16. Бытие того, кто существует. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие того, кто существует.

Что же такое для нас «бытие» нашего «сознания»?
Феномен «сознания» в «бытии» видимого и известного нам «материального» мира, проявляется в том, что «сознание», независимо от нас и объективно для самой реальности, выступает в качестве «скреп» самого «бытия», объединяющих «бытие» и «сознание» в такой мере и степени, что рассматривать их как некие феноменологические разности становится бессмысленным!
Материальное «бытие» - это лишь - «частицы краски на холсте сознания», которые складываются в единую картину только потому, что есть этот холст «сознания» как психическая основа и подоплёка материального «бытия».
Поразительна роль и свойства психики «сознания» в «бытии» материального мира!
Привычное и линейное мнение о том, что «вещество» породило «психику», разбивается как стекло об обнаруженные явления и факты наличия психических проявлений в живой и даже неживой «материи», приведших к новой трактовке появившихся понятий о психохимии и психофизике. Такие феномены, как эмоции и чувства, память и воля, свобода и фантазия, перестают быть характеристиками только человеческой психики и сущности разумной «материи». Даже феномен «мышления», в своих элементарных проявлениях, начинает подозреваться в элементарной структуре «вещества». 
Каковы же, в этом случае, основные причины возникновения психики как таковой?
С одной стороны, психические явления, качественно сходные с человеческой психикой, обнаруживаются не только у достаточно сложный животных и растительных организмов, но и у простейших, у которых регистрируются наличие таких же биоэнергетических полей, как и у сложных, отличающихся только меньшей напряжённость и сложностью их обнаружения. С другой стороны, психические качества обнаруживаются у элементарных частиц, которым присваиваются такие характеристики как «странность» и «очарованность». С третьей стороны, ещё на заре развития научного мышления, один из его основателей - Аристотель, вводит в перечень описания основных качеств реальности и её «бытия» такую характеристику как «страдательность»!
Органы чувст человека, служащие воротами «общения» человека и окружающего мира, составляют механизм, способ и среду этого «общения», которое, фактически, и строит нашу психику, побуждая «сознание» рассуждать, «беседовать» с самим собой, размышляя о том, как ему правильно реагировать на окружающую среду.
Надо отметить, что человеческие органы чувств не являются самыми совершенными в Природе. У многих животных и живых организмов органы чувств гораздо совершеннее. Но стремление жизни к человеку приводит «общение» с окружающей средой к тому, что оно происходит не только с помощью органов чувств. В этом «общении» наращивается участие «мышления». Вернее - оно стремится возглавить и направить это «общение»!
Эта руководящая и направляющая роль мышления в психике, как «общении» организма с окружающей средой, является признаком особой роли «сознания» человека в окружающем мире, но, отнюдь, не служит признаком его исключительности. Оно показывает нам то, что именно «мышление» и его усложнение служит причиной и целью возникновения и развития психики. А также предлагает нам идею того, что «мышление», как процесс «проникновения духа в материю», ведёт и постоянно соприсутствует и сопровождает процесс «движения материи к усложнению и психическому развитию», приводя его к возникновению человеческого «сознания», как некоего «зеркала», способного вместить в себя всё «бытие» материи и отобразить в себе присутствие Духа, как причины движения «бездны тьмы вод» - «материи», и «света», принесённого в неё.
Общеизвестно, что «сознание» биологически и нейрофизиологически связано с мозгом и нервной системой. Это доказано исследованиями Сеченовым и Павловым нервно-физиологических процессов. Но можно ли с уверенностью утверждать то, что «сознание» - это функция одного лишь мозга?
Сама иерархия строения нервной системы: периферическая, центральная и, собственно, мозг; устроение самого мозга: спинной, промежуточный, головной; наконец, сложное функциональное строение каждого из отделов мозга, иллюстрируют нам эволюционный процесс проникновения «духа» в «материю», процесс развития «созерцания как функции сознания в бытии», который совсем ещё не закончен, ещё продолжается и идёт, ещё стремится куда-то в глубины «духовного», куда продолжает пытаться проникнуть «материальное». В ходе этих встречных процессов развития «сознание», в каких-то своих высших проявлениях, становится всё более и более опосредованно связанным с «веществом».
Можем ли мы достоверно, а не предположительно, указать каковы вещественные связи «сознания» с совестью и её стремлением к любви, и с волей и её стремлением к свободе, со стремлением творческих порывов к своему осуществлению?
Если, говоря о чувствах, мышлении и поведении, даже социальном, мы можем опираться на исследования системы обмена веществ и гормональной системы, графиков картин электро, химических и других потенциалов мозга, то при попытках изучения «тонких движений души» все эти методы оказываются малоинформативными. - Мы исследуем холст «сознания» - живую «материю», составляющую его основу, но те духовно-нравственные «краски», которые нанесены на этот «холст», остаются недоступными нашим приборам. Для их изучения мы, по-прежнему, вынуждены обращаться к откровенному знанию.