Глава V

Розалия Цех
***

Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

В. Ключевский


Был уже поздний вечер. Почти ночь. Мия сидела за ноутбуком. Её распирало от пережитых эмоций, от того опыта, который она пережила за эти дни. Хотелось это выплеснуть, поделиться с кем-то. Мия решила, что единственный способ - написать обо всем. Она будет вести блог на сайте агентства. Поток слов превращался в рассказ о свадьбе, о ее подготовке, о тех, кто помог сделать ее красивой в кратчайшие сроки. Мия выразила благодарность всем участникам действа, назвав их поименно. Написав последнее предложение, Мия не стала сразу же публиковать пост. Надо завтра перечитать. Вдруг её понесло? Да и каким бы демократичным не был Денис, он остается её боссом. Он должен одобрить идею с блогом и прочесть материал.

Утром, явившись в офис, Мия с нетерпением ждала прихода Дениса. Когда она заварила кофе, и его аромат разлился упоительной волной по всему помещению, пришел Денис.

- Замечательно! Я как раз прихватил по дороге булочки с корицей. Будем пировать. - предложил он, радостно глядя на Мию.

- Я мигом! - сказала девушка и стала сервировать маленький кофейный столик. Прекрасный повод рассказать за чашкой кофе о блоге.

- Как вы себя чувствуете после вчерашнего?

- Замечательно!

- Да? А я, признаться, немного устал. Но мы это сделали, чёрт возьми!

- Именно об этом я написала в блоге.

- Где?

- Денис, как вы смотрите на то, чтобы я вела блог на нашем сайте?

- Неожиданно... Но, по-моему, это то, что нужно.

Мия принесла ноутбук и поставила на столик, отодвинув тарелку с булочками. Денис уселся удобнее на их новом диване, а Мия рядышком.

Пока она открывала блог, процесс шёл медленно из-за тормозного интернета, Мия чувствовала дыхание Дениса, свежий запах его одеколона, и ей это нравилось. Но когда его нога коснулась ее ноги, она поспешно отодвинулась, засмущавшись.

- Простите. Что-то я неуклюжий с утра, - извинился Денис и тоже отодвинулся.

Девушка смотрела, как он читает и пыталась угадать его отношение к этому.

- Здорово! Вы уже опубликовали?

- Нет. Это ведь не личный блог. Я хотела сначала получить ваше одобрение...

- И вы его получили! У вас хороший слог, Мия. Я, конечно, не эксперт. Сочинения, эссе - это не мое.Но, как читатель, тронут и взволнован таким рассказом.

- Спасибо. Тогда я еще раз перечитаю и опубликую.

В это время зазвонил телефон.

- Клиенты пошли косяком, - пошутил Денис и отправился в свой кабинет. - Event агентство От и До слушает...

Перечитывая свой вчерашний опус, который был написан еще на адреналине, вспоминала все встречи и разговоры.

Когда они с Колей и Лидой поехали за Верой Николаевной в хоспис, Мия не знала, как себя вести. Ей все казалось слишком наигранным или фальшивым. Так ничего и не решив, она увидела, как по коридору везут в коляске хрупкую маленькую женщину. Её истончившееся болезнью лицо вмиг преобразилось, как только она улыбнулась Мие. Оно засветилось былой красотой и обаянием. Вера Николаевна заговорила о свадьбе.

- Знаете, Мия, дети скрывали свой сюрприз, но постоянно задавали странные вопросы о цветах, о торте. Они такие милые, что организовали свадьбу для меня. Лидочка в лицах рассказывала мне о том, как вы добывали ей роскошное платье. Вы очень смелая девушка, Мия.

- Нет, нет, Вера Николаевна. Я не смелая, а только учусь ею быть, - засмеявшись ответила Мия.

- У вас это прекрасно получается.

Потом на празднике Мия удивлялась. Казалось бы тяжелая болезнь и близкая смерть пугают здоровых и молодых людей, но с Верой Николаевной все хотели пообщаться. Особенно её поразил Алимджан, который так трепетно и нежно заботился о матери жениха весь вечер. Уловив один из внимательных и пытливых взглядов Мии, он сказал ей, пробегая мимо с новой порцией лепешек: " Пять лет назад у меня умерла старшая сестра от рака". И Мия снова услышала его жизнерадостный голос, которым он разговаривал с кем-то из гостей.

Мия знала, что такое терять близких. Как потом может измениться жизнь. Но глядя на Веру Николаевну, она почему-то не боялась смерти. Весь ее вид говорил: " Не волнуйтесь! Все будет хорошо!"

Денис уговорил Нину Александровну и её мужа тоже прийти на свадьбу. Цветы Нины Александровны имели успех. Среди гостей нашлись заядлые дачники и цветоводы, поэтому она с трудом успевала отвечать на вопросы о разведении, посадке и прочих милых сердцу цветоводов мелочах.

Из кабинета шумно вылетел взъерошенный Денис. Видно было, что он чем-то взволнован, что даже взлохматил свою аккуратную прическу.

- У нас новые клиенты. В городе будет симпозиум любителей почтовых голубей. И питерский клуб таких вот голубей просит нас организовать гостиницу и досуг участников. Сейчас поеду к ним, чтобы все обговорить, составить списки и узнать режим  работы симпозиума. Если не вернусь, то пришлю все подробности в "мыло".

