Вспомнилось. Инкубатор-2

Сергей Груздев Валаамский
Немножко ещё про  интернат... Было написано не сегодня, но наверняка мало кто читал...
;;;
Вспомнилось... "Инкубатор"
###
+++
Сегодня  мне приснился Вовка Савельев. Валаамский наш паренёк.  С чего бы это подумал я. Сколько лет уже как его нет. Учились мы с ним вместе сначала в Валаамской  школе, потом в девятом,  классе в интернате называемом в местный кругах "инкубатором". Школа-интернат номер два города Сортавала.  (На Валааме была школа-восьмилетка). В интернате училось много детдомовских ребят, ну и мы то кучи... Жили в общаге, отдельно от здания интерната.
Вовка был долговязый красивый парнишка, внешностью чем-то похожий на актёра Юрия Никулина. У него и кликуха была : "Никулин", которой он скорее гордился, чем не любил.  Я же не выделялся ни ростом, ни силою. Был тихим и всего боялся, особенно девушек. Вовка с Кольком  Нестеровым "Нестером" были самыми бесшабашными в классе. Не то чтобы они были самые сильные, но достаточно  "наглые" и смелые и держались всегда друг за дружку,  и никого не боялись. Меня они физически не обижали, но дразнили  "сухариком" за мою худощавость и низкорослость. Другие ребята тоже подхватили противную  мне "кликуху". Особенно мне было неприятно когда они так ко мне обращались в классе при девушках. Вовка был сыном горповского возчика Валентина, про которого я уже не единожды вспоминал в своих рассказах. Про мать его ничего не знаю...У Валентина была новая семья и Вовка рос, как бы сам по себе, без какого - либо контроля и присмотра. Понятно, что ребёнок он был недолюбленный.
Девушки в нашем классе все были, за исключением пожалуй парочки, выше меня в начале обучения. Это уж потом, к окончанию десятого класса, я вытянулся и немножко стал похож на старшеклассника. Эх, какие были всё-таки  прекрасные годы!.. Наша юность. Романтическая и неповторимая.
Мальчишки, что посмелее, дружили с девушками. Мы ведь приехали в  интернат из разных пригородных сёл. Я -то не-е-е, в начале девчонок вообще чурался, потом осмелел постепенно, стал за косички даже дёргать впереди  сидящих, Наташку да Томку. А  На школьных вечерах танцевальных, которые устраивали довольно - таки часто, даже на медленные танцы стал приглашать "подружек".  А вот влюбиться  я не мог себе позволить, у меня сидела уже в сердце одна из Валаамских, как заноза. И не было ни желания, ни сил её оттуда вытащить. Сама потом вылезла...
В свободное время любил я гулять по Сортавала. Особенно часто посещал музыкальный магазин, в надежде, на сэкономленные деньги, купить пластинки популярных исполнителей советской и зарубежной(социалистической) эстрады. Очень я любил музыку!.. Любил купить конфет-ирисок и сосать их, гуляя по городу (дёшево и вкусно-сладко). Ребятам тоже приносил, угощал.
Помню Лёшку  Скотникова из Ланденпохьи. Он всё с рисунками ходил. Рисовал очень прилично всё больше обнаженные натуры.
Как все люди искусства, был слегка
" пришибленным"( с голубоватым оттенком), то волосы подкрасит, то бородку начнет отпускать...В отношении женщин был уже сформировавшимся "самцом". Говорил о них грубо и разговаривал вульгарно. Как-то много лет спустя приедет на экскурсию на Валаам из Ленинграда. Найдёт меня и мы будем до вечера пить вино у меня в коморке и вспоминать наши счастливые годы "Инкубатора". Это была единственная встреча.Толик Грачёв был круглым отличников и при этом  был своим" в доску," мог и выпить вместе со всеми и анекдот завернуть, да и музыкой современной увлекался, как и мы все. Особняком жил, мой сосед по парте, высокий парень из Рускеала, Серёжка Двойнишников. Я всегда списывал у него алгебру, так как не очень в ней "шарил". Он был очень способным в учёбе. На девчонок внимания не обращал. Ходил всегда в  помятом костюмчике и был каким-то по жизни неуклюжим. Каюсь, я над ним частенько подшучивал и получал  нередко за это  от него удары или щипки. Парень-то он был сильный. Знаю, что всю жизнь он проработал в оборонке... Немножко пробовали с ним  переписываться в "Контакте". Но быстро раздружились, так как я понял, что нет у него на это времени.
