Классный руководитель. Он есть или его нет?

Владимир Лях
   В районной администрации шло совещание директоров школ. Повод был печальный: ученик одной из школ добровольно свёл счеты с жизнью, причём это был уже не первый такой случай в районе. Выступали, в основном, руководящие работники, и все разговоры касались, главным образом, двух ответственных фигурантов. Речь шла о проверке работы школьного педагога-психолога и классного руководителя. Дескать, куда эта классная «мама» смотрела?! Особенно красноречива была одна инспекторша: «Классный руководитель должна быть второй мамой, к ней дети тянуться должны, доверять, а она…» Начальница отдела образования районной администрации, еще не так давно работавшая директором школы, в итоге резюмировала, снизу-вверх поглядывая на руководство района: «Мы сейчас отчётливо понимаем, что главная фигура в предотвращении таких событий – это классный руководитель». А я сидел и думал, чего в этих словах больше – формализма, угодливой глупости или всё-таки фарисейства.
    В нынешнее время классный руководитель в школе – это некий фантом. Он вроде есть, но в то же время его как бы и нет. С одной стороны, все про него знают и даже предъявляют к нему требования, но на каких принципах организована его работа представляют немногие. Попытаемся приоткрыть эту туманную завесу.
     По сути дела, классный руководитель – это главное лицо в школе, обеспечивающее непосредственный контакт с семьей и владеющее информацией по всей учебной и воспитательной работе, в которой задействован ученик.  Классный руководитель знает о ребенке почти всё: ему известны учебные успехи или неудачи каждого, их причины, он так или иначе знает семейную обстановку, учитывает особенности личности ученика, его социальный статус в детском коллективе. Короче говоря, классный руководитель – это нередко куда более значимая фигура для школьника, чем директор школы, учитель или специалист инспекции по делам несовершеннолетних.
       Но, как это ни странно, именно эта – даже не должность, а скорее нагрузка –  в школе сегодня официально именуются «работой, не входящей в круг основных должностных обязанностей» учителя, ведущего, как правило, в данном классе какие-либо уроки.  Проще говоря, нет такой должности в школах, и поэтому говорить о должностных обязанностях классного руководителя вообще не приходится. Повторимся: работа его не входит в круг основных должностных обязанностей. Не основная эта работа, а только приложение к деятельности отдельных работников, чьи должности реально существуют. Причем, формально руководство классом люди принимают на себя добровольно, по заявлению. Но на практике, если быть точным, это происходит всё-таки «добровольно-принудительно».
    В отличие от учебной нагрузки, считаемой по учебным часам, классное руководство со всей его ответственностью и количеством разнообразных задач, оценивается в нынешнее время в виде так называемой «доплаты» (как проверка тетрадей, заведование учебным кабинетом, учебно-опытным участком и т.п.) в весьма скромном размере, сильно зависящим от финансовых возможностей школы. Чаще всего, эта сумма в небольших сельских школах составляет несколько сотен рублей, но и в большинстве городских учебных заведений она тоже не впечатляет размахом. Было время, когда за руководство полным классом доплачивали из федеральной казны пресловутую тысячу, но потом эту практику под благовидным предлогом свернули, погрозив директорам школ пальчиком: вы там смотрите, не снижайте довольствие этим прекрасным людям. Но, как говорится, было бы сказано.
    Чиновники резонно утверждают: нет такой профессии в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих отрасли образования, а значит и невозможно платить классному руководителю по ставке учителя. Действительно, должности нет, но функционал-то есть?! Тут нужна какая-то определённость.
    Надо заметить, что упомянутый справочник не такой уже и железобетонный. В 2000-х годах в нем появились, например, «тьюторы», а классного руководителя в справочнике как не было, так и нет. При том, что без классных руководителей школа не может существовать, а без тьюторов запросто обходится подавляющее большинство учебных заведений. Не все вообще знают, кто такие тьюторы и зачем они нужны.
     Так, может быть, стоит признать официально, что должность классного руководителя де-факто существует, и не просто существует, а ответственна и остро востребована?!
     Впрочем, тема справедливости в отношении классных руководителей отсутствием должности не исчерпывается. Нищенская оплата их труда отчётливо отражает отношение государства к этой роли в современной школе. Но другая сторона «медали» заключается в том, что управленцы от образования, родители, представители всевозможных организаций, взаимодействующих со школой, по умолчанию уверены, что классные руководители должны честно и добросовестно отрабатывать свои обязанности, объём которых множится как снежный ком. Классные руководители должны вовремя сдавать множество отчетов и баз данных, организовывать внеурочную деятельность, контролировать питание учащихся в школе, организовывать и проводить воспитательную работу, ездить на экскурсии, ходить в походы, при этом нести ответственность за жизнь и здоровье подопечных, вести учет успеваемости и разрешать с отстающими их проблемы, разруливать возникающие конфликты, работать со сложными семьями, посещать их на дому. Существует устойчивая тенденция всё новое, что появляется на горизонте школьной отчётности, поручать именно классным руководителям. Например, ведение электронных журналов и дневников, организацию всевозможных анкетирований, приобщение родителей и старших учеников к порталу госуслуг, «борьбу» с коррупцией и даже, порой, проверку пожарной безопасности в домах учащихся и дежурство в местах возможного купания несовершеннолетних в неприспособленных природных водоемах с составлением протоколов! Да-да, такое тоже бывает, и я говорю об этом на конкретном примере.
