О путешествиях во времени

Холод Павел
как-то пару недель назад я читал книжку по астрофизике (пытаюсь не отставать от сына), написанную известными американскими профессорами специально для студентов-гуманитариев. после чего у нас состоялась душевная беседа с сыном на предмет возможности путешествий во времени: он мне доказывал, что науке это не противоречит, а я ему, как гуманитарий, который руководствуется в первую очередь здравым смыслом, а не научными бреднями, объяснял, что это невозможно.

а вчера я у него спросил:
- как думаешь, если бы тебя отправить на перевоспитание в моё детство, в восьмидесятые годы двадцатого века, а меня оттуда ненадолго закинуть в нынешнее время, у кого был бы больший шок?

сын подумал и сказал:
- думаю, у тебя.
- почему?
- потому что я про то время хоть что-то знаю, а ты про будущее ничего тогда не знал.

и я представил себе эту картину: попадаю я из восьмидесятых годов прошлого века прямиком в десятые годы века нынешнего. первую неделю, естественно, испытываю некультурный шок: особенно поражают чудо-смартфоны, количество машин на дорогах (правда, почему-то не летающих) и обилие продуктов и шмоток в магазинах. через неделю-другую я ко всему этому понемногу привыкаю, осваиваюсь в новой действительности, а через месяц пользуюсь смартфоном не хуже себя нынешнего.

а теперь представим моего сына в моём детстве: в мире без мобильных телефонов, интернета, современных автомобилей, красивой одежды и деликатесов. в мире, где по телевизору идут только три канала, и те чёрно-белые, а в каждом школьном классе висит портрет Ульянова-Ленина. и даже найти нормальную книгу весьма проблематично. поэтому из всех развлечений у ребёнка остаётся только одно (зато какое!): двор.

и в этом самом дворе кипит-бурлит своя жизнь: есть здесь свои авторитеты, свои негласные правила-понятия, своя иерархия ценностей. советский двор даже в большей степени, чем семья, был местом воспитания человека, и не самого худшего воспитания, нужно сказать. во дворе тебя учили думать, прежде чем говорить (правда, не всех научили, к сожалению) и отвечать за свои слова.

мы не торчали сутками напролёт в интернете, зато сами придумывали себе развлечения и игры, познавая реальный, а не виртуальный мир. в нашем детстве было гораздо больше того, что сейчас принято называть креативом: у меня до сих пор стоит перед глазами мужик, который нёс домой какие-то доски, но так и не донёс. потому что мы попросили "дяденьку" подбить мяч. а мяч, надо сказать, был не простой, а с начинкой из кирпича.

так что, мне кажется (нет, я абсолютно уверен!), что гораздо больше был бы шокирован современный подросток, попади он в реалии нашего детства. зато, пробыв там какое-то время, не факт, что он захотел бы вернуться назад: дворовая жизнь, знаете ли, затягивает.

это может подтвердить мой французский племяш (ога, из самого Парижа), гостивший у меня в то далёкое время: он до сих пор вспоминает минский микрорайон Зелёный луг, как самое яркое впечатление детства - как мы взрывали в лесу взрывпакеты, играли в слепого кота на лестничной клетке, по вечерам стучали картошкой, подвешенной за нитку на крыше, по окнам многоэтажек, и отливали на костре свинцовые чушки для придания увесистости кулаку.

и вы думаете, что после такого удивительного опыта современный подросток захотел бы вернуться в наши дни и опять зависнуть вконтакте? вряд ли.

так что, может, оно и к лучшему, что путешествия во времени невозможны (с точки зрения гуманитария): если бы каждый сам выбирал себе в каком ему времени жить, это какой бы бардак наступил на планете З. тем более, что в каждом времени обязательно есть свои плюсы и свои минусы. и главное научиться ценить плюсы и по возможности обходить стороной минусы.

PS. данный пост, как вы поняли, был невольно навеян седьмым ноября, всё-таки когда-то был большой праздник...