Мир Ивана Максимова

Зоя Командирова
Иван Максимов – режиссер мультфильмов, художник. Живёт в Москве. Преподаватель режиссуры в школе-студии «ШАР». Еще у него в Санкт-Петербурге своя школа есть. «Питермультарт» называется. Его фильмы – победители фестивалей европейской и российской мультипликации. По образованию он ученый, физик. А в душе лирик. Свет дарящий. Встретились в интернете и разговорились.

– Добрый день, Иван Леонидович:) Посмотрела «Ветер вдоль берега». Фильм чудный! В нем есть настроение. Слушая музыку, которая там звучит, мне было светло и спокойно. Казалось, я гуляю днем по морскому берегу, слушаю ласковый ветер, и мои заботы не заботы. Так, дела, которые нужно просто сделать. Ураган, который обрушился на обитателей рыбацкого посёлка, не так уж и страшен. Даже смеялась в некоторых моментах. Аудиовизуальное единство в фильме есть. Волшебное.
–  :) Спасибо.

– Смотрю ваши фильмы, Иван Леонидович. Иногда, простите, тихонько плачу.
– А чё плачешь-то?
– Чёрт его знает...Трогают. Красивые.
– Я тоже плачу от мелодрамности всякой.

– В них очень простая жизнь. Да, есть обстоятельства: не щедрое на рыбу море, сильные ветра и ливни, наводнения, но с ними можно мириться. Просто жить, заниматься повседневными делами, искренне проявлять свои чувства. Целительный покой во всём этом есть.    
– В жизни важен душевный комфорт. Этого состояния и такого же бытия можно достичь с достаточно скромными материальными средствами. Всё зависит от твоих желаний и «мечт». Главное, чтобы твое продвижение к ним не приносило тебе страданий и мук)).

– Пожалуй, так. Важно ещё, чтобы родные были рядом, заботиться о них. В ваших фильмах есть простая истина. Цени того, кто рядом. В «Дожде сверху вниз» девочка, рискуя утонуть во время наводнения, спасает своего друга. Героиня из «Приливов туда-сюда» ухаживает за маленьким обитателем моря, выброшенным на берег. Вы любите своих героев. Ваши фильмы очень нежные.
– Любовь у меня всегда на первом месте, а всё остальное начинается с пятого.

– В художественном исполнении ваши фильмы тоже с любовью сделаны. Лёгкая черно-белая графика, изящные формы, изысканная простота во всем.
– Графика –  моя ностальгия по образу жизни старой Европы. Наверное, она образовалась от любви к эпохе Возрождения, к античности. Хотелось почувствовать дух, запах того времени, задолго до механистического бума. Натуральная жизнь в природе. Мне бы хотелось там жить. 

– В «Ветре вдоль берега» звучит джаз-фьюжн, в «Дожде сверху вниз» Бах, в «Приливах туда-сюда» народная венесуэльская песня. Музыка для вас источник вдохновения?
– Да. Под её влиянием возникает настроение, складывается атмосфера будущего фильма, его образы. Музыка помогает мне в процессе монтажа играть с персонажами, придумывать интересные сценки, ходы необычные, красивые. Может родиться новый персонаж. Так, по ходу работы, складывается какой-то сюжет.

– В «Ветре» вы намеренно поместили девочку и зайчика в одно укрытие из песка? Они же потом подружились.
– Это вышло случайно. Их ураган туда загнал. Они чудом спаслись и вернулись домой.

– Хотела узнать, как вы образы «девонек» создаёте. Вы их так ласково называете. Например, одна из них, строя из песка башенки, в азарте игры не замечает, как ураган тащит её по земле. Откуда такая зоркость?
– Мне интересен ребенок трехлетнего возраста. Его непосредственность, прикольность, способность увлекаться чем-то, погружаясь в процесс с головой. Ещё потому, что я сам папа двух дочерей.

– Интересно рассматривать и других персонажей. Это сюрреализм, я права? Чем он вас привлёк?
–  В «сюрре» можно свободно выражать свои чувства. Персонажи получаются забавные.
 
– Один из них меня тронул очень. Рыба, которую хозяин выводит гулять, а потом доит, как корову. Красивый образ. Для рыбаков рыба была всем – её продавали, обменивали на утварь, важную в быту. Как-то жили. Рыба, как и корова, была кормилицей в семье. Первооснова жизни. Как любовь, дружба. Для вас фраза «жить в гармонии» что означает?
– Любовь к ближнему. Мирное существование между собой и с природой.
–  Всеобщая гармония?
– Да. Мне хочется, чтобы в жизни было именно так.
–  Вы тоскуете по ней?
–  Тоскую, но не сильно.
– Ваши фильмы. Это гармония. И аудиовизуальная, и просто, по-человечески. Несмотря на разность во внешности, ваши герои умеют дружить, в единении с погодой, пусть переменчивой. А в основе этой кино-гармонии – ваша любовь к жизни. И её мудрое принятие?
–  Наверное, да.

– Вы преподаёте режиссуру анимационного кино. Как вам работается с сегодняшними детьми? 
–  Кайфово). Они и не дети для меня. Друзья. 

–  Жизненный путь. Какой он у вас?
– Жить и чувствовать себя свободным человеком, не идти на поводу общества потребления. Жить можно с творчеством, можно с любовью. Без любви даже можно, но скучно)). А с любовью хорошо и без творчества. Я могу)).

– :) В общении вам важны «дружеские поглаживания и похлопывания по плечу». Ваша фраза.
–  Поддержка всем нужна. Общение. Тем более я экстраверт. Я ничего не рисую для себя. И один не пойду ни в какое красивое место. Мне будет досадно, что не с кем поделиться.

– Узнала, вы на гитаре играете. Окуджаву, Никитина, Высоцкого, Алексеева.
– Мне нравится их исполнение. В музыке я люблю, когда слышно каждую струну, и оттенки их звучания смакуются. Ещё голос важен. У исполнителя может и не быть вокальных данных, но он умеет петь так, что хочется ему подражать.
–  Гарик Сукачев нравится? Классный мужик.
– Баритон приятный)). А так нет. Он карикатурен чересчур и воспевает брутальную подворотню. Сравни с Томом Уэйтсом.
– Я его не знаю. Что у него можно послушать?
– Всё)).
– Послушала:) Том везде разный. Будто каждый раз новую жизнь проживает, здорово. «Зелёная трава» понравилась. Столько чувств в его голосе, еле сдерживаемых. И тихая радость.
– Это песня мертвеца для любимой. По сути перевода.
– Там нет смерти. Эту песню поёт человек с большим жизненным опытом. Вы не слова слушайте. Сами говорили, музыка и голос важнее.
– Согласен. Но я эти слова наизусть знаю)).

– Посмотрела «Ночь на Земле» Джармуша. Фильм один из любимых у вас. Почему?
– Мне нравится формат короткого метра. Многие сюжеты лучше воспринимаются в виде скетчей или рассказов. Фильм не про богатых, я их не люблю. Звучит маргинальная музыка Уэйтса. Фильм черно-белый  (режиссерская версия). Хорошая операторская работа. Смешной и не пошлый юмор.
– Мне кажется, Джармуш любит своих героев – простых людей, заплутавших в ночи. Как и вы – своих.
– Согласен.
– Концовка классно сделана. Светает, отрезвление. Человек сидит на снегу, и ничего не происходит. Как в жизни.
– Так и есть).

"Березниковский рабочий", №165, 07.11.2019