      И все это, повторимся, за несколько сотен рублей в месяц, часто без всякой поддержки   администрацией школы, нередко в режиме конфликтности со стороны родителей, а то и коллег-учителей. Ну кто, скажем честно, стал бы это делать, если бы мог отказаться, не обостряя отношений с администрацией?! А школьная администрация иной раз проявляет чудеса креатива, составляя для классного руководителя «должностные» инструкции. Один начинающий директор дописался до того, что время работы классного руководителя, якобы, не нормировано. В том смысле, что работать он должен столько, сколько «надо» и трудовой кодекс здесь не указ. Естественно, прокуратура и инспекция по труду об этом пока не знают. И это не единственный прорыв безграничного административного сознания. Есть примеры, когда классному руководителю даже грозят увольнением, по простоте своей упуская, что нельзя уволить того, кого не принимали, ибо нет такой должности!
    В прошлые годы, когда авторитетами были педагоги вроде В.А. Сухомлинского, придававшего важнейшее значение творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников, большинство директоров школ позиционировались как члены школьного коллектива. Такого руководителя называли учителем учителей, и он был квалифицированным методистом, представляя интересы своего коллектива в органах власти и управления образованием. Это в значительной мере смягчало ситуацию в отношении классных руководителей. Теперь нередко ситуация складывается прямо противоположная. Директор уже вполне может быть не методистом и педагогом, а всего лишь «менеджером». И не растекаться мыслью по древу педагогики, а только представлять в школе интересы власти и органов управления образованием, не давая слабины в требованиях к подчинённым, в том числе и к классному руководителю. Естественно, сплоченный коллектив единомышленников «менеджеру» совершенно без надобности. Теперь важнее исполнительность и лояльность каждого персонально, и даже профсоюзного лидера «менеджер» стремится подчинить себе. Педсовет и прочие общественные органы в этих условиях существуют формально и могут действовать только в пресловутом режиме «одобрямс», так что ожидать каких-либо позитивных изменений на уровне учреждения в этом случае совершенно безосновательно.
    Хотелось бы, конечно, чтобы классные руководители отбирались из лучших учителей и боролись за право быть руководителем класса, чтобы они имели полномочия и права в нужный момент защитить интересы своих подопечных, имели бы достойную оплату своего труда и всемерную поддержку со стороны школы, занимаясь этой работой не по остаточному принципу. Тогда с них можно было бы что-то и спрашивать, и чего-либо ожидать. А пока, «кто везёт, того и погоняют». И слава Богу, что есть еще те, кто не бросает детей и вынужденно берет на себя эту неблагодарную и очень ответственную работу, гораздо более ответственную, чем приехать в школу и отчитать часы по предмету.
      И ведь, чаще всего, успешный и любимый детьми классный руководитель – это не формальный функционер, а человек, искренне, всей душой любящий учеников класса, как своих детей, болеющий за них и проживающий с ними значительную часть их школьной жизни! Далеко не все готовы любить чужих детей, а классный руководитель должен это делать априори. Много есть людей, способных к такому самопожертвованию? Так почему же мы не ценим хорошего классного руководителя?
      К слову, можно заметить, что поскольку должности такой не существует, то на классных руководителей никого и нигде не готовят, если не считать краткосрочных тематических курсов повышения квалификации. Уроки музыки, рисования или ОБЖ вести без специальной подготовки нельзя, а классное руководство «навесить» на любого штатного сотрудника школы, пусть даже и не имеющего педагогического образования, можно без всяких проблем.
      Честно говоря, абсолютно непонятно, почему люди, которые становятся руководителями в системе образования и приходят на свои посты зачастую именно из школ, на протяжении всех лет реформирования образования никак не озаботятся проблемой организации работы классных руководителей. При этом решается масса всевозможных текущих вопросов вроде организации антикоррупционного воспитания, обучения основам финансовой грамотности или основам игры в шахматы. Ответа нет, как нет.
     И ведь для положительных сдвигов в нужном направлении достаточно просто политической воли властей и профессиональной честности по отношению к коллегам со стороны чиновников комитетов образования и директоров школ. И простого понимания, что именно классный руководитель определяет лицо школы в глазах общества, это именно тот человек, с кем это самое общество в лице родителей и различных организаций имеет дело. И если классный руководитель не оправдывает ожиданий общества, значит не оправдывает их вся система образования! И эта проблема, к сожалению, только усугубляется. В ней, скажем прямо, кроется и одна из причин падения престижа российского учителя, о которой много говорится, но на практике ничего не предпринимается, чтобы это положение исправить.