Да, много нас было, разных мастей и национальностей. С Валаама ещё Серёжка был, Кекман. Финн. Любил одиночество, всегда куда-то уходил, компаний не любил. Я к нему, как к отровитянину относился по братски. Однажды зимой он со знакомым мужчиной ушёл, в выходные, на остров на лыжах по льду. К вечеру мы узнали, что до острова они не дошли. Ох и переживал я, молился своими словами под одеялом и глотал слёзы. Всё закончилось благополучно, просто началась метель и мужики решили переночевать у костра на прибрежном острове.
А Лешка Обух называл себя поляком. Кучерявый такой паренёк... Был он с Лесозавода и конечно на самом деле  относился скорее всего к еврейскому сословию.( Это я сейчас так подумал).В то время на фоне существующего  в обществе "бытового" антисемитизма, мало кто открыто смел назвать себя евреем.  Особенно - " полукровки".  Обычно прятались, " косили" под русских, украинцев, поляков - да кого угодно...Но тогда мы и не "парились" над этим. У нас интернационал был - карелы, белорусы, евреи, украинцы, русские... "Каждой твари  - по паре." Потом на выпускной вечер пригласит он свой поселковый вокально- инструментальный ансамбль. Ох и отрывались мы на вечере, распив предварительно несколько бутылок водки( девчонки тоже пригубились).А славные у нас девчонки были - красавицы и  не" вертихвостки". Достойные жёны кому-то достались...
Расставались наутро и  думалось, что ещё встретимся... Не встретились.
Вовка после школы сразу стал жить гражданским браком с дом-инвалидовской медсестрой на Валааме. Не хотелось ему в новую папашину семью. А когда срок отработки у  супруги кончился, уехали они к ней на родину.
Вовка вскоре погиб, разбившись на мотоцикле где-то под Суоярви. Так случилось - детей они не родили.
Лёшка Обух  тоже недолго жил.  Серёга Кекман с семьёй уехал жить в Финляндию. Всех разбросало, кого куда ... Сейчас уже года два, как нет в живых - онкология...
Помню, "Нестер" с выходных как-то приехал и давай хвастать, мол девчонка "С" уже не "девочка".
В интимных подробностях рассказывал, как в сарае  они "влюблялись"... И главное, так правдоподобно, что мы поверили...
Это было для меня необъяснимо и мучительно: " Как без любви такое возможно?.. Как у скота... И зачем об этом рассказывать?.." Было просто противно... Вот таким  "вывихом" я был воспитан в советской  семье.
У меня очень долго не было брюк расклешённых .  А тогда мода была, всё ходили в "клещах", и чем шире тем моднее. Один я ходил в брючках в " дудочку" и очень страдал от этого. Мама одна воспитывали нас троих и денег постоянно не хватало, жили всегда в долгах. Не хотел идти на выпускной -одеться было не во что.
Брюки с вставленными клиньями выделил мне одноклассник Володя
Герасимчик. Ботинки и белую водолазку(мужнины) принесла Тамара Савельевна, наш замечательный воспитатель и "мама".  Как она меня уговаривала - пойти. Милая, добрая женщина.Утром,  в день выпускного вечера, я обнаружил, что вся одежда пропала. Это был один из самых чёрных дней моей жизни - так мне тогда казалось.
Весь день я не мог сдержать слёз и никто не мог меня успокоить. Пожалуй тогда у меня впервые заболело сердце.
Детдомовцы сжалились надо мной  ( им тоже не чуждо всё человеческое) и вечером на спинке своей кровати я увидел брюки и водолазку, а рядом с кроватью - ботинки. Радости моей не было предела. Её я потом расплёскивал на выпускном вечере, танцуя до "упаду", обнимая таких красивых и милых одноклассниц(выпивка помогла раскрепоститься) ... Нарядные, мы гуляли по нашему городу до утра.
Утром мы расстались, чтобы со многими (большинством) уже никогда не встретиться. Ни - ког - да... А как бы хотелось...
Я здесь рассказал только о некоторых своих одноклассниках. Вообще-то класс у нас был большой, почти сорок человек... Где-то вы сейчас, мои однокашники?.. Кто и в каком мире?..