Об именах. Актеон и Акела

Александр Ерошкин
С детства люблю сказки. Они потому и сказки, что их сказывают. Первые сказки мне сказывал старший брат, иногда мать. Когда я учился в первом и втором классе, наша школа была возле проходной механического завода, и домой я иногда шёл не самым коротким путём,  а через улицу Республики, чтобы проводить одноклассника Геннадия Гузынина, а он умел рассказывать сказки. Я не знаю, откуда он их знал, возможно,  от брата.

У меня не было ни младшего брата, ни младшей сестры, мне некому было рассказывать сказки. А так хотелось. Но без тренировки мускулы не растут.

Первая сказка, которую я сам прочитал, - «Братья Лю». Я увидел яркую книжку с таким названием у кого-то из одноклассников. Мне на дали посмотреть. Пошёл я в детскую библиотеку, но меня не записали: первый класс не записывали. Но я узнал, что есть читальный зал. Там я нашёл эту книжку и прочитал китайскую сказку, умную и поучительную.  Отец принёс домой плотно связанный веник из ивовых прутьев и предложил своим пяти сыновьям сломать его. Как бы они ни старались, у них ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок, и братья Лю легко переломали все прутки. Вывод сказки: пока мы вместе, нас никто не сломает, не покорит.

Сказка – ложь. Сказки рассказывали и инсценировали по Всесоюзному радио, громкоговорители были в каждом доме. Услышав новую для себя сказку по радио, я обращался в библиотеку.  Больше всего мне нравились китайские и индийские сказки. А когда учился в старших классах, познакомился с мифами древних греков и римлян.

Тут я должен сказать об одном просто удивительном случае. Была зима, я учился на первом курсе пединститута в Магнитогорске и поехал на правый берег в библиотеку. Нужной мне книги не оказалось, я сдал те, что у меня были, поднялся до улицы Мира, пошёл в сторону вокзала и оказался у Дворца культуры в книжном магазине, купил билет книжной лотереи, распечатал его и увидел выигрыш на 10 рублей.

Это были большие деньги. Сравним. Моя стипендия – 28 рублей в месяц, такой же была пенсия моей матери, железнодорожный билет от Магнитогорска до Кыштыма стоил 6-30, до Челябинска - 5-70.  Продавцы предложили сразу несколько книг, но они мне были не нужны. Мы очень долго подбирали книги на эти десять рублей. Я купил учебники по русскому языку, несколько сборников стихов, не очень популярных. Одна из продавщиц вынесла со склада Хрестоматию по русской литературе XVIII века. Я обрадовался – 1-15. Последним вынесли Мифологический словарь под редакцией знаменитого шахматиста Михаила Ботвинника. Я готов был взять две или три таких книги – для друзей, но других не нашлось.  Словарь стоил всего 67 копеек. Сейчас он вместе с хрестоматией на моей книжной полке в Дюссельдорфе. Каждый том Николая Гоголя в издательстве «Правда» я покупал тогда в газетном киоске недалеко от общежития по 90 копеек.

Это я вспоминаю прошлое с такими подробностями потому, что в Советском Союзе действовали социальные лифты, они позволяли молодым парням и девушкам из бедных семей получить достойное образование. К окончанию института у меня была  уже неплохая библиотека для работы учителем русского языка и литературы. Либеральная тусовка зря клевещет на наше прошлое.  За это ей придётся ещё ответить.

К тому времени, когда я выиграл по лотерее Мифологический словарь, мы уже  два семестра изучали античную литературу, а я ещё в школьные годы довольно уверенно ориентировался в античных авторах. Это была довольно жестокая литература, совсем не такая, как сказки народов Китая, Индии, арабских стран. У меня уже тогда закрадывалась мысль, что прошлое преднамеренно наделили жестокостью, чтобы оправдать войны, рабство, насилие, которые придут с  эпохой власти денег,  капитала.

Актеон и Акела – два имени из сказок разных времён и разных народов. Я их объединил по одному общему признаку, оба имени начинаются со слога АК, который во многих языках связан или с водой (акварель, аквариум, акванавты), или с белым цветом. А интерес к сказкам проявил потому, что они лучше всего указывают на особенности  нашего времени. Мне кажется,  мы стоим на важнейшем этапе исторического времени, какого еще в обозримом прошлом не было на нашей планете. Впереди просто оглушительные перемены, но прежде предстоит зачистить мир от тех, кто  насаждал ложь, творил зло и жестокость. И на это указывают сказки и мифы, только эти указания и намёки нужно заметить и понять. Мне кажется,  я  кое-что нащупал. Или мне умело подсказали те, кто понимает и знает больше.

Обратимся к античным мифам об охотнике Актеоне. Их много, они противоречивы, не на один раз пересказаны поэтами и писателями. Согласно одному из мифов, однажды юный Актеон во время охоты вместе с  приятелями остановился на отдых по одним источникам возле озера, по другим – возле реки в долине в честь богини Артемиды.  Друзья прилегли, а Актеон оглядывал окрестности и случайно загляделся, как купалась Артемида со своими нимфами. Юноша, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, Актеон попытался убежать, но его настигли и разорвали свои же собаки.

Есть легенды и комментарии  к ним, что он хвастался перед  друзьями, что застал богиню во время купания.

Другие легенды говорят о желании Актеона  вступить в половую связь с Артемидой.

