбилея человека, именем которого было названо наше судно, становилось понятно, что мы прикоснулись к Истории. Что эта женщина - вдова знаменитого капитана, держала в руках ту самую бутылку шампанского, которая была разбита о корпус нашего судна во время его спуска на воду. А горлышко этой бутылки затем было бережно помещено на почётное место под портретом славного капитана в столовой команды. В этот момент к нам приходило ощущение, что история, начатая нашими предшественниками, продолжается. И  все мы являемся её неотъемлемой частью. И, что теперь от нас зависит, в честь кого будут называть новые суда наши потомки.

        Боже мой, как быстро летит время в отпуске! С большей скоростью заканчиваются только «отпускные» деньги! Ты только-только привык к тому, что каждый день видишь рядом с собой самых дорогих и близких тебе людей. Радуешься первым шагам своей дочери. Можешь наслаждаться тем, что открывая утром глаза, ты видишь не потолок своей раскачивающейся каюты, а нормальное человеческое жилище. Где всё стоит на своих местах, не дрожит и не съезжает в сторону от вибрации, не хлопает незакрытыми дверцами шкафа, и не звенит посудой в тумбочке, где в полках вырезаны специальные отверстия для стаканов. За окном чирикают птички, призывая поскорее прийти весну, а яркое солнце приятно согревает тебя через оконное стекло. Берег – это слово самое желанное для моряка, когда его окружает бесконечное водное пространство. Но, когда моряку на берегу начинает сниться море, то ему пора на работу. Обычно, эти вещие сны подтверждаются телеграммой из отдела кадров пароходства. В этой телеграмме получателю предписывается явиться на работу в указанный срок. С этого момента и начинается новый виток судьбы моряка, который, возвращаясь на место своей работы из очередного отпуска, иногда даже не подозревает, что приготовила для него Судьба на этот раз.

         В этот раз, Судьба, в лице начальника радиослужбы Мурманского морского пароходства, направила меня в экспедиционный отряд аварийно-спасательной службы и подводно-технических работ (сокращённо ЭО АСПТР) Мурманского морского пароходства. Радиоспециалисты работали на трёх судах этого отряда: спасательном судне «Агат», спасательном судне «Капитан Афанасьев» и водолазном боте «Нептун». Основными задачами «ЭО АСПТР ММП» являлось спасение людей и судов, терпящих бедствие на море, судоподъёмные и подводно-технические работы. Помимо этого, эти спасательные суда использовались для буксировки различных плавучих конструкций в различных водных бассейнах нашей планеты. Зона ответственности «ЭО АСПТР ММП» включала западную часть Баренцева моря и Северную Атлантику выше 60-й параллели, а так же Западный сектор Арктики на восток от Новой Земли до 125-го меридиана восточной долготы.
        Мне уже приходилось заходить (вместе с ребятами из нашего выпуска мореходки) в гости на спасательное судно "Агат" к нашему однокашнику, который работал в отряде АСПТР. На первый взгляд, в его работе не было никакой романтики. По сравнению с размерами наших рудовозов, на которых я работал в то время, суда отряда АСПТР выглядели весьма скромно. В бытовом плане, условия жизни на них были почти спартанскими. Но мой товарищ ни за что не собирался переходить в другую группу судов, так как его зарплата полностью его устраивала. «Агат» и «Нептун» имели большие размеры, чем  «Капитан Афанасьев», и выполняли производственные задачи в дальних и длительных рейсах, за которые моряки получали весьма ощутимое денежное вознаграждение. Мой однокашник показывал нам с ребятами своё судно и знакомил с членами экипажа, зашедшими к нему в радиорубку «на огонёк». Эти моряки были настоящими «морскими волками». «Да это, просто, пираты!» - так характеризовал наш товарищ своих друзей по экипажу, которые имели за своими плечами огромный опыт спасательных работ и многомесячных буксировок. Далее, за «рюмкой чая» он рассказывал нам истории, в которых принимали участие эти спасатели.

        Когда судно терпит бедствие, на нём происходит пожар, или наступает угроза полного затопления, то экипаж покидает судно, переходя на плавучие спасательные средства, или его принимают на борт суда, подошедшие к месту аварии. Аварийное судно остаётся без экипажа, но ещё держится на плаву. Вот тут-то и наступает время наших спасателей. Спасательная команда поднимается на борт терпящего бедствие судна и начинает мероприятия по его спасению. Первым делом, эти мероприятия начинаются с того, что спасателями стремительно осматриваются все помещения судна, на предмет изъятия всего самого ценного из вещей, оставленных ушедшим экипажем. Это очень напоминает грабёж неприятельского судна после абордажа.  Всё, что можно «спасти», становится личной собственностью спасателей. Если за это время судно не утонуло, то начинается вторая фаза этапа спасения. Пожар тушится, поступление воды в трюма локализуется, заводятся буксирные концы и аварийное судно, в качестве «приза» буксируется спасательным судном в точку назначения, где его дальнейшую судьбу определит вышестоящее руководство в соответствии с законодательством.
        То, что спасатели – ребята отчаянные и, в своём роде, уникальные, нам продемонстрировал старпом этого спасательного судна, зашедший в каюту радиста в гости с четырьмя бутылками «Жигулёвского» пива. Он предложил нам «на спор», что осушит «в один присест» бутылку пива. Наши ребята на провокацию не повелись, дескать, чего тут сложного – расслабь глотку, да лей пиво в желудок! Всего делов-то! На что старпом открыл две бутылки пива сразу и, сказав: «Усложняем!», стал заливать их себе в глотку одновременно! Тут уже ни у кого из нас не осталось сомнений, что старпом выиграл! Потом нам рассказали страшную историю, как здешний кок, после трёхдневного запоя, «поймал белочку» (белую горячку) и гонял по камбузу «чертей», вооружившись топором для рубки мяса. Пришлось его запереть на камбузе, чтобы он, ненароком, не покалечил бы кого-нибудь из членов экипажа. Кастрюли потом, конечно, пришлось закупать для камбуза новые, но это уже мелочи. Главное, что все остались живы. А кок проспался, и опять стал тихим и спокойным. Пищу для экипажа он готовил хорошо, вкусно, поэтому его и не увольняли с работы.