- ОК. Я остаюсь на хозяйстве? Отлично.

Просидев в офисе до пяти часов, обзвонив гостиницы и туристические агентства, а также просмотрев объявления об индивидуальных гидах, Мия собралась уходить. Надо наконец-то повидаться с мамой. Она обиделась, когда я прошлый раз Мия не смогла к ней заскочить. "Физрук" сегодня ведет спортивную секцию и вернется поздно, поэтому им никто не помешает поговорить.

Мия в очередной раз поразилась, как изменился мамин взгляд. В нем была какая-то настороженность, неуверенность и даже испуг. Раньше девушку раздражало довольство и неприкрытая радость в её глазах, особенно, когда рядом был физрук. Теперь она была бы рада такому взгляду. Как помочь маме?

- Мам, я принесла тебе маленький подарочек - книгу о твоей любимой актрисе. Потом почитаешь. Расскажи, как в школе.

- Да все по-прежнему, доченька. У меня сейчас выпускной класс. Детки подросли и переходят в старшие классы. Лучше ты расскажи о себе. Не обижают ли тебя на работе? Хватает ли денег на квартиру и на жизнь? Ты же знаешь, что я волнуюсь о тебе.

- У меня все в ажуре, мам. Но мне не хватает тебя. Было бы здорово снова жить вместе.

- Да, я тоже хотела бы этого. Но вы ведь не ладите с Васей...

- Кто говорит, что и он должен быть с нами? Мам, он же тебя бьет...

- Что ты! Просто его в школе не ценят. Зарплата небольшая. Ему надо иногда расслабиться. А когда он выпьет, то теряет над собой контроль. Он сам от этого страдает.

Мия поняла, что переубеждать маму бесполезно и постаралась перевести разговор на общих знакомых.

Вечером Мия сидела в своей уютной комнате и писала письмо подруге Тане. Ей хотелось поскорее развеять тягостное чувство, возникшее после встречи с мамой. Письмотерапия помогла, Мия начала зевать и уже собиралась надеть пижамку, но зазвонил телефон. Это был Денис.

- Вы еще не спите? - спросил он.

- Нет, только собиралась. Что-то случилось, - осторожно спросила Мия.

- Звонил Коля... Умерла Вера Николаевна. Она ушла тихо во сне, - сказал Денис. Он обеспокоился, не слыша ответа Мии. И неожиданно обратился к ней на "ты".

- Мия, ты плачешь?

- Стараюсь не плакать... Ей бы это не понравилось.

- Через три дня мы должны ее похоронить.

- Мы?

- Мы ведь справимся, Мия?

- Справимся, Денис, - ответила Мия, сделав ударение в его имени на первом слоге.

Денис сам не понимал почему вдруг перешел на "ты" с Мией.

Она тоже это сделала. И почему-то назвала его Денисом на иностранный манер. В его груди разлилась щекочущая нежность. Последний раз он испытывал такое к сыну. Конечно, у меня к ней отеческие чувства... Или братские. Она ведь совсем девочка.

Мия сидела на подоконнике и смотрела на огни города: мерцающие, теплые или холодные, одинокие и целые гирлянды. На небе тоже были свои огни - звезды. "Дорогая Вера Николаевна, пусть ваш переход в другую жизнь, в иной мир, будет лёгким. Ваша улыбка и доброта навсегда останутся со мной," - шептала Мия, глядя в небо, которое тоже смотрело на нее загадочной далекой высью.

Встретившись в офисе, оба испытали минутную неловкость. Но потом стали общаться на "ты" без всяких объяснений. Казалось, что именно смерть Веры Николаевны сблизила их. Денис искал похоронное агентство, а Мия решала с Колей и Лидой организационные вопросы. Оказывается, что Вера Николаевна хотела кремацию. Прах завещала развеять в Синявино, где любила бывать на даче еще с юных лет. Поминки решили проводить в узком кругу дома. Подруги Веры Николаевны вызвались приготовить поминальную трапезу. Цветы заказали у Нины Александровны. Казалось бы все должно пройти достойно. Суета немного приглушила чувство грусти и непонятного тянущего чувства тоски. Такую испытываешь иногда при падении во сне.

Сидя в тесной гостиной на старом диване, Денис и Мия рассматривали семейные альбомы. Перед ними прошла вся жизнь Веры Николаевны. Вот она кудрявый карапуз на руках мамы и отца. Потом худенькая малышка на трехколесном велосипеде, девочка с поливалкой в руках возле клумбы. В другом альбоме она сама уже мама и держит на руках маленького Колю... В нескольких альбомах вместилась вся жизнь. Мия и Денис соприкасались плечами, рассматривая снимки. Они пришли на поминки. Коля и Лида были им очень благодарны. Мия и Денис согласились зайти на несколько минут. Они уже час сидели в уютной квартирке Веры Николаевны, где все еще дышало её заботой и вниманием. На подоконниках цвели фиалки, на кресле спал старый кот, на столике лежала раскрытая книга, которую она читала...

Выйдя на улицу, Мия и Денис не смогли сразу распрощаться. Им обоим не хотелось остаться сейчас в одиночестве. Они брели по опавшим листьям маленького сквера, и говорили обо всем, что приходило в голову.