Одно из наиболее известных изложений мифа об Актеоне и Артемиде содержится в «Метаморфозах» Овидия, того самого Публия Овидия Назона, о ком помнили ещё в тех краях на берегах Чёрного моря, где отбывал южную ссылку Александр   Пушкин. Между поэтами были десятилетия, но никак не 18 веков фальшивой истории.

Читаем у Пушкина:         

Овидий, я живу близ тихих берегов,
Которым изгнанных отеческих богов
Ты некогда принес и пепел свой оставил.
Твой безотрадный плач места сии прославил;
И лиры нежный глас еще не онемел;
Еще твоей молвой наполнен сей предел.

Овидий рассказал, что  Актеон увидел купающуюся Артемиду в Гаргафийской долине, у источника Парфений, и захотел ею овладеть.  Кстати, в «Метаморфозах» у Овидия мы найдём  имена 35 собак Актеона, (но не всех), которые растерзали хозяина.

Как было дело?  Актеон подошел к гроту, куда только что вошла Артемида. Свои лук и стрелы она отдала одной из нимф и готовилась к купанию. У  входа в грот показался Актеон. Увидев его,  нимфы закричали: тело обнажённой богини нельзя видеть смертному.  Нимфы окружили Артемиду, а она, увидав входящего Актеона, вспыхнула гневом и превратила несчастного юношу в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки покрылись слоем пятнистой шерсти, шея вытянулась,  уши заострились. Пугливый олень обратился в бегство. Актеон увидел свое отражение в ручье, хотел воскликнуть: "О, горе!" Но лишился дара речи. Слезы покатились у него из глаз, то есть  из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Но что он мог сделать, напуганный своим новым состоянием? От страха он побежал.

Собаки Актеона почуяли оленя, они не узнали в нём своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним, настигли и разорвали.

Приятели Актеона жалели, что нет его с ними при травле такого дивного оленя.  Не знали они, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Есть мифы, где у богини другое имя – Диана, хотя основные события почти те же. Итог неизменный: гончие вцепились оленю  в горло и разорвали Актеона на куски.

Ещё в школьные годы я не понимал смысл этой легенды. Настоящие гончие собаки не должны терзать зверя, они создают условия, чтобы охотник мог попасть и убить. Из лука или из ружья. Если собаки терзают зверя, значит,  это не настоящие охотничьи гончие. Мне это подтвердили знакомые охотники, их немало было тогда ещё в Кыштыме.

Если судить по мифам и их отражении в литературных произведениях, то Актеон (Актеон, Актей и даже Орион) был хорошо подготовлен для охоты. Его воспитал кентавр Хирон, который знал все тонкости охоты с собаками.

Кентавр  Хирон был потрясён  нелепой смертью своего ученика, он изваял статую Актеона и тем самым успокоил собак, разорвавших хозяина.

История мира подлинного, а не вымышленного  сокрыта от нас фальсификаторами в XVII веке. Искажение истории продолжается и в наши дни. Но наши древние предки были людьми умными, они зашифровали основные события на виду у всех не только в мифах. Значит, легенда об Актионе и собаках, растерзавших его, должна быть тоже отражена.

Далёкое прошлое нашей планеты зафиксировано на карте звёздного неба. Интернет  уравнивает возможности маститого учёного и школьника, но у учёного есть база знаний, опыт и навыки, а у школьника – молодость и желание  узнать, понять, вдохновиться новыми знаниями и открытиями.

Смотрим на карту  небесного свода южного полушария, ищем самую яркую звезду. Это Сириус. В вечернее время он  к юго-западу от Ориона, созвездия в области небесного экватора. Орион изображается в виде охотника с луком. Рядом мы встречаем созвездия и Зайца, и Голубя, возможные объекты  охоты. А Сириус – самая яркая звезда в созвездии Большого Пса, по-латински «Canis Major». Здесь же мы видим и созвездие Малого Пса. А ещё созвездия Кормы и Единорога, в названии которого отражен полуостров Золотой Рог на территории нынешнего Стамбула. Это тот Единорог, который закован золотой цепью в гербе Королевства Англии. Перед нами яркий пример несправедливого устройства мира: Лев, а это явно хищное и стайное животное, стоит свободно, а мирное, травоядное животное заковано цепью.

Процессы, которые идут на планете, всё больше ориентированы на справедливое устройство мира, но это не всем нравится.

Второе слово в заголовке Акела. Это персонаж «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. Сэр Джозеф Редьярд Киплинг (англ. Sir Joseph Rudyard Kipling —1865, Бомбей — 1936, Лондон) — английский писатель, поэт и новеллист.

Акела – это волк , наставник и опекун Маугли,  много лет был он вожаком своей стаи. В книге он в конце концов ушёл из стаи и стал волком-одиночкой. Считают, что Акела на хинди означает «одинокий». Я воспринимаю это название как «белый», «седой», «опытный».  Стая не простила вожаку, поседевшему на службе,  ошибок. Когда Акела промахнулся, все в стае готовы разорвать его, как собаки Актеона. Там, где власть держится на насилии, иначе быть не может. С уходом Акелы волчья стая (стая хищников) окончательно отбивается от рук, поскольку  бандитские замашки берут верх. Вспомним, кто и что сделал в последние годы для своего господства в однополярном мире. Госперевороты, цветные революции, протесты толпы, смена лидеров…  В этом состоянии наша планета находится в настоящее время. Но ведь всем известно, что не может ложь быть бесконечной. Люди просыпаются и надеются на жизнь в условиях мира и справедливости.

По-моему, сказки и мифы точно передают состояние планеты и возможное решение проблемы.